Офтоп
Николай Чумаков

Плати, если сможешь: как повышение пошлин на иностранные фильмы повлияет на российское кино

Представители сети кинотеатров и прокатчика объяснили, почему инициатива Минкульта лишит зрителей независимых картин, но при этом не поможет российскому кино.

Кадр из фильма «Три икса: Мировое господство»

23 января Минкульт и Фонд кино вышли с предложением повысить стоимость прокатного удостоверения для зарубежных фильмов, которые намерены выйти в российский прокат. На текущий момент документ стоит 3,5 тысячи рублей, однако в ведомствах предложили радикально повысить сумму — до 5 миллионов рублей.

Инициатива исходит из того, что в уик-энд с 19 по 22 января половину сеансов в кинотеатрах заняла премьера голливудского боевика «Три икса: Мировое господство». По итогам выходных картина стала лидером российского проката, обойдя отечественный фильм «Невеста». Хоррор, который спонсировал Фонд кино, занял второе место, несмотря на низкие оценки и отрицательные отзывы критиков.

TJ поговорил с анонимным сотрудником зарубежной компании, занимающийся прокатом фильмов в России, и с представителем сети кинотеатров «Синема Стар». Они рассказали, кому выгодна обсуждаемая инициатива и почему на самом деле это не поможет развитию российского кино.

«Главное — количество сеансов»

Анонимный представитель прокатчика рассказал, что кинотеатры получают цифровые ключи на фильмы, которые лежат на общем сервере. В нужное время режиссёр кинотеатра включает фильм, а количество ключей зависит от числа сеансов. Главная цель прокатчика в такой системе — получить максимальное количество сеансов, но при этом не навредить другим премьерам.

В качестве примера он привёл грядущий боевик Сарика Андреасяна «Защитники», выходящий 23 февраля 2017 года. Он не конкурирует ни с какими крупными премьерами: единственный возможный соперник — биографическая картина «Джеки», получившая награду Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар». Однако уже 2 марта в российский прокат попадёт другой супергеройский фильм «Логан», посвящённый Росомахе. И прокатчики, как отмечает анонимный собеседник, будут стараться, чтобы количество сеансов «Защитников» не уменьшилось в два раза, а осталось на приемлемом уровне, который позволит обеспечить прибыль.

Кадр из фильма «Защитники»

По словам анонимного сотрудника компании, российское кино не выдерживает конкуренции напрямую и очень часто не собирает необходимую сумму. Как правило, чтобы картина окупилась, необходимо отбить два бюджета, поэтому прокатчики ищут для него «чистую дату» или расчищают необходимую.

Сборы с картины, независимо от страны её происхождения, распределяется по одной схеме: половина уходит кинотеатру, до 15% «откусывает» прокатчик, а остальное получают производители. Выходит, фильм, при идеальном раскладе, должен окупиться в два раза с небольшим дополнительным процентом.

анонимный представитель прокатчика

Он также отметил, что кино — это в первую очередь прибыль, поэтому важно, чтобы у российских картин не было конкурентов. У «Викинга» не было соперников. Аналогичная ситуация с прошлогодним «Экипажем» и грядущим «Притяжением» — это блокбастеры, которые привлекут зрителя.

Как сообщил источник, у «Притяжения» — фильма Бондарчука об инопланетном вторжении — 2,5 тысячи копий по кинотеатрам России, а у «Лунного света» — ленты о темнокожем гомосексуалисте, получившей несколько номинаций на «Оскар» — не более 50 копий.

«Это убьёт независимое кино»

Менеджер по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема Стар» Юрий Коломенский объяснил, что кинотеатру нет разницы, какой фильм выходит в прокат — российский или иностранный. Гораздо важнее, чтобы представители прокатчика адекватно оценивали количество сеансов для отдельных картин. Они обговариваются заранее, за несколько недель до премьеры, после чего между компанией и кинотеатром подписывается договор.

Как отметил Коломенский, для прокатчика происхождение картины играет важную роль. Российские картины не выплачивают те самые 3500 рублей за возможность выйти в прокат и в некоторых случаях у них есть документ «Удостоверение национального фильма». Он выдаётся лентам, которые соответствуют требованиям закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Среди них есть пункты о том, что большинство создателей картины должны быть гражданами РФ, она должна быть снята на русском языке или на языке других народов России, а иностранные средства должны занимать не более 50% бюджета ленты. При этом такие фильмы не облагаются НДС. Следовательно, прокатчик получит с отечественного фильма прибыль больше, чем с иностранного.

Кадр из фильма «Экипаж»

По словам представителя кинотеатра, повышение стоимости прокатного удостоверения ударит по арт-хаусу и независимому кино. Некоторые картины, которые выходят в России, получают ограниченный прокат — около 50-100 копий на всю страну, и они пострадают в первую очередь.

