Офтоп
Роман Персианинов

Бесплотный лес

Серия снимков из Аокигахары — японского леса, где ежегодно десятки людей кончают с собой.

Покрытые мхом деревья Аокигахары. Фото Томаса Лазаря, National Geographic

C 1970 года полиция и спасатели префектуры Яманаси раз в месяц прочёсывают лес Аокигахары в поисках новых трупов. Ежегодно в лесу находят от 50 до 100 тел с признаками суицида. По количеству самоубийств Дзюкай занимает второе место в мире после Золотого моста в Сан-Франциско. Из леса не вернулись люди разных профессий и статусов: работники крупных компаний, талантливые изобретатели, художники, писатели или несчастные с разбитым сердцем. Журнал National Geographic опубликовал снимки фотографа Томаса Лазаря (Tomasz Lazar), который съездил в Японию и запечатлел место, где сотни людей ушли из жизни.

Аокигахара, известный как Дзюкай (Море деревьев) или «Лес самоубийц», появился около 1200 лет назад и с тех пор его площадь разрослась до 35 квадратных километров. Густой и плотный лес с редкими скалистыми пещерами покрыт плотным слоем мха. Он находится почти у подножья вулкана Фудзияма, наверху которого уже многие годы синтоистские жрецы живут спокойной жизнью. Когда Фудзияма просыпался, лава протекала через лес, оставляя на земле глубокие шрамы.

Здесь легко потеряться. Туристов и путников просят никогда не сворачивать с тропы. Из-за высокого уровня железа в почве сюда редко доходит сигнал телефона, GPS работает только с помехами.

Но некоторые уходят в лес и не планируют возвращаться. На деревьях Дзюкая развешаны объявления для таких людей: напоминания, что жизнь бесценна, призыв подумать о родных. Внизу каждого знака написан номер горячей линии для самоубийц.

Вещи неизвестного путника

В японской культуре сохранились отпечатки «Леса самоубийц». В мифологии это место считалось домом для призраков и злых духов. В 19-м веке в Дзюкай приводили старых и слабых родственников и оставляли там. Считалось, что самостоятельно они не выберутся из леса.

В 1960 году японец Сэйтё Мацумото (Seichō Matsumoto) выпустил книгу «Башня волн» (Tower of Waves), героиня которой кончает с собой в Дзюкае. В сочинении «Полное руководство по суициду» за авторством Ватару Цуруми (Wataru Tsurumi) Дзюкай называют «идеальным местом, чтобы покончить с собой».

В 2015 году американский режиссёр Гас Ван Сент снял фильм Море деревьев (Sea of Trees) с Мэттью Макконахи и Кэн Ватанабэ, посвящённый Дзюкаю. В январе 2016 года вышел фильм «Лес призраков» (The Forest) за авторством Джейсона Заде с Натали Дормер в главной роли. Он также повествовал о Дзюкае, где изначально картину и хотели снимать, однако авторам не позволили местные власти.

Фотограф Томас Лазарь узнал про «Лес самоубийц» подростком, когда увлекался фантастикой и ужасами. С тех пор его интересовала история леса, и поэтому много лет спустя он приехал в место, где умерли сотни людей. Для него Дзюкай — способ изучить культуру самоубийств в Японии. Ведь если ценности западных стран призывают обсуждать темы душевного беспокойства, депрессии и желания покончить с собой, то в Японии об этом не говорят.

Фотограф нанял гидов, которые показали ему самые популярные в лесу места у самоубийц. Везде, где некогда спасатели нашли тело, развешаны пластиковые ленты. Они же служат ориентиром для заблудившихся.

Переплетение дикого винограда в лесу

В 2004 году в «Лесу самоубийц» покончили с собой 108 человек. После этого власти Яманаси перестали предавать огласке смерти в Дзюкай, чтобы не создавать для людей в трудном положении лишнего повода распрощаться с жизнью.

В 2009 году руководство префектуры начало нанимать людей для постоянного патрулирования леса и его окрестностей. Патруль должен был останавливать у Дзюкая всех, кто не похож на обычного туриста. Это решение снизило число самоубийств: в 2010 году из 200 человек покончили с собой 54.

Однако суициды не прекратились. Гид Лазаря рассказал, что некогда он обнаружил в лесу 36 трупов за 37 дней. Во время похода фотограф и его проводник не обнаружили тел, но на пути им попадались следы присутствия людей: брошенные палатки и куртки, свисающие с деревьев петли и пустые бутылки хлорки.

Лазарь снимал Дзюкай только в чёрно-белом формате, чтобы на фотографиях деревья в лесу выглядели белыми — в Японии этот цвет символизирует смерть и траур. «Я хотел показать атмосферу леса, последние шаги человека» — объяснил свою задумку Лазарь.

Лента, оставленная спасателем или путником, чтобы не заблудиться

Из-за засохшей магмы корни деревьев не уходят глубоко в почву

Выброшенный тент

Зимний пейзаж Дзюкая