Офтоп
Никита Лихачёв

Навальный против Лебедева: дизайнер пожаловался на проверки госконтрактов студии по «доносам» ФБК

Артемий Лебедев недоволен, что основанный Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией присоединился к настроенным против него «вурдалакам».

Артемий Лебедев. Фото Джеймса Хилла, The New York Times

17 января глава «Студии Лебедева» заявил, что созданный Навальным ФБК стал подавать в управления антимонопольной службы жалобы на заключённые дизайнерской компанией договоры с государственными подрядчиками. По мнению самого Лебедева, так Навальный мстит за критику: «начинает строчить доносы и использовать админресурс».

Лебедев упоминает единственный случай, о котором стало известно 13 января — жалобу на разработку логотипа и фирменного стиля Сатки, города в Челябинской области, известного высокогорным озером Зюраткуль и магнезитовыми залежами. Как писал Znak.com, глава «Студии» решил сделать Сатке фирменный стиль под впечатлением от её пейзажей: он посетил город в марте 2015 года, а работа была закончена уже в сентябре.

По мнению ФБК, договор на оказание услуг для МБУ «Центр развития туризма Саткинского муниципального района» был заключён вне конкурсной процедуры, писал «Коммерсантъ». По жалобе ФБК в УФАС антимонопольщики начали проверку и запросили у представителей центра туризма письменные объяснения.

Изначально сумма контракта между «Студией Лебедева» и центром туризма нигде не озвучивалась, и чиновники отказывались её раскрывать, ссылаясь на коммерческую тайну. По данным «Коммерсанта», она не превышала 100 тысяч рублей.

Первое заседание по обращению ФБК состоялось 16 января, и уже на нём представители центра сообщили, что договор заключили без конкурса, так как его сумма составила всего 35 тысяч рублей. «Данный договор в соответствии с законодательством о контрактной системе был заключён путем проведения закупки у единственного поставщика», — пояснили в УФАС по Челябинской области. Впрочем, в УФАС перенесли заседание на 26 января, чтобы успеть изучить предоставленные заказчиком документы.

Хотя пока публично известно только об одной жалобе ФБК на «Студию Лебедева» в ФАС, сам Артемий Лебедев утверждает, что по доходящей до него информации таких запросов уже десятки, просто они пока не попали в прессу. Дизайнер предложил ФБК проверить все 3274 работы с сайта студии, среди которых множество негосударственных и зарубежных заказов.

Моя студия — лучший пример частного бизнеса в России, не считая всяких ферм, софта или балета. Понятно, что такой пример стоит у борцов с коррупцией как кость в горле, потому что они считают, что всё в России должно быть через жопу, через знакомых банкиров или через диссидентство. Соряныч, что не вписался в шаблон! […]

На меня со всех сторон, как в игре «Зомби против цветов», нападают всякие вурдалаки — попы, ветераны, едросы, либералы, комуняки, заднеприводные, а я от них отбиваюсь. И при этом работаю в самом тяжёлом виде бизнеса — в интеллектуальном. За деньги и по контракту. Известно, что в нашей стране проще всего работать на ресурсах — лес и нефть они типа ничьи, а продаются хорошо. А интеллектуальные услуги они чьи угодно, только *** [фиг] продашь.

Я предлагаю вызов. Проверьте все 3274 работы в нашем портфолио. Отправьте заявки во все ведомства и компании, запросите все договоры и цены, подвергните сомнению всё, что мы сделали. И найдите хоть одну ошибку, хоть одно слабое место.

Только не забывайте народную мудрость, Алексей: доносчику — первый кнут.

Артемий Лебедев, глава «Студии Лебедева»

По мнению Лебедева, ФБК развернул такую кампанию после того, как дизайнер раскритиковал желание Навального баллотироваться в президенты России. Впервые о таком намерении политика стало известно ещё в августе 2016 года, однако он вновь заявил об этом в начале декабря после отмены прошлого решения по «Кировлесу» и началу пересмотра дела.

Тогда Лебедев написал в своём блоге отповедь амбициям Навального, заявив, что тот ничего за свою жизнь не сделал, а единственный управленческий опыт, которым Навальный однажды похвалился в интервью — то, как его в школе заставили быть старостой.

Насколько я могу судить, Навальный не сделал в своей жизни ровным счётом абсолютно ничего. Он обычный гражданский активист-популист. Может быть, я необъективен и пристрастен? Но что именно сделал Навальный? Если он адвокат, то где его довольные клиенты? Или где его адвокатское бюро? Когда он участвовал в «координационном совете оппозиции», этот самый совет за год (за год, сука!) не смог даже высрать собственный регламент, не то чтобы хоть что-нибудь сделать полезного. Пауки забирались в банку, собачились там, а потом расползались.

И Навальный хочет, чтобы его оппозиционный статус что-либо значил для меня, человека максимально открытого к оппозиционным идеям. Щас, ага. Покажи, что сделал, тогда начну тебе доверять. Я — тот самый рафинированный избиратель, ради которого надо постараться как следует, меня пиар-технологиями не перешибёшь.

