Офтоп
Сергей Звезда

Виза для вируса: что не так с запретом на въезд в Россию ВИЧ-инфицированных

Устаревший закон используется в России как средство против «угрозы национальной безопасности».

Фото Newsweek

Министерство здравоохранения России подготовило план по борьбе с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и направило его на рассмотрение в правительство РФ. В последний момент чиновники внесли в проект изменения, которые фактически затормозят борьбу с дискриминацией заражённых людей.

Как выяснил РБК, ознакомившийся с двумя редакциями плана и замечаниями ведомств, Минздрав предложил «поднять вопрос» о снятии ограничений для ВИЧ-инфицированных на въезд в Россию, выезд из страны и проживание на её территории. Против такой инициативы резко выступили в Минэкономразвития и МВД РФ.

В качестве аргумента заместитель министра экономразвития Олег Фомичев подчеркнул, что борьба с дискриминацией ВИЧ-инфицированных создаст угрозу национальной безопасности «в части защиты здоровья населения». В итоге практически революционный пункт пришлось исключить из плана «по настоянию коллег из других министерств».

С начала 2016 года в Россию разрешили въезд иностранцам с ВИЧ, чьи супруги, дети или родители обладают российским паспортом или постоянно находятся на территории РФ. Запрет смягчили согласно постановлению Конституционного суда, который счёл незаконным выдворение из России и отказ в проживании гражданам Украины и Молдавии, которые имели детей или состояли в браке с гражданами РФ.

Тем не менее остальные иностранные граждане с ВИЧ-инфекцией по-прежнему подлежат депортации. Согласно закону, российскую визу, как для туристов, так и для дипломатов, выдают по предъявлении сертификата об отсутствии заболевания.

По последним официальным данным, в России 1 миллион 87 тысяч 339 человек зарегистрированы как инфицированные. По сведениям Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Россия входит в первую десятку стран по количеству новых случаев заражения.

Эксперты ЮНЭЙДС, структуры ООН, говорят о РФ как стране с крупнейшими темпами распространения заболеваний ВИЧ в мире. Не случайно одной из самых громких тем 2016 года стала эпидемия инфекции в Свердловской области.

Эпидемия сконцентрирована в основном в ключевых группах населения и среди их половых партнёров, в частности, среди потребителей инъекционных наркотиков, на которых приходилось более половины новых случаев ВИЧ в 2015 году. Однако охват этих групп профилактическими программами очень низок, особенно программами снижения вреда для потребителей инъекционных наркотиков.

из доклада ЮНЭЙДС

Вопреки заявлению экспертов, усилия правительства РФ по борьбе с ВИЧ-инфекцией по-прежнему направлены не на своих граждан, а на приезжающих из-за рубежа.

Почему законом недовольны

Российские власти пока не приняли итоговую редакцию плана по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Обсуждение проекта в комиссии под руководством вице-премьера РФ Ольги Голодец назначено на 31 января.

Многие из поправок, учтённых в стратегии Минздрава, подготовил фонд «СПИД.Центр», руководство которого поучаствует в заседании правительства.

В разговоре с TJ директор «СПИД.Центра» Антон Красовский объяснил, что нынешний закон затронул в первую очередь не туристов, а людей, которые намерены переехать в Россию, официально жить и работать здесь.

Закон ударил по людям, которые должны получить российское гражданство по всем абсолютно признакам.

Вот у нас недавно был случай, когда отец и мать, русские люди, прожили полжизни в Узбекистане: он — военный, она — учительница. И родили они там сына, тоже русского. Это произошло ещё на территории Советского Союза.

Им автоматически дали российское гражданство, потому что они родились на территории РСФСР. А сыну не дали гражданство, потому что он живёт с ВИЧ. Инженер, 26 лет. Сейчас он находится в непонятном статусе, проиграл три суда.

Антон Красовский, директор «СПИД.Центра»

Антон Красовский. Фото Антон Парфёнов, Bird In Flight

Как объяснил глава фонда, запрет также соприкасается с нелегальной иммиграцией.

