Офтоп
Женя Кузьмин

«Здорово чувствовать свою причастность»: воспоминания волонтёров Олимпийских игр в Сочи

Добровольцы, помогавшие организовывать Олимпиаду и Параолимпиаду, рассказали, как для них прошли Игры в Сочи.

7 февраля 2014 года состоялось официальное открытие зимних Олимпийских игр в Сочи. Одним из важных элементов в организации Игр стала помощь волонтёров: в период соревнований их было задействовано более 25 тысяч. Добровольцы прошли жёсткий отбор и помогали как на Олимпиаде, так и на Паралимпиаде. Волонтёры Игр поговорили с TJ и вспомнили, как оказались в Сочи и чем им запомнилась первая зимняя Олимпиада в России.

Наталья, Челябинск

Мы поспорили с уральским друзьями после покатушек на сноубордах, что поехать работать на Олимпиаду не так уж и просто. И все на спор тут же заполнили анкеты. Через полгода, пройдя тесты и прочие отборы, мы все получили приглашения в Сочи.

Я позвонила в оргкомитет и спросила, брать ли мне с собой доску, и если нет, то я не поеду. Потому что я в первую очередь хотела покататься на Олимпийских трассах, а уже потом приобщиться к Олимпиаде. И да, я и покаталась и приобщилась! Мы копали снег, солили трассы специальными химсоставами, начинали строить трассы в 5 утра, когда в горах такой лед, что работали мы в альпинистских кошках, и продолжали выравнивать снег днём, когда температура и солнце были такие, что мы знатно загорели.

Весёлых историй, конечно же, за этот месяц было полно! Мы все от 18 лет до 70 (а были волонтёры в деревнях и такие!). Снова почувствовали себя в лагере, в студенческой общаге, на спортивных сборах. В общем веселье, общение, спорт, куча друзей. Я видела, трогала и говорила со своими кумирами из мира сноубординга. Я каталась по олимпийским трассам. Мы общались со спортсменами, олимпийскими семьями и болельщиками из всех стран мира.

Мне было безумно жалко волонтёров из других групп, которые не работали на соревнованиях, не катались в горах. Они просто встречали гостей около Олимпийского парка или объясняли на остановках транспорта, как и куда добраться, организовывали работу столовых. Мне кажется, что они точно внесли огромный вклад в это событие. Ну а я очень круто и полезно провела время.

Ксения, Чебоксары

Я очень хотела поехать на игры, поэтому проходила все обучения. В итоге попала на Паралимпийские игры. Я работала на двух объектах: «Роза хутор» и «Фишт», на открытии и закрытии. Моя функция заключалась в работе со зрителями и микст-зоне.

Эмоций было очень много, в том числе и гордость за спортсменов, которые действительно поражали зрителей своим упорством и силой воли. Опыт, который я получила, несравним ни с чем. И вспоминаю игры с огромной улыбкой.

Ольга, Москва

Решила поехать, потому что очень люблю спортивные мероприятия, и хотелось бы причастной к Играм. Заявку подавала самостоятельно, не от организации или университета, поэтому тестирование проходила удалённо. Потом поступила в университет в Санкт-Петербурге и дальнейшее обучение проходила в волонтёрском центре уже там, но деканат и ректорат были против моего отсутствия на парах. В том числе поэтому я сменила универ и переехала в Москву.

Уже 19 января 2014 года я приехала в Сочи, так как наша функция — прибытие и отъезды — подразумевала работу в аэропорту и встречу делегаций, атлетов и гостей города раньше, чем начнутся непосредственно игры. В этом и заключалась работа: контролировали потоки людей, встречали гостей, помогали таможенной службе и выступали в роли переводчиков.

Запомнилось больше всего то, что все прибывали в Сочи с разным настроением: кто-то был настроен позитивно, кто-то негативно или скептически. Но улетали все в одном настроении — были довольны, подходили к нам и говорили слова благодарности на разных языках мира: «Спасибо за эти Игры, спасибо за то, что помогли сделать их такими». Это было важно, потому что мы были первым и последним впечатлением для гостей города.

Сергей, Петербург

Я помогал оформлять аккредитации, хотя изначально хотел работать на каком-нибудь объекте. Там было сложнее всего, но туда хотели все, особенно в Олимпийский парк. Это было не то, что «полчаса поработал и идешь смотреть соревнования»: работали до обеда, то есть до ужина. В свой выходной болел за фигуристов, и в итоге много кто из наших выиграл. А, да, и жал руку Евгению Плющенко, было круто.

Анна, Тюмень

О возможности волонтёрства на Играх я узнала от своего друга, опытного волонтёра, и просто подала заявку. Я выбрала «Церемонии» — ближайшее к своему опыту и работе. Далее были скайп-собеседование, два этапа обучения и письмо с приглашением на Игры. Волонтёры нашей функции были задействованы в четырёх церемониях — открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр. По распределению мне достался период, охватывающий только три из них, поэтому открытие Олимпиады я смотрела дома, а через четыре дня села в поезд.

Первое необычное воспоминание — февраль, а вокруг тепло и зелено. Иногда набегали дожди, но быстро прекращались. Это был самый тёплый февраль моей уральско-сибирской жизни.

На Олимпийских играх нашей волонтёрской команде досталась «работа с артистами», на Паралимпийских — помощь костюмерам церемоний. В первом случае артистами были три тысячи поющих и танцующих детей, и мы помогали с координацией и контролем: встретить, провести на регистрацию, репетицию, примерку костюмов, проводить и посадить обратно в автобусы с площадки. На Паралимпийских играх мы работали помощниками костюмеров: координация артистов на примерках, помощь в систематизации костюмов.

