Офтоп
Никита Лихачёв

Вторая гражданская в Фейсбуке: как трагедия разбившегося Ту-154 снова расколола рунет

Крушение Ту-154 в небе над Чёрным морем стало причиной траура в социальных сетях задолго до того, как его официально объявил президент России. Однако нашлись и те, кто массовую скорбь не разделил. Реакция на такие высказывания дошла до самой верхушки власти, хотя некоторые заподозрили в травле инакомыслия искусственно раскрученную кампанию.

Спасательная операция у берегов Сочи. Фото Артура Лебедева, ТАСС

В результате крушения Ту-154 у берегов Сочи погибло 84 пассажира и ещё восемь членов экипажа: спасатели до сих пор достают обломки и тела со дна Чёрного моря. Борт Минобороны перевозил военный ансамбль имени Александрова и журналистов федеральных телеканалов для проведения новогоднего концерта на российской авиабазе Хмеймим в Сирии.

Среди пассажиров военного самолёта была директор фонда «Справедливая помощь» и общественный деятель Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Ансамблем руководил известный дирижёр и генерал-лейтенант Валерий Халилов.

Катастрофа вызвала массовую скорбь в рунете. Крупные СМИ стали менять своё оформление на двухцветное, включая тех, чьих журналистов не было на борту, но поддержавших коллег из солидарности. Пользователи ставили черные квадраты или горящие свечи на аватарки в соцсетях. Владимир Путин объявил 26 декабря в России днём траура по погибшим.

Впрочем, нашлись те, кто не разделял скорбь. Некоторые блогеры и медийные личности даже выразили удовлетворение от случившегося: во многом позиция объяснялась тем, что борт был военным и направлялся в зону боевых действий, участие России в которых поддерживают не все граждане страны.

Особое внимание обратили на высказывания журналистов Божены Рынски и Аркадия Бабченко. Рынска поблагодарила «боженьку» за «прекрасный бонус в виде съёмочной группы НТВошек», а Бабченко заявил, что у него нет сочувствия для тех, кто готов «петь и плясать» в поддержку военных, «чтобы им лучше бомбилось».

Одним из первых ответов на пост Рынски стало заявление помощницы депутата Госдумы Марии Катасоновой в Следственный комитет.

Против журналистки выступил главный редактор Esquire и ресторатор Сергей Минаев. Он потребовал от главреда SNC Наталии Архангельской уволить Рынску и призвал своих коллег больше не брать её на работу.

К Минаеву присоединился и советник президента по интернету Герман Клименко, удивившийся числу общих с Рынски друзей в Фейсбуке. К тому моменту Архангельская уже объявила, что Рынска не работает в издании с 1 декабря.

По наблюдениям диджитал-директора телеканала RTVi и бывшего шеф-редатора сайта «Дождя» Ильи Клишина, первоначальная запись Рынски вызвала такую резко негативную реакцию общества далеко не сразу. Сначала скриншот записи распространялся в блогосфере среди условно провластных блогеров, и только потом на него по очереди стали обращать внимание информационные агентства.

Клишин посчитал, что запись Рынски могли превратить в спланированную кампанию по очернению либерального лагеря — так, как это произошло с опросом о блокаде Ленинграда на «Дожде» в январе 2014 года.

Что-то похожее я видел как-то вечером в воскресенье, когда вдруг в течение 10 минут все губернаторы и министры захотели прокомментировать одно там историческое шоу на телеканале «Дождь» (с одинаковым текстом). Действительно, все же знают, что все губернаторы и министры вечером в воскресенье только и делают, что смотрят «Дождь» и сидят в Твиттере.

Илья Клишин, диджитал-директор RTVi

Позднее пост Рынски исчез. Сама журналистка заявила, что по результатам рассмотрения жалобы пользователей на её запись в Facebook приняли решение, что она не нарушает правил, но попросили ограничить список её читателей: «Некоторые публикации я оставлю френдз-онли. Не потому, что зассала, а потому, что в бане сидеть не хочу».

Общий негативный фон заставил высказаться даже вечно позитивного блогера Сергея Долю: он пожаловался на атмосферу ненависти, но только усилил её.

О реакции на свою запись про крушение Ту-154 рассказал и главный редактор портала «Такие дела» Андрей Лошак. По его словам, резкая критика и угрозы после его обвинений Путина в смерти пассажиров самолёта заставили журналиста «поступить, как Путин» — ограничить комментарии только кругом своих друзей в Фейсбуке.

К вечеру воскресенья обозреватель шоу-бизнеса в «Московском комсомольце» Татьяна Федоткина в своей статье про неприятные комментарии в соцсетях о трагедии заявила о необходимости ввести ответственность за надругательство над памятью погибших.

До каких пор нам терпеть тех, кто в социальных сетях радуется случающимся в России трагедиям? Радуется нарочито, откровенно, с использованием оскорблений. И в этот, даже в этот, раз тоже!

Именно сегодня особенно остро хочется призвать таких нечестивцев к ответу и покарать за их грязные слова справедливым возмездием. И запретить иностранцам, выражающим радость по поводу случившегося, въезд в нашу страну. И начать против тех россиян, которые сейчас откровенно злорадствуют, процедуру лишения их гражданства.

Татьяна Федоткина, «Московский комсомолец»

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала «скотобазой» тех, кто глумится над погибшими в крушении Ту-154, и также призвала удалять их из друзей.

На фоне резких отповедей по глумящимся рядовые пользователи Фейсбука стали призывать вообще воздерживаться от каких-либо высказываний — настолько была накалена обстановка. Основатель издания Roem.ru Юрий Синодов даже сравнил её с новой формой гражданской войны.

Утром 26 декабря телеведущий Владимир Соловьёв призвал привлекать глумившихся к ответственности — лишать гражданства.

Заместитель главного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев обратил внимание на отсутствие реакции со стороны Дональда Трампа, которого последнее время часто представляют как союзника Кремля.

Ситуацию с резко негативными высказываниями в соцсетях по трагедии и реакцией на них прокомментировал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В целом эти уродливые проявления, наверное, сумасшествия, они поражают. Особенно в такие дни. Это полное безумие, сумасшествие. Абсолютно понятна и оправданна самая жёсткая реакция общественного мнения.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ

Впрочем, рознь вокруг скорби из-за крушения Ту-154 — не первое подобное явление в России. Ещё в ноябре 2015 года после сбитого Су-24 на границе Сирии и Турции общество разделилось похожим образом.

Тогда эссеист и поэт Дмитрий Воденников обращал внимание на проблему поляризации мнений в соцсетях в колонке на «Газете.ру» под названием «Как правильно скорбеть».

Это такая наша национальная черта. Все знают, как правильно скорбеть. Если человек скорбит неправильно, мы быстро это ему объясним.

Ибо нефиг просто плакать или замереть, как суслик. […] Нет! Мы не такие! Нашим людям мало самим демонстративно скорбеть, надо ещё и непременно ненавидеть тех, кто делает это, по их мнению, недостаточно.

Дмитрий Воденников, эссеист и поэт

Поправки: в первоначальной версии материала утверждалось, что Елизавета Глинка является создателем ПСО «Лиза Алерт». На самом деле создателем «Лиза Алерт» является Григорий Сергеев. TJ приносит извинения читателям.