Офтоп
Василий Басов

Десятая заповедь: что становится с объектами, отданными РПЦ

Музеи, культурные учреждения, школы и даже католические замки, которые забрала Русская православная церковь.

Фото Ильи Питалева, ТАСС

В ноябре 2010 года в России был подписан закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Прямо о реституции (возвращении незаконно захваченного имущества), в законе не говорится. Да и прежний патриарх Алексий II сам заявлял что РПЦ не требует от власти реституции церковного имущества, хотя и поддерживает добровольное возвращение церковных и храмовых зданий «в тех случаях, когда это возможно и необходимо». Тем не менее, иначе как реституцией в обществе этот закон мало кто называет.

За время действия закона, церковь получила от государства в собственность или долгосрочную безвозмездную аренду сотни зданий по всей стране. Среди них в преобладающем количестве различные храмы и церкви. Но немало таких объектов, которые в настоящее время выполняли исключительно светские функции — библиотеки, музеи, учебные заведения или же объекты туристического кластера.

Последнее громкое событие — передача РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Главным аргументом против передачи собора церкви называется именно тот факт, что он давно уже является не местом для проведения религиозных обрядов, а музеем, туристическим объектом, и, в конце концов, просто памятником архитектуры мирового значения.

Как и куда переезжают от РПЦ

Примеров передачи РПЦ объектов культурного и образовательного значения за время действия закона накопилось немало. И один из главных вопросов при передаче подобных зданий — куда и на какие средства переезжать учреждениям, работающим в переданных объектах.

Согласно закону, организации культуры при передаче имущества должны получать взамен «равноценные здания, обеспечивающие уставные виды деятельности».

Но процесс этот не всегда происходит гладко, либо из-за отсутствия подходящих для переезда помещений, либо из-за нехватки бюджета для строительства нового здания.

Одним из примеров является краеведческий музей города Гагарин Смоленской области. Расположенные там Благовещенский собор, Тихвинскую церковь и Церковь скорбящей Божьей Матери в 2014 году передали местной епархии.

Вместе со зданиями для богослужений РПЦ получила приходской дом и подвал купеческого дома 19-го века. Расположенному в них историко-краеведческому отделу музея Юрия Гагарина и художественной галерее пришлось искать новое место. Решение о передаче музея РПЦ поддерживал известный православный активист Дмитрий Энтео.

В итоге экспонаты рассортировали по разным учреждениям. Сам музей Гагарина, который располагается в Благовещенском соборе, переехал в бывшее здание Центра детского творчества, фондохранилище — на второй этаж здания районного узла связи, после проведённой там реконструкции.

Благовещенский собор, в котором находился музей Гагарина

Дом бывшего гжатского купца Церевитинова, в который переехал музей Гагарина

Похожая история произошла с челябинским залом органной и камерной музыки, который в 2013 году передали церкви. РПЦ вернули храм Александра Невского, в котором с советских годов находился органный зал, а инструмент перевезли в бывший кинотеатр «Родина», который для этого дела перестроили. На переезд из местного бюджета потратили 680 миллионов рублей.

Храм Александра Невского, в котором находился органный зал

За храм с органом РПЦ боролась с начала 90-х годов. Уже тогда музыканты и представители немецкой компании «Hermann Eule», создавшей инструмент, предупреждали, что перемещение органа может повредить качеству его звучания. Активисты, выступавшие против решения о передаче органного зала, заявляли, что церкви и так пустуют, так что переделывать в них культурные учреждения не стоит.

Я считаю весь этот переезд совершенно бессмысленным. Нам говорили, что люди не могут жить без этой святыни, им негде молиться. Я ходила в храм. В обычный день я не видела там больше 30 человек, а всего 120 человек набирается во время больших праздников. Такое количество верующих вполне могло бы разместиться в других церквях и храмах.

Маргарита Болховская, лидер инициативной группы, выступавшей против передачи органного зала РПЦ

Впрочем, как утверждают специализированные порталы, реконструкция бывшего кинотеатра в органный зал прошла успешно и с привлечением соответствующих специалистов, поэтому качество звучания осталось на уровне, а в новом органнном зале даже проводят международные фестивали. Хранитель органа, народный артист России Владимир Хомяков, звучанием инструмента тоже остался доволен.

Бывший кинотеатр «Родина», в который переехал челябинский орган

Меньше повезло единственной школе села Борок Костромской области. РПЦ отсудила здание, некогда принадлежавшее монастырю и являющееся памятником архитектуры.

Местная администрация в течение пяти лет обещала построить для детей новую школу, но этого так и не произошло. Если в ближайшее время проблема не решится, то школьникам придётся ездить на автобусе в соседний населённый пункт.

У властей есть ещё один вариант решения проблемы — переместить детский сад в здание администрации, школу в здание детского сада, а для сотрудников администрации найти новое помещение. Но для этого нужны деньги, которых не хватает.

Единственная школа села Борок

Вернуть то, что никогда не принадлежало

Одна из наиболее громких историй с возвращением имущества РПЦ произошла в Калининграде. Там в 2010 году Православной церкви отдали несколько замков католического Тевтонского ордена, построенных в 13-14 веках, а также католические и лютеранские кирхи, в которых располагались музеи, театры, школы и филармония.

