Офтоп
Сергей Звезда

«Мы симпатизировали Навальному и Немцову»: Би-би-си взяла интервью у редактора «Шалтая-Болтая»

Русская служба Би-би-си взяла интервью у предполагаемого редактора сайта и соцсетей хакерской группировки «Анонимный интернационал», также известной как «Шалтай-Болтай», которая взламывала почту российских бизнесменов и высокопоставленных чиновников. Сохранивший анонимность собеседник рассказал о причастности к проекту арестованных фигурантов уголовного дела, кураторах из ФСБ и политических симпатиях команды.

Взломанный в августе 2014 года твиттер премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Фото Getty

По данным Би-би-си, бывший редактор «Шалтая-Болтая» в качестве доказательства привёл скриншот приватной переписки хакерской группировки с журналистами, которая датирована сентябрём-октябрём 2016 года.

Подлинность переписки подтвердили двое журналистов из разных СМИ, в том числе главный редактор TJ. Журналист Би-би-си зачитал ему его слова из личных сообщений в адрес микроблога «Шалтая-Болтая».

Анонимный собеседник согласился ответить на вопросы Би-би-си в письменной форме. Он отказался назвать своё имя и попросил называть себя А.

А рассказал, что покинул Россию и пока не попал в список Интерпола. По словам предполагаемого сотрудника «Шалтая», он находится в «относительной» безопасности.

О других участниках «Шалтая»

Член группировки заметил, что уже много лет знаком с предполагаемым лидером «Шалтая» Владимиром Аникеевым (также известен как Льюис), арестованным в ноябре 2016 года по уголовному делу о неправомерном доступе к компьютерной информации. По словам собеседника Би-би-си, он также знает программиста и гейм-дизайнера Константина Теплякова, отправленного под стражу по тому же делу.

Они имели отношение к этому проекту («Анонимный интернационал»). Аникеев самое непосредственное — создатель и идеолог, Тепляков — не такое прямое. Скорее, привлекался в разное время для разного рода технических и аналитических задач, не имеющих отношения к взломам — анализ и обработка информации, когда больше, когда меньше.

А, предполагаемый бывший редактор «Шалтая-Болтая»

А подчеркнул, что основная информация, опубликованная в СМИ, «близка к истине». Он не уточнил, какие именно сведения, по его мнению, следует считать достоверными.

А вот в деталях наблюдается путаница. Например, тайское агентство недвижимости было личным неудавшимся проектом Теплякова (СМИ утверждали, что не позже 2008 года он переехал в эту страну и учредил фирму) и к истории с Шалтаем не имеет абсолютно никакого отношения. И таких примеров полно.

А, предполагаемый бывший редактор «Шалтая-Болтая»

Собеседник предположил, что Аникеев вернулся в Россию вопреки угрозе ареста, поскольку он надеялся, что его кураторы обеспечат ему безопасность. По словам А, Тепляков по неосторожности приехал из-за границы в РФ, поскольку «попался на оперативную разводку следствия».

Александр Филинов, ещё один фигурант уголовного дела, мог изначально находиться в России, предположил бывший редактор «Шалтая-Болтая». Собеседнику Би-би-си также поступали предложения приехать в Москву для работы «в новом формате», но он ответил отказом.

О кураторах из ФСБ

Как утверждает А, дело «Шалтая» связано с арестами в ФСБ и «Лаборатории Касперского» не напрямую, а через кураторов. Однако адвокат одного из арестованных сотрудников ФСБ Иван Павлов сообщил Би-би-си, что в деле о государственной измене хакерская группировка не упоминается.

Мне не было известно о контактах кого-либо из ШБ («Шалтая-Болтая») с сотрудниками «Касперского» или с хакерами, сработавшими на выборах в США.

А, предполагаемый бывший редактор «Шалтая-Болтая»

По словам бывшего сотрудника «Анонимного интернационала», он перестал участвовать в проекте в конце 2016 года, после задержания Аникеева. К этому моменту, как рассказал собеседник Би-би-си, у группировки появился куратор из спецслужб.

Я не встречался и не общался с кем-то из ФСБ, поэтому подтвердить наличие кураторов среди названных в СМИ лиц не могу.

В то же время, по моим данным, у проекта действительно появился высокопоставленный куратор из спецслужб, причём он вышел на проект сам и предложил свои услуги взамен на гарантии безопасности членам команды и публикацию заказных материалов.

До этого, как мне известно, проектом интересовались другие спецслужбы, кажется, из Министерства обороны, но в определённый момент их расследование по каким-то причинам было заторможено по сигналу сверху.

А, предполагаемый бывший редактор «Шалтая-Болтая»

О политике и взломах

А объяснил, что проект был политически ориентирован с самого начала. Желание покинуть группировку у него возникло, когда «стало постепенно больше коммерции». По его словам, «выход оказался сложнее входа».

(Проект был) политически ориентирован в том смысле, что занимал оппозиционную Кремлю сторону. Не чью-то конкретно. Мы симпатизировали Навальному и Немцову, например. По крайней мере, их намерениям побороть коррупцию. Как вышло с Крымом и Донбассом, нам тоже очень не понравилось.

А, предполагаемый бывший редактор «Шалтая-Болтая»

По словам А, «Шалтай-Болтай» не имеет отношения к взлому почты сотрудников аппарата Владислава Суркова, письма из которой 3 ноября 2016 года опубликовали хакеры украинской «Киберхунты». Как рассказал бывший сотрудник группировки, тогда Льюис (Аникеев) выразил удивление, но подтвердил подлинность обнародованных сведений.

Собеседник Би-би-си также рассказал, как команда делила деньги от состоявшихся аукционов на бирже информации, где «Шалтай» продавал лоты со взломанными массивами из разных источников.

Средства от продаж распределялись непрозрачно. Оплачивались текущие расходы команды. Иногда были премии, видимо, связанные с удачными сделками. Иногда что-то шло на закупку новых порций компромата у каких-то анонимных хакеров. Что-то иногда шло на благотворительность, Аникеев говорил о пожертвованиях какому-то детскому дому.

А, предполагаемый бывший редактор «Шалтая-Болтая»

В начале декабря 2016 года главу центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ, его заместителя Дмитрия Докучаева и сотрудника «Лаборатории Касперского» задержали по подозрению в госизмене. Позднее стало известно о возможной причастности задержанных сотрудников спецслужбы к «Шалтаю-Болтаю».

1 февраля троим задержанным официально предъявили обвинения в госизмене и сотрудничестве со спецслужбами США. Доказательства их связи с хакерской группировкой отсутствуют.

Перед арестом сотрудников ФСБ были задержаны предполагаемые члены «Анонимного интернационала» Владимир Аникеев, Константин Тепляков и Александр Филинов. Их арестовали и обвинили в неправомерном доступе к компьютерной информации.