Кино из ограниченного проката просто исчезнет из сетки репертуара кинотеатров как факт, так как зачастую итоговые сборы подобных фильмов бывают равны тем самым 5 миллионам. Естественно, подобные релизы никак не мешают отечественному кино.

Если кто-то и способен помешать большому российскому релизу собрать деньги, так это какой-нибудь зарубежный блокбастер, но их сейчас и так отодвигают как можно дальше от российских фильмов-событий. Так что данная инициатива абсолютно бесполезна для сборов российского кино и крайне губительна для развития культуры кинопросмотра в России, ведь лишит граждан возможности смотреть в кинотеатрах интеллектуальное кино.

Юрий Коломенский, менеджер по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема Стар»

Коломенский добавляет, что большинство зарубежных компаний имеют российский офис, и они занимаются прокатом отечественных картин: Universal — «28 панфиловцев», Sony Pictures — «Дуэлянт», а Disney — «Рай» Андрея Кончаловского. Если зарубежная картина по какой-то причине терпит убытки, то они восполняются сборами российских лент. По мнению представителя кинотеатра, такое происходит не всегда, и виноваты в этом создатели российских фильмов, которым не так охотно доверяют зрители.

Кадр из фильма «Я, Даниэль Блэйк»

Аналогичного мнения придерживается создатель компании «Кино без границ» Сэм Клебанов, занимающейся прокатом независимого и арт-хаусного кино. Об этом он написал на своей странице на Фейсбуке, где раскритиковал инициативу Минкульта и Фонда кино.

В качестве примеров Клебанов сообщил о сборах картин, выходивших в ограниченный российский прокат. «В центре внимания» собрала 7,9 миллиона рублей, «Поезд в Пусан» — 8,8 миллиона рублей, «Я, Даниэль Блэйк» — 2,3 миллиона рублей, а «Мистер Холмс» — 5,4 миллиона рублей.

Таким образом Клебанов объяснил, что повышение цены на прокатное удостоверение лишит российского зрителя необычных и интересных премьер.

Я уже не говорю о множестве фильмов, собравших в диапазоне 10-20 миллионов рублей («Она», «Служанка», «Кэрол» и так далее), для которых стоимость прокатного удостоверения составила бы более 50% от всех заработанных в прокате денег.

Сэм Клебанов, создатель компании «Кино без границ»

Как помогают российскому кино

Кроме «Викинга», вышедшего в конце 2016 года и собравшего более миллиарда рублей, в российском прокате за прошедший год случались и другие крупные сенсации. В первую очередь, фильм-катастрофа «Экипаж» сумел собрать более миллиарда рублей, став в один ряд с картинами «Сталинград», «Вий» и продолжением «Иронии судьбы».

И это произошло во многом благодаря отсутствию конкуренции: комиксный блокбастер «Первый мститель: Противостояние» передвинули с 28 апреля на 5 мая, чтобы отечественная картина сумела без помех собирать кассу в течение двух полных недель.

Аналогичный пример был в 2015 году, когда премьеру вторых «Мстителей» отодвинули на более ранний срок из-за выхода ремейка «А зори здесь тихие...». Однако тогда военная лента собрала только 5 миллионов долларов при бюджете в 220 миллионов рублей (около 3,5 миллионов долларов).

Кадр из фильма «А зори здесь тихие...»

Кроме того, в 2016 году из-за отечественных премьер двигали даты выхода фильмов «Глубоководный горизонт» и «Джек Ричер 2». Вместо них состоялись премьеры российских картин «Дуэлянт» и «Ледокол», однако в обоих случаях им не удалось окупить затраты: первый собрал 6 миллионов долларов при бюджете 725 миллионов рублей (около 12 миллионов долларов), а второй — 5 миллионов долларов при бюджете в 10 миллионов долларов.

Обе картины получали прямую помощь от Фонда кино, который в 2016 году выделил на развитие отечественного кинематографа более 6 миллиардов рублей. По итогу года российский прокат принёс около 8,5 миллиардов рублей, из которых только 18% пришлось на отечественные картины. Кроме них в 2016 году поддержку Фонда кино получили фильмы «Эластико», ««Дед мороз. Битва магов», «Притяжение» и так далее.

Однако в 2016 году российское кино, не получившее поддержку государства, успешно приняли критики зарубежных и российских премий. Картина Кирилла Серебренникова «Ученик» взяла приз Каннского фестиваля, «Рай» Андрея Кончаловского завоевала приз Венецианского фестиваля, а «Хороший мальчик» Оксаны Карас получил главный приз «Кинотавра».