Офтоп
Роман Персианинов

Новый пресс-секретарь «Шалтая-Болтая»: скрывающийся хакер дал пять интервью за пять дней

Последний оставшийся на свободе член «Анонимного интернационала» рискнул дать личные интервью журналистам и раскрыть свое имя, фактически устроив первую «пресс-конференцию» хакерской группировки.

Иллюстрация Джона Тенниела

8 февраля 2017 года вышло интервью журналиста Znak с предположительно последним оставшимся на свободе участником хакерской группы «Анонимный интернационал». Это интервью стало вторым, которое хакер дал вживую, и пятой беседой с журналистами за последние несколько дней, хотя до этого представители хакерской группы практически никогда не связывались с прессой лично и держались в тени, чтобы не раскрыть своё местоположение правоохранительным органам.

В ноябре-декабре 2016 года для хакерской группы «Анонимный интернационал» настали тяжёлые дни. Организация, известная за взломы твиттера премьер-министра Дмитрия Медведева и данных Министерства обороны, лишилась предполагаемого основателя и лидера Владимира Аникеева и, возможно, других предполагаемых участников организации: Константина Теплякова, Александра Филинова. Их обвинили в «неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации».

Кроме этого задержали возможных кураторов и помощников хакерской группы: сотрудника ФСБ Сергея Михайлова, которого называли возможным куратором хакеров, и Дмитрия Докучаева, а также менеджера «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова. Их обвинили в государственной измене.

Информация о задержаниях стала известна в конце января 2017 года, а уже 3 февраля некто, представившейся редактором «Шалтая-Болтая», дал первые интервью.

Интервью для The Insider

Интервью The Insider разделили на две части: первая вышла 3 февраля, вторая — 6 февраля. Диалог проходил с помощью переписки. Хакер рассказал, что идеологом и создателем хакерской группировки был Аникеев, и он же общался с человеком из спецслужб, который начал курировать группу с 2016 года.

Про задержание лидера «Шалтай-Болтай» собеседник журналистов ответил, что Аникеева, вероятно, обманом заманили спецслужбы, а когда он попытался получить помощь от покровителя, тот не смог ему помочь. Возможный редактор хакерской группы также рассказал, что изначально организация действительно стремилась раскрывать общественно-важные темы и поддерживала деятельность политика Бориса Немцова и Алексея Навального. Однако позже, по словам рассказчика, Аникеев заинтересовался коммерческой стороной проекта — заказными взломами.

Взломами занимался не сам «Интернационал», а нанятые хакеры. Таким образом, они были своего рода посредником между заказчиком и исполнителем. Хакер пояснил, что находится вне России и поэтому в относительной безопасности, но своё местонахождение не уточнил.

Во второй части интервью собеседник издания попросил называть его Алексом и высказал мнение о хакерской группировке Fancy Bear, которую обвиняли во взломе данных демократической партии США.

Думаю, что это хакеры, работающие в интересах определённых кремлёвских групп влияния. Вряд ли они подчиняются ГРУ или ФСБ, скорее, их нанял какой-нибудь Пригожин [друг Владимира Путина] или Малофеев [российский предприниматель, инвестор телеканала «Царьград»].

Алекс, предполагаемый участник хакерской группы «Анонимный интернационал»

Интервью для Би-би-си

Примерно в одно время с интервью The Insider появилась запись беседы предполагаемого участника хакерской группы «Анонимный интернационал» с журналистом русской службы Би-би-си. Оно также проходило с помощью электронной переписки, а многие вопросы совпадали с перепиской The Insider.

Собеседник, попросивший называть себя А, подтвердил, что Аникеев и Тепляков имели отношение к «Анонимному интернационалу», но не стал уточнять, был ли Аникеев его лидером. Информацию, опубликованную в СМИ, А назвал «полуправдой» отметив, что общее изложение верно и у организации действительно был куратор.

