Офтоп
Василий Басов

Жильё моё: чем грозит предложение Минюста лишать должников единственной недвижимости

Минюст России разработал законопроект, согласно которому у должников могут забирать за долги единственное жильё, если оно превышает установленные законом нормы метража на одного человека. Депутаты и профильные ведомства, например, приставы, инициативу поддерживают. Общественники и простые граждане законопроект уже раскритиковали, считая, что соответствующий закон откроет широкие возможности для злоупотреблений, а людей выгонят на улицы. Минюсту пришлось объяснять свою инициативу, но некоторые вопросы к проекту всё же остались.

Фото «Российская газета»

Что предложил Минюст

Согласно разработанному законопроекту, который пока находится на стадии общественного обсуждения, Минюст предлагает снять запрет на изъятие единственного жилья, которое превышает двукратный размер законодательных норм.

Нормы эти в регионах России разные, но, согласно Жилищному кодексу, не могут быть меньше 12 квадратных метров на человека. В Москве эта норма составляет 18 квадратных метров.

В Минюсте пояснили, что хотят позволить забирать жильё только у тех должников, чья недвижимость «явно» превышает человеческие потребности.

Взыскание может быть обращено на принадлежащее гражданину-должнику единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, только если его размер и стоимость явно превышают уровень, достаточный для обеспечения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище. При этом учитывается как площадь жилого помещения, так и его рыночная стоимость.

из сообщения Министерства юстиции

Как добавили в министерстве, решение о таком взыскании суд может принять только в случае, если у должника нет другого имущества и его доходы несоразмерны с долгом. Кроме того, суд будет должен установить сумму, которую выплатят должнику для приобретения другого жилья в том же населённом пункте.

То есть, согласно законопроекту, после продажи единственного жилья должника, суд должен будет вернуть ему деньги, оставшиеся после вычета долга. При этом суммы должно хватить на покупку нового жилья, соответствующего государственным нормам по метражу.

Однако, если должник в течение трёх месяцев не купит себе новую жилплощадь, то эти деньги перечислят в фонд муниципалитета, который должен будет предоставить муниципальное жильё.

По итогу, продавать единственное жильё должника можно будет при соблюдении двух условий: если его площадь вдвое превышает законную норму для должника и его семьи, а стоимость — вдвое превышать цену жилплощади, полагающейся по закону.

При этом в Минюсте добавили, что речи об уплотнении или продаже в счёт долга части квартиры не идёт. 24 ноября 2016 года СМИ сообщали, что Минюст планирует разрешить помимо изъятия жилья и так называемое «уплотнение» квартир хронических должников, по сути, переделывая их в коммунальные.

Реакция чиновников

Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская заявила, что в стране действительно есть «жирующие собственники» с большими долгами.

При этом депутат заверила, что порой от них страдают не только банки и другие юридические организации, но и обычные граждане, которым собственник должен деньги.

Надо аккуратно к теме подходить, но вопиющие случаи, когда пентхаус — единственное жильё, или коттедж, и безумный долг, и страдает уже та сторона, причём это не только юридические лица, а граждане.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Депутат подчеркнула, что необходимо сделать так, чтобы закон не ущемлял интересы малоимущих граждан, а также членов семей, находящихся у них на иждивении — детей и престарелых родителей.

Бывший уполномоченный по правам детей Павел Астахов с опаской отнёсся к предложению, заявив, что он может сделать малоимущих должников бездомными. Свои опасения экс-омбудсмен высказал в твиттере.

На заявление Астахова ответил глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков, заявив, что без жилья должников оставлять не планируют.

Предложение Минюста раскритиковал депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин. Коммунист назвал инициативу бездумной, антиконституционной и направленной «исключительно на удовлетворение интересов различных групп жуликов».

В Кремле заявили, что у них пока нет окончательного мнения по законопроекту, поскольку он нуждается в доработке.

Это одно из рабочих предложений, которое подлежит детальной проработке и с юридической точки зрения, и с точки зрения правоприменения. Надо собрать мнения многих ведомств по этому вопросу, и говорить, что в Кремле есть какая-то позиция, преждевременно.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ

Реакция граждан

Пользователи соцсетей восприняли предложение отбирать за долги последнее жильё с тревогой. Почти единодушно было высказано мнение, что должники окажутся на улице.

Вопросы и подводные камни

Один из главных вопросов, который встаёт при условии, что законопроект будет принят и вступит в силу в качестве закона — кто и как будет оценивать продаваемое за долги имущество. Если вопрос с метражом на данном этапе разъясняется — вдвое больше минимальной законной нормы, то вопрос цены пока остаётся открытым.

Согласно законопроекту, продавать единственное имущество можно будет, если оно вдвое превышает стоимость жилья, положенного по закону. Однако цена за условные 18 квадратных метров в той же Москве в зависимости от района будет различаться в десятки, а то и в сотни тысяч рублей.

При этом в тексте законопроекта предлагается при оценке стоимости недвижимости учитывать средний удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала субъекта РФ.

То есть, оценивать имущество будут исходя из средней кадастровой, а не рыночной стоимость. Отличие кадастровой стоимости от рыночной заключается в том, что кадастровая стоимость определяется государством (для расчёта налогов) и не учитывает рыночные факторы, такие как сезонность, состояние рынка, расположение объекта и так далее. Поэтому кадастровая стоимость жилья в большинстве случаев значительно ниже рыночной.

По этому же критерию будет рассчитываться минимальная сумма, которую после реализации недвижимости следует вернуть должнику для покупки нового жилья. В законопроекте указано, что суд может эту сумму увеличить, но не более, чем на 20%.

Другой вопрос касается членов семьи должника, имеющих доли в жилье. Несмотря на то, что Минюст пообещал не превращать квартиры в коммуналки, и не заниматься «уплотнением», в законопроекте чётко прописано, что если имущество принадлежит нескольким членам семьи, то продавать будут только долю должника.

Его родня, конечно, законно и сама может выкупить продаваемую долю. Но тогда придётся поучаствовать в торгах, на которых начальная цена за жильё будет исходить уже из рыночной стоимости. Победителем торгов, как и на любом аукционе, будет признан тот, кто предложит за продаваемое имущество наибольшую сумму.