Офтоп
Григорий Вольгин

Как создавались спецэффекты в эпоху немого кино: объяснение от автора блога SilentMovieGifs

Использование специфических ракурсов, трюки со стеклом и цветовые фильтры.

Автор раздела SilentMovieGifs на портале Reddit создал подборку анимаций, в которых наглядно объяснил, как создавались спецэффекты в эпоху немого кино. Об этом сообщает Gizmodo.

Был проведён разбор сцен из семи кинокартин 20-30-х годов прошлого века: «Безопасность прениже всего!», «Новые времена», «Элла Синдерс», «Маленький лорд Фонтлерой», «Чёрный пират», «Шерлок-младший» и «Бен-Гур: история Христа».

Автор разобрал сцены с помощью сопоставления двух гифок: в первой показываются кадры из фильма, во второй — как именно достигался визуальный эффект.

«Безопасность прениже всего!» (1923)

Актёр Гарольд Ллойд висит над городом на стрелке башенных часов.

Во времена съёмок фильма хромакея ещё не было, поэтому авторы фильма использовали трюк с перспективой. Конструкцию, на которую должен был залезть актёр, установили на крыше здания, стоящего на противоположной стороне улицы. По мере того, как Ллойд карабкался выше, конструкцию переносили на более высокие здания.

«Новые времена» (1936)

Актёр Чарли Чаплин катается на роликах по универмагу.

Часть фона нарисована на куске стекла, который был помещён перед камерой.

«Элла Синдерс» (1926)

Актриса Коллин Мур вращает глазами в разные стороны.

Две половины лица Мур был сняты отдельно при помощи матового стекла. Кусок стекла с половиной, окрашенной в чёрный цвет, был помещён перед камерой. Затем плёнку перематывали и чёрным стеклом прикрывали другую сторону. Нельзя было допустить, чтобы положение камеры или лица сдвинулось, иначе трюк бы не получился.

«Маленький лорд Фонтлерой» (1921)

Актриса Мэри Пикфорд целует себя в щёку.

Кинооператор Чарльз Рошер поместил камеру в металлический каркас, который не давал ей двигаться. Пикфорд двигалась позади своего собственного лица, детальный силуэт которого был нарисован на стекле. На трёхсекундный эпизод потребовалось 15 часов работы.

«Чёрный пират» (1926)

Актёр Дуглас Фэрбенкс скользит вниз по парусу корабля.

Метод для достижения эффекта был просчитан инженером Робертом Фэрбенксом, братом актёра. Камеры и паруса корабля были установлены под углом, а нож героя был прикреплён к скрытому подъёмному блоку с противовесом.

«Шерлок-младший» (1924)

Актёр Бастер Китон лихо проносится по сломанному мосту.

Нижняя часть кадра была затемнена до уровня моста, и Китона снимали, когда он ехал по целому мосту. Кадры с грузовиками снимали отдельно, когда мост частично разрушили.

«Бен-Гур: история Христа» (1925)

Иисус исцеляет двух прокажённых девушек.

Оператор Карл Страсс разработал методику с использованием цветового фильтра. Когда фильтр устанавливали, лица женщин, загримированных под прокажённых, выглядели чистыми на плёнке.