Калининградская Епархия тогда обещала, что организации, работающие в переданных зданиях, продолжат свою деятельность и не будут закрыты. Однако в 2014 году церковь обвинила филармонию в захвате здания и потребовала освободить помещение бывшего пасторского дома. В конфликт пришлось вмешиваться местным властям, которые позволили музыкантам остаться.

Замок Георгенбург, переданный РПЦ в 2010 году

С реставрацией тевтонских замков Православная церковь справиться не смогла, хотя по закону должна была сделать это после передачи в собственность. В 2016 году в РПЦ заявили, что готовы за символическую цену сдать замки в аренду для того, чтобы их использовали в развлекательных или туристических целях, но с условием, что инвестор отреставрирует их за свой счёт.

Калининградская епархия готова предоставлять замки в безвозмездное пользование или за символическую аренду. Главным условием договора станут понятные цели инвестора или пользователя. Если какой-то человек придёт и скажет: «Дайте мне в аренду на 49 лет, я что-то хорошее сделаю», — это несерьёзно.

Виктор Васильев, руководитель отдела по имуществу Калининградской епархии

Как рассказал архитектор-реставратор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Попов изданию «Медуза», у РПЦ с памятниками культуры и архитектуры дела вообще обстоят не очень хорошо.

Русская православная церковь, как правило, за наши же деньги уничтожает такие памятники. Представьте, что у вас есть картина Рафаэля или Андрея Рублёва. Вы отдали её на реставрацию, а вам после этого выдают какую-то мазню. Примерно то же самое происходит со всем, что берёт под своё управление РПЦ: когда им передают памятники, они с ними совершают какую-то еврореставрацию.

Александр Попов, советник Российской академии архитектуры и строительных наук

В пример реставратор привёл случаи, когда РПЦ обшивала древние церкви сайдингом или вставляла в старинных храмах пластиковые окна.

Исаакиевский собор, как и тевтонские замки, Русской православной церкви тоже никогда не принадлежал, но в РПЦ заявили, что подобные рассуждения лежат вне правового поля

Культовые объекты передаются церкви исключительно потому, что были построены для богослужений. Поэтому рассуждения о том, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал церкви, лежат вне существующего правового поля.

Игуменья Ксения (Чернега), глава юридической службы патриарха Московского и всея Руси

Сколько всего отдали РПЦ, и зачем

В 2013-2014 годах, по данным имущественного отдела РПЦ, церкви передали 20 государственных объектов, среди которых находились храмы, ансамбли монастырей, палаты 17 века и даже один мост.

В 2015 году количество переданных церкви объектов составило уже 58 наименований. Помимо непосредственно церквей, храмов и часовен, в списке оказались такие объекты как больница, несколько кладбищ, усадьба 19 века, гидросистема с рекой и прудами 17-18 века, дорога и хозяйственные постройки. Причём за 2013-2015 года это данные только по Москве и Московской области.

В 2016 году в Росимущество поступило 214 заявлений от религиозных организаций о передаче им различных объектов. Из этих заявок 90% были направлены представителями Русской православной церкви. В итоге в 2016 году РПЦ передали 133 объекта.

Остаётся вопрос, зачем РПЦ такое количество церквей, но на него в апреле 2016 года ответил сам патриарх Кирилл во время открытия русского кафедрального Троицкого собора в Париже.

Некоторые удивляются и говорят: почему вы сейчас в Русской церкви так много храмов строите? Зачем вам нужно почти тысяча монастырей, зачем вам нужны почти 36 тысяч храмов, зачем вам нужны тысячи и тысячи монахов? И все это было воссоздано за какие-то 25 лет.

Мы отвечаем: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не очень объясняем наши поступки, потому что каждый, кто знает нашу историю, понимает: мы спаслись как народ только потому, что мы сохранили веру.

патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Если касаться экономического вопроса передачи церковного имущества, то по нему в 2010 году, когда был принят закон, высказался доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при правительстве РФ, игумен Филипп (Вениамин Симонов).

По его мнению, 7 лет назад не церковь хотела забрать своё имущество, а наоборот, государство попыталось свалить неликвидные объекты на плечи церкви и прихожан, а РПЦ превратить в хозяйствующий субъект.

Трудно отделаться от впечатления, что данное решение связано с очередным шагом по освобождению госбюджета от функций, ему несвойственных.

Сначала мы попытались разгрузить бюджет от расходов на содержание тех, кто, по выражению одного из известных функционеров, вступил в «срок дожития». Потом взялись за здравоохранение, попытавшись перевести его на страховые рельсы (по принципу: хочешь лечиться – плати). На очереди не один год обсуждаемая реформа в образовании (на тех же основах).

А теперь, видимо, вспомнили о культурных ценностях. Зачем тратить на них бюджетные средства, если можно передать их в собственность религиозных организаций, которые будут содержать их уже за свой счёт.

доктор экономических наук, профессор, игумен Филипп

Как добавил в 2010 году священнослужитель-экономист, государство попыталось вытолкнуть церковь в нерегулируемый рынок, «превратить её из религиозной организации в ординарный хозяйствующий субъект, и в дальнейшем строить с ней отношения именно на этих, хорошо известных государственным мужам основах».