Да, я очень много за что уважаю Навального. У него большая и рискованная игра. Его семье нелегко. Его жена — жена декабриста. Его детей третируют в школе (наверное). Его брат сидит ни за что. При этом меня нельзя разжалобить — я верю только в реальные дела, а не в слезинки младенцев.

Артемий Лебедев, глава «Студии Лебедева»

В действительности это далеко не первый раз, когда Лебедев публично и крайне критично высказывался о Навальном. В декабрьской отповеди он упоминал кампанию политика на выборах мэра Москвы в 2013 году: по ней он рекламировал игру «РосВар» за счёт оппозиционного подъёма интернет-тусовки (хотя сюжет игры к нему отношения не имел), устраивал конкурс фотожаб логотипа Навального, называл его участие в выборах саморекламой.

Лебедев критиковал Навального и до этого: отмечал неестественность его улыбки, устраивал фотожабы обложки Esquire, призывая пририсовать к его лицу усы, издевался над арестом политика в декабре 2011 года. «Я его уважаю, хотя президент России из него, как из говна пуля», — писал дизайнер тогда, когда Генпрокуратура начала искать жертвовавших ФБК пользователей «Яндекс.Денег» (спустя год после этого полиция провела у них обыски).

Дмитрий Быков и Алексей Навальный на шествии 4 февраля 2012 года. Фото Антона Носика

Только по тегу «Навальный» в ЖЖ Лебедева можно найти десятки критических записей, однако поиск Google по блогу Навального (его основному СМИ) не выдаёт ни одного упоминания Артемия Лебедева. Политик показательно игнорирует дизайнера и сейчас, когда ФБК начал кампанию проверки полученных студией госконтрактов.

Высказался по теме лишь Леонид Волков, сотрудник ФБК и бывший глава предвыборного штаба Навального.

Обновлено в 14:51: Алексей Навальный впервые отреагировал на выступление Артемия Лебедева, опубликовав у себя в блоге список из 26 госконтрактов «Студии Лебедева». По предположению Навального, дизайнер мог «обидеться» на ФБК после того, как юристы фонда добились в 2011 году отмены контракта на создание студией сайта для Большого театра.

Основатель ФБК отметил, что студия использует для заключения контрактов разные юрлица вроде ООО «Бедный Йорик». Хотя компания известна как «Студия Артемия Лебедева», такое юрлицо было ликвидировано ещё в 2005 году.

По словам Навального, фонд занялся не доносами, а изучением сумм госконтрактов, большинство из которых неизвестно. В представленной политиком таблице фигурируют Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, Департамент информационных технологий Москвы, парк «Сокольники», театр «Мастерская П. Н. Фоменко», Министерство культуры Московской области, Московский паркинг, ВДНХ и Московский метрополитен.

Господряды — это определённый порядок и ответственность. Это наши деньги — всех граждан России — которые вы получили от чиновников. У нас есть полное право знать, на каких условиях. […]

Я очень хорошо понимаю, что вам и таким как вы очень не хочется, чтобы я стал президентом. Ведь для вас это будет иметь прямое последствие: вам придётся конкурировать с другими студиями. Никаких больше не будет закупок у единственного поставщика. Никаких господрядов по дружбе. Никаких денег от Ликсутова и Собянина за похвальбы в их адрес. Ничего вот этого, что является основой вашего бизнеса последние годы.

Алексей Навальный, политик, основатель ФБК

Обновлено в 17:42: Лебедев предложил Навальному пообщаться в формате дебатов на телеканале «Дождь». На самом телеканале согласны с предложением.

Алексей опубликовал таблицу, из которой следует, что в большинстве случаев «конкурс не объявлялся; контракта в реестре на сайте закупок нет».

Есть такое классический студенческий приём — писать реферат с двойными межстрочными интервалами. Тогда в два раза больше страниц получится. Алексей пользуется теми же методами.

Раз нет данных, так зачем таблицу раздувать? А если хочется раздувать, то предлагаю Алексею добавить в таблицу 57 крупных государственных контрактов на установку «знаков, рядом с которыми все фотографируются». Вот где беспредел-то!

Но это всё онлайн-лирика. А что если мне устроить с Алексеем Навальным дебаты на «Дожде»? Как вам идея?

Артемий Лебедев, глава «Студии Лебедева»

Обновлено в 18:26: Навальный согласился на дебаты.

Приглашение на дебаты я очень ценю. И, конечно, не упущу возможность поговорить с умным человеком о госзаказе, коррупции, выборах и всём остальном, что затронули наши посты.

Поэтому да, согласен. «Дождь», уверен, всё организует.

Не могу правда не отметить иронию ситуации: Артемий Лебедев будет на дебатах защищать свой бизнес и, в определённом смысле, своих заказчиков — мэрию Москвы. Ту самую мэрию, которая тратит миллиарды рублей на содержание ручных СМИ и имеет свой телеканал. Только на этот телеканал нас с дебатами никогда не пригласят — запрещается.

Отдуваться будет «Дождь».

Алексей Навальный, политик, основатель ФБК