Офтоп
Женя Кузьмин

Профессионализм и немного магии: как снимали «Ла Ла Ленд»

Мюзикл не стал лучшим фильмом года, но получил «Оскар» за лучшую операторскую работу.

26 февраля 2017 года прошла 89-я церемония вручения премии «Оскар». Самым успешным фильмом на ней оказался «Ла Ла Ленд» режиссёра Дэмьена Шазелла, завоевавший шесть наград. Одной из них стала статуэтка «За операторскую работу», которую получил швед Линус Сандгрен.

Оператор «Ла Ла Лэнда» Линус Сандгрен. Фото Lionsgate

По словам Сандгрена, он «влюбился в фильм» во время чтения сценария под уже готовые наброски мелодий. Шазелл объяснил оператору, что хочет отдать дань уважения «старому Голливуду», поэтому камера должна была стать одним из главных участников действия. Сандгрен, никогда не работавший над мюзиклами (он снял «Аферу по-американски» и «Джой»), согласился поучаствовать в проекте и приступил к работе.

Оператор отметил, что «Ла Ла Ленд» поставил перед ним множество «вызовов и возможностей». Одной из самых сложных сцен в фильме стал открывающий шестиминутный номер под песню Another Day of Sun, который Шазелл хотел снять «одним кадром» на одной из магистралей Лос-Анджелеса. При этом во время его подготовки съёмочная группа не знала, какое шоссе им достанется и сколько полос им разрешат занять.

По словам Шазелла, для этого номера потребовалось заранее всё рассчитать до мелочей. Режиссёр отметил, что пришлось даже устраивать отдельный «кастинг» для нескольких десятков автомобилей, чтобы они выдерживали вес людей, танцующих на них.

Команда «Ла Ла Ленда» проводила репетиции с частью декораций и машин на парковке, так как не могла каждый раз просить городские власти перекрывать магистраль. Всё это Шазелл сам снимал на iPhone, чтобы показать, как должен выглядеть номер. Режиссёр признался, что эти видео стали «нашей Библией» и очень помогли команде фильма.

При этом первая репетиция на магистрали, которую всё-таки перекрыли на полдня за несколько недель до начала съёмок сцены, оказалась «полной катастрофой». Хореография на шоссе выглядела по-другому, наклон дороги создавал проблемы для танцоров, а оператор «Стедикам» (камера с носимой системой стабилизации) не мог передвигаться так, как Шазелл со своим iPhone. Кроме того, посередине была бетонная перегородка между полосами, которая мешала команде фильма. Оператор просто не мог постоянно преодолевать препятствие во время съёмок.

Я люблю такие головоломки. Работать над решением таких проблем очень интересно. Мы хотели использовать дрон, но не могли его контролировать так, как нам было нужно.

Линус Сандгрен, оператор

Однако в августе 2015 года группе всё-таки удалось снять сцену. Вместо «Стедикам» операторы использовали кран с камерой, а некоторые элементы изменились по сравнению с репетициями. Сандгрен в интервью IndieWire подтвердил, что сцена «одним кадром» состояла из нескольких монтажных склеек. В двух из них съёмки проходили с помощью крана, а в третьей уже использовали «Стедикам».

При этом большинство номеров, включая Another Day of Sun, снимались в строго определённые часы, чтобы «поймать» нужное освещение. Из-за этого некоторые сцены создавались несколько дней. По словам Сандгрена, танцевальный номер на Малхолланд драйв пришлось снимать исключительно в «магический час» с семи до восьми вечера. При этом в первый день не удалось снять номер, поэтому съёмочной группе пришлось вернуться на Малхолланд драйв в то же время.

После выхода фильма СМИ обратили внимание на инстаграм оператора «Стедикам» Ари Роббинса. Роббинс регулярно публиковал ролики о том, как создавались некоторые сцены из «Ла Ла Ленда». Например, оператор показал, как снимал танцы в джаз-клубе: Шазеллу приходилось бить его по плечу, чтобы Роббинс резко переводил камеру с Эммы Стоун на Райана Гослинга и обратно.

Также оператор «Стедикам» показал создание кадров из финального номера и номера под песню Someone In The Crowd. Видео получили популярность, однако позже Роббинс удалил большинство из них. После этого ролики вышли «эксклюзивами» в нескольких изданиях и на YouTube-канале студии Lionsgate.