А также подтвердил, что сначала проект задумывался как способ донести общественно-важную информацию, и разделял идеи оппозиционеров Бориса Немцова и Алексея Навального. Однако, по мнению А, позже проект стал ориентироваться на взломы с целью заработать деньги.

Я не встречался и не общался с кем-то из ФСБ, поэтому подтвердить наличие кураторов среди названных в СМИ лиц не могу. В то же время, по моим данным, у проекта действительно появился высокопоставленный куратор из спецслужб, причём он вышел на проект сам и предложил свои услуги взамен на гарантии безопасности членам команды и публикацию заказных материалов.

Алекс, предполагаемый участник хакерской группы «Анонимный интернационал»

Интервью для «Фонтанки»

4 февраля интервью с членом «Шалтая» появилось у «Фонтанки». Оно прошло в электронном формате и было гораздо более коротким, чем предыдущие. Всего предполагаемый хакер ответил на пять вопросов, хотя в двух первых интервью вопросов было около десяти.

«Фонтанке» предполагаемый участник «Анонимного интернационала» рассказал, что изначально хакеры искали компромат на потенциально коррумпированных чиновников и депутатов в высших эшелонах власти и среди нечистоплотных, связанных с господрядами, бизнесменов. Заказных публикаций не было, а большая часть взломов проходила с помощью фишинговым писем или путём подбора паролей.

Позднее 8 февраля «Фонтанка» заявила, что последний оставшийся на свободе член группы «Шалтай-Болтай» назвал изданию своё имя: Александр Глазастиков. Раскрыть личность он решил потому, что уверен: российским правоохранительным органам уже известно его имя. Не уточняется, на основе чего сделаны такие предположения, однако отмечается, что именно с Глазастиковым разговаривала «Фонтанка» в интервью от 4 февраля.

Изначально создание проекта не требовало какого-то финансирования. Публикация ряда интересных документов, бывших в нашем распоряжении, пара почтовых рассылок с анонсами по журналистам и чиновникам вызвали интерес во многих СМИ.

предполагаемый участник хакерской группы «Анонимный интернационал»

Интервью для Financial Times

7 февраля интервью с представителем «Анонимного интернационала» опубликовала крупная британская газета Financial Times. Корреспондент издания Макс Седдон лично встретился с хакером «в мексиканском ресторане на первом этаже отеля, который раньше управлялся КГБ». Собеседник назвался Александром и заявил, что остался последним оставшимся на свободе участником «Анонимного интернационала».

Александр рассказал, что в начале 2016 года Аникеев сообщил участникам о появлении у группировки кураторов в спецслужбах, которые просили о праве накладывать вето на публикации данных. Этим правом они ни разу не воспользовались. Хакер сообщил, что в конце года Аникеева арестовали в аэропорту Минска, но через три дня после вмешательства кураторов отпустили.

После этого Аникеев предложил Александру и участнику группы Константину Теплякову приехать в Москву. Оставшийся на свободе хакер засомневался в предложении Аникеева и попросил прислать ему селфи и фото чека из кафе в качестве доказательства того, что он на свободе. Предполагаемый лидер «Анонимного интернационала» или некто, кто выдал себя за него, согласился и прислал фото.

Это вызвало у меня ещё больше подозрений. Обычно в ответ на предложение съездить в другой конец города сделать что-то подобное он послал бы меня к чёрту.

Александр, предполагаемый участник хакерской группы «Анонимный интернационал»

Александр отказался приехать в Москву и заявил Аникееву, что уходит из «Анонимного интернационала». Тогда предполагаемый лидер группы сменил пароли от аккаунтов группы.

В интервью Александр добавил, что планирует получить в Эстонии политическое убежище.

Интервью для Znak

8 февраля интервью с предполагаемым хакером вышло у издания Znak. Оно прошло в Эстонии в номере местного отеля. Журналистка Екатерина Винокурова отметила, что хакер написал ей лично и представился Александром.

