Офтоп
Вадим Елистратов

Пять вопросов к фильму «На пятьдесят оттенков темнее»

Отсутствие БДСМ, любовной химии и хоть какого-то смысла.

9 февраля в российский прокат вышел фильм «На пятьдесят оттенков темнее» — вторая часть скандальной саги о необычных (преимущественно сексуальных) отношениях миллиардера и студентки. Главный редактор DTF из любопытства посмотрел разруганный критиками фильм и задаётся по результатам увиденного несколькими вопросами.

Где конфликт?

«На пятьдесят оттенков темнее» не решает главную проблему оригинала: в фильме всё ещё ничего не происходит. Казалось бы, в завершении первой части Анастейша прервала порочный круг «подарки — секс — подарки — секс», но в сиквеле она вновь без явной на то причины садится на крючок.

Весь второй фильм — это череда сцен, где девушка получает шикарные поднесения и смакует атрибуты красивой жизни от миллиардера, но постоянно пытается делать вид, что ей это не нужно.

Например, Анастейша тратит на благотворительность подаренные ей 24 тысячи долларов, но без малейших сомнений берёт от ухажёра макбук и айфон. Где граница? На отметке в две тысячи долларов? В пять?

Во вторых «Оттенках» есть какие-то попытки завязать сюжет, но все они так и остаются в зачаточном состоянии. Вот появляется злая бывшая Грея и говорит Анастейше жуткие слова и... на этом всё. Вот Кристиан разбивается на вертолёте... и тут же приходит домой невредимым. Вот начальник хочет изнасиловать Анастейшу... и не насилует.

Понятно, что все эти моменты были взяты из книги, где они лучше прописаны. Но почему бы не уделить внимание истории, вырезав из фильма пару постельных сцен? Почему бы не выкинуть эпизоды, где героиня делает себе причёску и выбирает платье, и не добавить что-нибудь, что показывает её характер?

Где БДСМ?

Во второй части «Оттенков» демонстрируют много обнажённой натуры, но сексом главные герои занимаются с поразительной — в контексте соответствующей славы романов Э. Л. Джеймс — неизобретательностью.

Грея в лучшем случае хватает на то, чтобы намазать грудь Анастейши маслом. В одном из эпизодов он всё-таки связывает свою пассию, но тут же развязывает, чтобы ей было удобно. Самый волнующий постельный эпизод фильма — тот, в котором Грей фиксирует ноги Анастейши распоркой и делает ей кунилингус.

Самый провокационный момент: Грей берёт в руки вагинальные шарики, просит свою подругу наклониться, а затем засовывает их в неё. «Что это?» — «Потом узнаешь». В последующих сценах героиня несколько раз щурится от дискомфорта на светском приёме, а потом возлюбленный просто буднично извлекает из неё инородное тело. Зачем была нужна эта сцена? Что авторы хотели этим сказать?

Фильм постоянно пытается показать, насколько богата и интересна половая жизнь главных героев, но каждый раз останавливается в шаге от того, чтобы хоть как-то подтвердить это заявление.

Почему главные герои вообще вместе?

Не зря говорят, что победа в лотерее для бедного человека — это по большей части несчастье. Сначала он теряет всех друзей, а потом и деньги. Потому что быть миллионером — это не только уметь зарабатывать, но и уметь сохранять. Но почему резко ставший богатым человек теряет друзей? Всё дело в том, что обладание крупной суммой меняет масштаб проблем.

Разве миллионер будет с интересом слушать историю о том, как его друг сэкономил 900 рублей на распродаже в «Икее»? А человек среднего достатка будет с интересом слушать о муках выбора между отпуском на Фиджи и поездкой на Барбадос? Эмпатия между такими людьми снижается практически до нуля.

Примерно такой же разброс между Греем и Стил. Пока она покупает продукты в супермаркете, он покупает авиакомпании, и в сущности у них помимо секса нет никакого common ground. О чём эти люди будут разговаривать, когда узнают друг друга получше? Что случится, когда первая страсть между ними утихнет? Что у них вообще общего помимо его дорогих хобби?

Почему все хотят Анастейшу?

«50 оттенков серого» стоит считать женской порнографией не из-за постельных сцен, а с чисто философской точки зрения. На секунду представим фильм Brazzers. Почему сантехник неожиданно решил переспать с домохозяйкой? Почему она сразу же согласилась? Просто потому что. Это «потому что» — концепция, на которой построено порно.

Примерно то же самое происходит и с главной героиней «Оттенков». За неё сражаются красавцы-мужчины, её жизнь насыщенна, удивительна и интересна, но она при этом остаётся абсолютно статичной.

Это действительно настоящее женское порно: лежишь себе на диване с ведёрком мороженого, и вдруг к тебе врывается сексуальный миллионер, дарит ноутбук, платье и обручальное кольцо. Просто потому, что ты это — ты, и никаких усилий от тебя не требуется.

Как и первая часть, «На пятьдесят оттенков темнее» страдает от этой проблемы. Все говорят главной героине, какая она особенная, но она никак не подтверждает этого. Даже карьерный прорыв у неё случается только потому, что начальник попытался затащить её в постель. Впрочем, его мотивы по крайней мере понятны — он и прежде так пользовался служебными полномочиями.

Но всё же, что особенного в Анастейше? Почему Грей делает ей предложение в финале? В какой момент она показала себя как надёжный спутник жизни?

Кто-то действительно в это верит?

Несомненно, солидная часть поклонников «Оттенков» — это люди, которые смотрят на происходящее со скепсисом и понимают, что им показывают «порно».

Но ведь есть же и люди, которые проникаются идеями романов Э. Л. Джеймс. Они искренне считают, что в определённый момент в их жизни появится мужчина, который принесёт им весь мир на блюдечке, или по крайней мере мечтают о таком исходе. Они верят, что от них потребуется фактически подарить себя другому человеку на день рождения, став его собственностью — как бы понарошку, но в то же время вполне по-настоящему.

В конце второго фильма Анастейша Стил так и поступает. Вместо контракта сабмиссив, отвергнутого в первом фильме, она, условно говоря, подписывает брачный, но от этого почти ничего не меняется.

Конечно, счастье — вопрос строго индивидуальный, но сама мысль о том, что вокруг нас есть люди, которые мечтают вот так вот стать «чьим-то чем-то» и полностью отдаться воле другого человека, немного пугает.

В то же время продажи книг серии говорят о том, что ни о каком мировом доминировании идей феминизма и речи быть не может. Какой уж тут феминизм, когда сотни миллионов женщин с упоением следят за историей девушки, чья «броня» постепенно снимается под напором платьев, ноутбуков и прогулок на яхте.