Это был крутой опыт: работа в огромной команде со всей России и из разных стран, за кулисами самой большой сцены (что было главным для меня). Ещё это много знакомств; будь то полный людей Олимпийский парк или тихая улочка Адлера — непривычное состояние, когда все добрые, улыбающиеся и открытые. Для меня это определённо пример отсутствия границ. Например, мы познакомились с оператором французского телевидения, который работал на пяти предыдущих олимпиадах, он рассказывал нам свои впечатления, а на следующий новый год поздравлял смсками.

В конце Игр итальянские костюмеры распечатали свою фотографию на память – нам понравилось друг с другом работать. С ребятами из команды встречаемся, если выпадает географический случай – это всё-таки от Петербурга до Хабаровска.

Анна, Красноярск

На Олимпийских играх в Сочи я работала волонтёром в газете деревень. Это не новшество для соревнований 2014 года: она выходит под эгидой Международного олимпийского комитета (МОК) на каждых играх.

Всю жизнь болею спортом, смотрю каждые игры лет с пяти. Поэтому была несказанно рада, когда Россию отобрали в качестве принимающей стороны. Прыгала до потолка от радости. Потом как-то всё завертелось. Помню только, что очень хотела увидеть Олимпийские игры изнутри. И с таким огромным желанием я попала в самую крутую команду, в газету OLVdaily.

Конкурс был очень серьёзный. Нужно было уметь говорить и писать как минимум на русском и английском языках, а в идеале ещё и на французском. До сих пор не понимаю, как прошла отбор. Скорее всего, помог [знаменитый конькобежец] Свен Крамер, про которого я писала заметку.

У функции было много преимуществ: ненормированный рабочий день, допуск во все деревни (у нас их было три). Можно было смотреть соревнования, правда нас не везде пускали из-за косяка с аккредитацией, но в микст-зону удавалось прорываться. Также была возможность взять интервью практически у любого спортсмена или тренера.

К слову об интервью. У меня была отличная возможность взять интервью у Крамера. Даже удалось договориться о встрече, но он проиграл забег на 10 километров, и, естественно, всё сорвалось. Мне сказали ждать до Игр в Пхёнчхане, там Крамер даст интервью. Он там точно будет бегать за тремя золотыми, но буду ли там я?

Как бы банально ни звучало, но в Сочи было действительно круто.

Елена, Екатеринбург

Заявку в волонтёры игр я подала практически сразу после старта заявочной кампании. Считала дни до момента основного отбора, тряслась и паниковала. Но в один прекрасный день мне пришло то самое «письмо счастья», и понеслось.

Помню практически все детали, как будто это было вчера. Наш первый день, получение формы и аккредитации, первую смену. Казалось, будто мы попали в сказку. Хотя, наверное, это так и было. Моим объектом был стадион «Фишт», а функция нашей команды называлась «операционные волонтёры».

Мы помогали ориентироваться спортсменам и артистам на стадионе, выходили статистами на генеральных репетициях церемоний, помогали с костюмами и даже один раз с питанием. Мне запомнилась навсегда та атмосфера международной дружбы и невероятного единения всех, кто был как-то причастен к играм. Одним словом — дух игр. И конечно же люди! С ребятами, которыми вместе работали, общаемся по сей день и даже получается периодически видеться, хотя мы все из разных городов.

Арпи, Краснодар

Я участвовала в Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи в качестве волонтёра функции EVS (Event Services). Наша группа помогала членам оргкомитетов передвигаться в нужных направлениях по объекту, сопровождала собрания и мероприятия, в которых они участвовали, а также выполняли другие организационные функции. Работа была привязана к конкретному объекту — отелям Олимпийских и Паралимпийских семей.

На Игры попала от университета — в нашем вузе был волонтёрский центр, готовящий студентов-добровольцев. Побывать на мероприятии такого масштаба считаю большой удачей. Здорово чувствовать себя причастной к большому и доброму делу, за которым наблюдает весь мир.

Ну и самый приятный момент — это общение, которое связывает все страны, континенты, культуры, объединяет людей со всего мира. Олимпиада подарила мне действительно настоящих друзей, связь с которыми мы поддерживаем до сих пор.

Оксана, Казань

Я работала на объекте Bolshoy Ice Dome. Не знаю, как попала туда — подавала заявку в горный кластер, не являлась фанатом хоккея. Но потом не пожалела ни разу.

Помню матч сборной России против США. Наверное, самые заполненные трибуны за все игры. Было очень много желающих попасть на стадион и хоть одним глазком подглядеть. Матч, как многие, наверное, помнят, был действительно зрелищным — всю игру команды сравнивали счёт, и в итоге всё должны были решить буллиты. К этому моменту на входе уже пускали и своих, и чужих, да и вообще особо никто ничего не контролировал — все взгляды были сосредоточены на поле, в моменты.

Можно было видеть, как скачут и прыгают болельщики в обнимку с незнакомыми людьми. Просто все объединились в одну мысль, одно чувство — наверное, это был патриотизм. К сожалению, буллиты всё решили в пользу США. Российская сборная выбыла из участия, но до самого конца Олимпиады во время игры зарубежных команд я слышала раздающееся с трибун «Россия, вперед!» и шёпотом повторяла вместе со зрителями.

#олимпийскиеигры