Условно говоря, гражданин Таджикистана приехал сюда в Россию, и чтобы ему получить рабочий патент, ему нужно принести справку об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Во-первых, справки все эти покупаются, за 500 рублей приблизительно. А во-вторых, половина из въехавших в Россию людей находится здесь нелегально. Люди въезжают, не получают патент, не регистрируются и просто здесь находятся: им виза не нужна.

Вместо того, чтобы ввести визы со Средней Азией, правительство Российской Федерации придумает разные дискриминационные меры по отношению к людям, которые живут с разными хроническими заболеваниями.

Антон Красовский, директор «СПИД.Центра»

Красовский также прокомментировал инициативу об отмене запрета для людей с ВИЧ на усыновление детей. Идея осталась в последней редакции плана Минздрава, несмотря на замечания со стороны Минэкономразвития.

Усыновление детей регулируется постановлением правительства, там нигде не написано слово «ВИЧ». Там написано, что не могут усыновлять детей люди, которые стоят на диспансерном учёте по поводу хронических заболеваний.

Значит, человек, у которого, например, диабет, и он живёт на инсулине 40 лет, не может никого усыновить. Или человек, который живёт всю жизнь с ВИЧ, и проживёт, я надеюсь, дольше, чем большинство членов нынешнего кабинета правительства, не может усыновить ребёнка.

Это не дискриминация, это просто адовый треш.

Антон Красовский, директор «СПИД.Центра»

Красовский намерен добиваться отмены ограничений на въезд ВИЧ-инфицированным иностранцам и выступить на ближайшем заседании перед Ольгой Голодец. Если обсуждение вопроса 31 января не приведёт к каким-либо результатам, глава фонда планирует обратиться к президенту России Владимиру Путину.

Упомянутые меры — не единственные из тех, которые второй год предлагает «СПИД.Центр». Фонд также выступает за разрешение заместительной терапии, декриминализацию наркопотребления (одна из основных причин заболевания ВИЧ), признание в России эпидемии инфекции и одобрения мировых норм.

Россия и мир

Во многих странах борются с ВИЧ примерно одинаково, следуя рекомендациям Всемирной ассоциации здравоохранения о профилактике, информировании людей, образовательных программах и раздаче презервативов. Пограничные же законы во многих странах действуют со времён первых вспышек заболевания, как, например, и вышло в России.

Как пояснял президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин, депортация по причине наличия инфекции осталась в РФ с конца 1980-начала 1990 годов. Тогда многие государства требовали сертификат ВИЧ, объясняя это угрозой здоровью членов общества. После того, как многие западные страны отказались от ограничений, в России регулирование осталось прежним.

Кроме России, иностранцев с ВИЧ-инфекцией по-прежнему депортируют в 23 странах, в том числе в Египте, Венгрии, Ираке, Южной Корее, КНДР, Сирии, Ливане, Катаре, Туркмении и ОАЭ. Всего различные ограничения действуют в 35 странах, территориях и областях.

К примеру, в США отменили запрет на получение виз и въезд в 2009 году. Президент страны Барак Обама утверждал, что изменения призваны устранить несправедливость и позволят спасти больше людей, которые перестанут стесняться диагноза.

Зелёным цветом отмечены страны без ограничений на въезд, пребывание и проживание лиц с ВИЧ, жёлтым — страны с ограничениями и запретами. Фото ЮНЭЙДС

Не существует каких-либо доказательств того, что ограничения на поездки в связи с ВИЧ способствуют охране общественного здоровья или препятствуют передаче ВИЧ.

Последние научные данные указывают на то, что имеющие доступ к антиретровирусному лечению люди с ВИЧ могут иметь вирусную нагрузку ниже уровня обнаружения, что существенно снижает риск передачи ВИЧ.

Эти ограничения не имеют также никакого экономического обоснования, поскольку ВИЧ-инфицированные люди могут вести долгую и продуктивную рабочую жизнь.

из заявления Организации Объединённых Наций