Офтоп
Женя Кузьмин

«Исчезновение на 24 часа»: существует ли новая детская игра с уходом из дома на сутки

О «новых прятках» от родителей уже рассказали глава Минобрнауки и «Российская газета», но, возможно, они просто всё не так поняли.

24 января министр образования РФ Ольга Васильева на пресс-конференции в ТАСС рассказала, что среди подростков набирает популярность «новая версия пряток» под названием «Исчезновение на 24 часа», суть которой состоит в уходе из дома и попытке спрятаться от всех на сутки. Некоторые СМИ связали игру с пропажей детей в Ростовской области, однако они, скорее всего, просто неправильно поняли смысл другого, реально существующего флешмоба.

Ушёл из дома — передал другому

Разговоры о новой игре начались 11 января 2017 года, когда в Ростовской области пропал 12-летний Виктор Боргер. В объявлении, распространяемом в соцсетях, указали, что мальчик ушёл из дома и перестал выходить на связь.

В интернете начали распространять фотографию Виктора и его приметы для поиска. Однако позже информация о его пропаже начала обрастать подробностями: во «ВКонтакте» призывы с просьбой помочь найти ребёнка сопровождались предупреждениями о «новом челлендже» среди детей, участником которого стал пропавший.

Как утверждали распространявшую информацию люди, мальчик принял участие в некой игре, согласно правилам которой он должен был уйти на 24 часа и спрятаться от родителей, а после — вернуться и передать вызов кому-нибудь другому. Также с челленджем связали и других детей, которые сбегали из дома в Ростовской области.

13 января Виктор вернулся домой. По информации Следственного комитета, мальчик уехал из посёлка Степного в Ростов, где больше суток «бродяжничал и ночевал на улице». Вечером следующего дня Виктора нашли и вернули родителям. Побег от родителей в СК объяснили полученной в школе двойкой.

Но деталь про «эстафету» уже подхватили сначала местные паблики, а потом и СМИ. Большая часть изданий ссылалась на аккаунт в Инстаграме под названием rostov_for_kids, авторы которого якобы объясняли, в чём суть нового развлечения среди детей.

Также от аккаунта rostov_for_kids появилась информация, что это не первый побег Виктора из дома, при этом в последний раз мальчик взял с собой 2,5 тысячи рублей. В итоге СМИ назвали флешмоб «Исчезновение на 24 часа», а Ростовских подростков — сторонниками нового тренда.

22 января материал о новой игре опубликовала «Российская газета». Предполагаемыми участниками челленджа журналисты назвали Виктора и ещё одного ребёнка в Ростовской области, ушедшего из дома на два дня. В качестве объяснения пропажи детей, издание приводило информацию от аккаунта rostov_for_kids.

В «РГ» отметили, что в МВД и некоторых школах опровергли существование подобного увлечения. Но, по словам ростовского программиста Марии Бабаян, игра не только существует, но и распространяется за счёт выдачи заданий. Она заявила «РГ», что каждый день «создаётся множество групп, в которых ставятся задачи, и тут же группы уничтожаются».

Уполномоченный по правам ребёнка в гимназии N25 Елена Ковалёва также подтвердила изданию информацию об игре. Она отметила большую популярность «экстремальных розыгрышей» среди детей.

Мы знаем, что такая игра существует. Во-первых, преподавателям пришло смс-сообщение. Во-вторых, дети бурно обсуждают данное явление, и мы не можем закрыть на это глаза.

Елена Ковалёва, уполномоченный по правам ребёнка в гимназии N25

Через два дня после публикации в «Российской газете» игра стала одной из тем на пресс-конференции министра образования Ольги Васильевой. Комментируя информацию о челлендже, она заявила, что участвующим в нём детям «что-то недодали, недолюбили», и пришла к выводу, что «это всё из семьи».

Опровержение «новых пряток»

Однако в поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт Юг» ещё 13 января, когда нашли Виктора Боргера, сообщили, что его пропажа никак не связана с игрой «Исчезновение на 24 часа». Также в отряде опровергли появившуюся в соцсетях информацию о том, что ребёнок взял с собой деньги.

В связи с тем, что в сети ходит дезинформация о вчерашнем поиске Виктора Боргера, вынуждены немного прояснить ситуацию: никакая игра и 2500 рублей не имеют отношения к найденному вчера ребёнку. Просим перестать обсуждать в этом ключе ребёнка и его семью, не собирать слухи и не связывать разные события между собой.

сообщение поискового отряда «Лиза Алерт Юг»

В отряде попросили не распространять слухи об игре и начали удалять записи, в которых сообщалось о несуществующих подробностях. При этом публикации Ростовских СМИ и «Российской газеты» основывались именно на истории Виктора Боргера.

Во «ВКонтакте» также не нашлось упоминаний о новом челлендже. Вся информация об «Исчезновении на 24 часа» связана именно с пропажей Боргера.

Начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Ростовской области Наталья Устименко заявила «Комсомольской Правде», что сотрудникам ведомства уже несколько дней приходится опровергать информацию о существовании игры в регионе. По её словам, дети уходят из домов по разным причинам, но новый флешмоб среди них ни разу не упоминался.

Прятки, но не от родителей

В Ростовской редакции «Комсомольской правды» предположили, что в соцсетях могли перепутать, или придать несуществующий смысл существующему флешмобу «24 часа челлендж». Его суть состоит в попытке провести ночь в «запрещённых местах» вроде закрытых торговых центров, магазинов и различных заведений.

Часто его участникам действительно приходится прятаться: но не от родителей, а от охранников. Длительность испытания на самом деле меньше суток — достаточно ночи (а учитывая, что большая часть отчётов о выполнении челленджа длится не больше 20 минут — даже меньше).

«24 часа челлендж» — аналог иностранного «24 hour challenge». На западе с попадающими на охраняемые территории блогерами уже начали бороться: в ноябре 2016 года 26-летнего канадского пранкера арестовали из-за его роликов с нелегальными проникновениями.

Однако с декабря 2016 года на YouTube появилось множество российских роликов от подростков-видеоблогеров, подхвативших западный тренд. Некоторые из них набрали несколько сотен тысяч просмотров. Челлендж при этом не предполагает уход из дома, как писали в соцсетях и «Российской газете».