Офтоп
Сергей Звезда

Что известно о падении Boeing на дачный посёлок в Киргизии

К чему привели поиски жертв авиакатастрофы и какие версии крушения назвали главными.

Место крушения лайнера под Бишкеком. Фото Игоря Коваленко, EPA

Что случилось

В 7:30 утра (4:30 по московскому времени) грузовой самолёт Boeing 747-400 рухнул в селе Дача-Суу Сокулукского района Чуйской области Киргизии. Судно выполняло рейс Гонконг-Бишкек-Стамбул и готовилось приземлиться в аэропорту «Манас». Самолёт упал в 1,5-2 километрах от взлётно-посадочной полосы. Аэропорт на несколько часов закрыли.

Первоначальную версию о том, что борт принадлежит авиакомпании Turkish Airlines, опровергли в посольстве Турции в Киргизии и пресс-службе самого перевозчика. В свою очередь, турецкая авиакомпания АСТ подтвердила крушение своего воздушного судна.

Фото Табылды Кадырбекова, Sputnik

Самолёт рухнул на одноэтажные жилые строения. По данным МЧС Киргизии, повреждены более половины дачных участков в населённом пункте — 23 из 43. 17 домов из них полностью разрушили, два дома сгорели при пожаре. Посёлок пострадал настолько, что власти допустили, что его полностью снесут.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев объявил 17 января днём национального траура и поручил материально помочь семьям жертв авиакатастрофы. Глава российского государства Владимир Путин выразил свои соболезнования.

Жертвы авиакатастрофы

Кроме четырёх членов экипажа, все жертвы находились на земле. При крушении грузового самолёта погибли более 30 человек, среди которых оказались 13 детей, 10 мужчин и 9 женщин.

По данным правительства, в морг поступили 32 тела погибших, половину из которых уже опознали. К этому моменту доступен список из 15 погибших, а также 12 пострадавших и доставленных в больницы. Не менее 10 поступивших фрагментов тел пока не исследованы.

Авиакомпания ACT Airlines опубликовала имена погибших членов экипажа: пилот Ибрагим Гюрган Диранч, второй пилот Казым Ондюл и их технические помощники Мелих Коча и Мелих Аслан.

Для тех, кто выжил, но остался без крова, жители Киргизии организовали сбор вещей, продуктов и денег. Столичные рестораны организовали на месте крушения самолёта горячее питание. В посёлке начали работать волонтёры, медики и психологи.

Фото Reuters

Версии крушения

Генеральная прокуратура Киргизии возбудила уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель нескольких лиц.

Инфографика РИА «Новости»

Первую версию причины авиакатастрофы озвучил министр транспорта и дорог Жамшит Калилов. По его словам, самолёт не смог вписаться в посадочную полосу аэропорта. Калилов затруднился сказать, что стало причиной: технический сбой или густой утренний туман в районе аэропорта.

В авиакомпании ACT Airlines заметили, что их самолёт упал по неизвестной причине. МЧС Киргизии подчеркнуло, что авиационные приборы позволяют работать в разных погодных условиях, включая туман.

Первый вице-премьер киргизского правительства Мухамметкалый Абулгазиев допустил, что причиной крушения самолёта могла стать ошибка пилотов. Позже он заявил, что судно проводило транзитную посадку в Бишкеке последние четыре месяца, поэтому «экипаж был хорошо знаком с местными условиями».

Представители ведомств Киргизии неоднократно просили не делать преждевременных выводов о причине крушения самолёта. Версию теракта власти исключили.

Поисковики обнаружили один из «чёрных ящиков». Второй бортовой самописец пока не нашли. Поисковые работы возобновятся 17 января.

Фото Reuters

Авиакомпания и самолёт

Воздушное судно принадлежит ACT Airlines, которую основали двое турецких инвесторов, указанных на официальном сайте как «ветераны авиации». В 2011 году 49% её акций купила China HNA Group, после чего компания стала работать под названием myCargo.

Boeing 747-400 признали самой продаваемой модификацией «семейства» самолётов. Техническое обслуживание судна велось в соответствии со всеми стандартами, утверждает авиакомпания.

По данным перевозчика, судно грузоподъёмностью до 116 тонн выпустили в 2003 году. Самолёт был загружен не полностью и перевозил электронное оборудование весом 75 тонн.