Офтоп
Василий Басов

Халупа для РПЦ

Ставропольский суд не отдал церкви дом семьи ветерана, тяжба за который длилась больше 10 лет.

В Ставрополе суд отклонил иск РПЦ, в котором местная епархия требовала передать церкви частный дом, где проживает ветеран Великой Отечественной войны и её семья. Раньше в постройке жили монахини, но экспертиза не признала её объектом религиозного значения, сообщает портал News Tracker.

Три семьи

Как пишет «Росбалт», постройку, в которой проживает ставропольская семья, РПЦ пыталась получить в собственность с 2006 года. До революции здание принадлежало монастырю, а во времена СССР там работали клуб и швейный цех.

В 90-х годах строение выкупил один из местных жителей, бывший врач Игорь Шимко. Мужчина разделил дом на три квартиры среди родственников.

В 2006 году ставропольская епархия решила вернуть здание в собственность церкви. Тогда краевой суд удовлетворил иск о возвращении здания в федеральную собственность. Однако в 2010-2012 годах семьи оформили договор приватизации жилья.

Именно этот договор впоследствии оспаривала РПЦ. Епархия посчитала, что государство должно было передать строение церкви, а не живущим там семьям, а также заявляла, что постройка является памятником религиозного значения. Начался новый суд, ответчиком по которому выступала администрация Ставрополя, а проживающие в доме три семьи — третьими лицами.

Если бы иск церкви был удовлетворён, то семьи могли бы остаться без жилья. В том числе — проживающая в доме ветеран войны и труда, инвалид Раиса Шимко. Её внучка Тамара Шимко рассказывала, что «церковники уже однажды советовали им поставить палатку и жить в ней». В ответ ветеран устраивала в городе одиночные митинги.

Раиса Шимко, ветеран войны и труда

Келью ветерану

Во время одного из последних судебных заседаний РПЦ добилась наложения ареста на искомую землю и строения, расположенные на ней, включая гараж, построенный на личные деньги собственников. Также администрация города отменила постановление о приватизации помещения.

При этом проживавшая в доме семья была готова переселиться из него в обмен на другую жилплощадь. Но ни городская администрация, ни РПЦ нового жилья не давали. Единственное, что предложила церковь — заселить ветерана в келью при местном храме, чтобы за ней «досматривали» монахини.

Как рассказала «Новой газете» проживающая в доме семья, они и сами были бы не прочь съехать из этой «халупы», но некуда.

Дом семей Шимко. Фото «Новая газета»

В ставропольской епархии изданию говорили, что «если люди незаконно приобретали имущество, то они должны были понимать, что могут его лишиться». В РПЦ настаивали, что главный их аргумент заключается в том, что церковь считает дом объектом религиозного значения. Другие доводы епархия раскрывать отказывалась до решения суда. В администрации также отмалчивались.

Мирской суд

27 февраля администрация Ставрополя не признала иск епархии. Прокурорская проверка также показала, что участок земли и дом семьи Шимко не являются объектами религиозного значения, поскольку раньше в нём не проводились службы, а всего лишь жили монахини.

В управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия отметили, что здание хоть и относится к культурным объектам регионального значения, но по закону может находиться в федеральной, региональной и частной собственности. Так что дом по решению суда остаётся за местной семьёй. Хотя данное решение епархия ещё может оспорить в законном порядке.

В ноябре 2010 года в России был подписан закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». За это время РП передали сотни объектов, среди которых помимо церквей находились действующие музеи, школы, памятники, мосты и даже дороги.