Офтоп
Роман Персианинов

Мнение: Устройства виртуальной реальности не дают возможность увидеть мир чужими глазами

Почему с помощью VR-устройств и их аналогов нельзя почувствовать себя в шкуре инвалидов, бедняков, бездомных и людей, которые бегут из родной страны.

Посетители экспозиции «Изгнанные из дома» в Дании. Фото Reuters

С развитием технологий виртуальной реальности их всё чаще начинают называть важным шагом в развитии у человечества эмпатии. Ещё в 2015 году основатель компании Within по производству VR-устройство Крис Милк дал лекцию TED Talk, где заявил, что технологии виртуальной реальности делают людей добрее, и воспитывают в них чувство сострадания к бездомным, инвалидам или беженцам. Колумнист американского издания The Atlantic Пол Блум решил выступить с обратной мыслью, заявляя, что VR-устройства и их аналоги не способны дать понять, каково это — потерять родной дом или родиться слепым.

В начале статьи Блум рассказывает о выставке в Нью-Йорке в январе 2017 года, в ходе которой посетителям предлагали почувствовать себя беженцами из Ливана. Представители Международного комитета по спасению заявляли, что если людей и доноров нельзя отправить в места, где живут беженцы, то с помощью VR-устройств можно хотя бы показать людям эти места.

Другой пример — экспозиция в Вашингтоне, которая предлагала желающим пройти ряд испытаний, финишной прямой которых будет фиктивный лагерь беженцев. Таким образом людям пытались передать страдания, которые испытывали беженцы. В Калифорнии в Стэнфордском университете в ходе эксперимента студентам с помощью различных устройств внушали, что они не могут ходить или ослепли. Чтобы передать опыт человека, который страдает шизофренией, в комнате воспроизводили назойливые и нервирующие звуки.

В марте 2016 года издание The New York Times рассказало о костюме, который создаёт эффект старости. Испытатели отмечали, что из-за утяжелителей внутри костюма не могли высоко поднять руку и едва были в состоянии передвигаться. За 780 долларов на Amazon можно приобрести костюм, симулирующий беременность. Авторы обещают больше 20 симптомов, в том числе чувство, что внутри вас толкается плод.

«Костюм старости», который позволяет почувствовать себя в теле 85-летнего человека. Фото The New York Times

Блум отмечает, что хотя и все перечисленные способы почувствовать себя в чужой шкуре создают дискомфорт, люди встают в очереди, чтобы их испытать. По словам журналиста, если бы он занялся краудфандингом, то пообещал бы, что потратит деньги на создание VR-устройства.

Блум заявляет, что с помощью устройств виртуальной реальности о проблемах других людей действительно можно узнать больше, чем с помощью фильма или фотографий. Журналист добавляет, что после испытания VR-устройств вы действительно можете научиться ярче проявлять сострадания к людям.

Однако Блум считает, что VR ещё далеко до статуса устройств, которые могут серьёзно повлиять на моральный облик человека. По его мнению, эмпатия часто мешает мыслить здраво, так как она основана на субъективных факторах, в том числе на расовых или визуальных предпочтениях. И если кто-то хочет пожертвовать деньги, то он должен потратить их туда, где они принесут большую пользу, а не руководствоваться эмпатией, которую навязывает общество или личные предпочтения.

Журналист отмечает, что VR-устройства не только неспособны показать, что значит быть беженцем, бездомным или инвалидом, но могут сформировать неправильный образ. Ведь драматизм жизни беженцев кроется не в звуках и видах, которые они переживают во временных лагерях, и которые используются в экспозициях с VR-устройствами. А бездомные страдают не только от холода и голода.

Главный ужас опыта беженца заключается в страхе и беспокойстве, что ты бежишь из родной страны и оказываешься среди неизвестных мест. Бездомные люди часто страдают от физических заболеваний, но иногда и от психологических, так как лишены уверенности в будущем.

Нельзя простым нажатием добавить эти ощущения в VR-шлем на голове. Никто ведь не считает, что вы будете больше ценить бедность, если поедете на другой конец города, случайно забыв кошелёк.

Пол Блум, журналист The Atlantic

Блум считает, что одно из главных ограничений виртуальных симуляторов — человек находится в безопасности и контролирует происходящее. В пример журналист приводит репортёров, которые во время войны США с Ираком испытывали на себя распространенную пытку водой. Она заключалась в том, что лицо человека накрывали тряпкой, а затем на тряпку лили воду, создавая эффект утопления. Однако по мнению Блума даже этот опыт не может сравниться с реальными страданиями от пытки, ведь журналисты могли в любой момент могли остановить процесс.

Блум считает, что чувство безопасности и комфорта и привело к тому, что в мире так популярны видеоигры про войну, пейнтбольные соревнования и другие виды экстремального, но безопасного развлечения.

Журналист отмечает, что можно пару минут провести с плачущим младенцем, просидеть в закрытом шкафу или столкнуться с тем, что на вас глазеют на улице. Однако этот опыт не может сравниться с чувствами родителя, который воспитывает ребёнка один, с чувствами заключённого в карцере или кинозвёзды в толпе зевак. По мнению Блума, нельзя передать месячный и годичный опыт за несколько минут и часов. Во многом потому, что со временем кратковременный опыт вроде нахождения в карцере надоедает и не вызывает живых эмоций.

Другая проблема VR-устройств — они демонстрируют физические недостатки только с негативной стороны, не отражая того факта, что со временем человек способен адаптироваться ко всему. Американские исследователи отмечали, что когда испытуемых просили некоторые время носить повязки на глазах, после их снятия они описывали свой опыт как мучительный, сбивающий с толку и пугающий. Некоторые испытуемые даже заявляли, как они рады, что родились не слепыми. Многие высказывали предположения, что люди с повышенными потребностями гораздо чаще испытывают страх, гнев и смятение.

Однако, по мнению исследователей, это не так. Многие слепые люди радуются жизни так же, как видящие, так как они привыкли к своему физическому свойству, и жизнь не ограничена только им. Эксперты отмечали, что VR-устройства могут лишь предоставить возможность стать слепым или парализованным, но не дать почувствовать — каково жить с этими свойствами.

По мнению журналиста, есть лучшая версия VR-устройств. Удобная, небольшая, которую можно держать в одной руке, и которая может помочь испытать не только физические ощущения, но и психологические. Именно эта вещь по мнению журналиста способна передать самый сакральный опыт других людей, при этом раскрывая память пользователя в совершенно новом свете.

Эта вещь — книга. Она не так хороша, когда дело касается физической симуляции, или когда слов кажется недостаточно, чтобы описать опыт другого человека, с отличным от вашего взглядом на мир. Но когда речь идёт о понимании жизни других людей, ничто не может сравниться с книгой, считает Блум.