В ходе интервью журналистка спросила, почему хакер решил «сбросить» маску и дать интервью в живую, а не через крипточаты. На это собеседник уклончиво ответил, что «после ареста Аникеева многое стало непонятно». Журналист не спросила, а предполагаемый участник «Шалтай-Болтай» не стал уточнять, почему для беседы с другими изданиями после ареста Аникеева он не опасался использовать крипточаты.

Вопрос «остались ли ещё на свободе другие участники хакерской организации» Александр комментировать отказался, хотя в разговоре с журналистом Financial Times назвал себя последним оставшимся на свободе участником «Шалтая-Болтая».

Журналистка также спросила мнение Александра о том, кто взломал сервера почты Демпартии США. Предполагаемый хакер ответил, что вряд ли за взломом стоят официальные лица, и, возможно, это «самодеятельность» за авторством Евгения Пригожина или Константина Малофеева.

В завершении интервью он заявил, что, вероятнее всего, у хакерской группы нет будущего, о чём до этого он в интервью не упоминал.

Я думаю, после такого финала для этого проекта смысла нет. Каких-то массивов тоже не осталось. Но я думаю, что кто-нибудь поднимет упавшее знамя. Это явление будет продолжаться, таково моё мнение.

Александр, предполагаемый участник хакерской группы «Анонимный интернационал»

Что теперь известно об «Анонимном интернационале»

Если верить сказанным в интервью словам Глазастикова, выходит, что информация, появившаяся ранее в СМИ в связи с арестами предполагаемых участников «Анонимного интернационала», в основном является достоверной, хотя и содержит ряд пробелов. К примеру, у группы действительно был куратор из спецслужб, но неизвестно, Михайлов ли это.

Также подтвердилась прямая связь Аникеева с «Интернационалом», но Глазастиков не уточнил, действительно ли Аникеев был лидером группировки. Глазастиков не сообщил, остались ли ещё на свободе участники группы помимо него. Он считает, что у проекта «Анонимный интернационал» нет будущего, но могут быть преемники.

С раскрытием имени последнего известного участника «Анонимного интернационала» можно найти больше информации о нём. Например, в 2006 году он давал интервью «Коммерсанту» — тогда он работал IT-специалистом и руководил интернет-магазином Nasvyazi.ru. Кроме того, остался его ЖЖ, где последняя запись датируется маем 2014 года. В большинстве публикаций автор выражал антиправительственные настроения и публиковал материалы о войне на Украине.

В публичном доступе фотографий хорошего качества с Глазастиковым нет. Изданию Life удалось получить относительно свежие снимки Глазастикова, где он ужинает в майке с гербом Украины, а также находится в компании молодых девушек. Журналистка Znak Екатерина Винокурова подтвердила информацию "Фонтанки", что человек из Шалтая-Болтая — это Александр Глазастиков. Также она подтвердила фотографии, опубликованные Life.

6 февраля политический журналист Олег Кашин в своём канале в мессенджере Telegram рассказал, что осенью 2016 года ему предлагали провести интервью с предполагаемым лидером «Шалтай-Болтай» Аникеевым. Представитель хакеров пояснял, что пресс-секретарём группировки станет тот, кого первым раскроют публично.

Люди слабы. Но «Анонимный интернационал» и раньше допускал вероятность «деанона» кого-то из членов команды. Нам не очень интересно, будет так будет. Тот, кого раскроют станет пресс-секретарём, только и всего.

из сообщения от представителей «Шалтай-Болтай» Олегу Кашину

30 января IT-специалист Владислав Здольников в своём канале в мессенджере Telegram отмечал разницу между «Анонимным интернационалом» и «Шалтае-болтаем». По словам Здольникова, «Анонимный интернационал» — это группа хакеров, а «Шалтай-болтай» — пресс-секретарь АИ, и изначально им был Аникеев.

Впервые вживую с представителем хакерской группировки удалось встретиться журналисту американского издания Buzzfeed в 2014 году.

В 2015 году корреспондент издания «Медузы» встретился с предполагаемым лидером «Анонимного интерационала», представившимся Льюисом. В тексте материала утверждалось, что добиться интервью получилось только через три месяца переписки.