Офтоп
Сергей Звезда

Почему все вокруг говорят про политическую оттепель

Что можно увидеть за серией амнистий и изменениями на ТВ, и как известный термин использовали не к месту.

Кадр из сериала «Оттепель» киностудии «Мармот-фильм»

Помилование осуждённой за SMS Оксаны Севастиди и оправдание отсидевшей за репост Евгении Чудновец в России продолжило череду амнистий в России и подогрело разговоры о политической оттепели. Спорный термин стремительно вернулся в общественно-политическую дискуссию, но согласны с ним оказались далеко не все.

Почему «наступила» оттепель

Алексей Навальный — это первый политик, которого многие вспоминают, говоря о новой политической оттепели. Тем не менее оппозиционер превратился в одну из самых спорных фигур при обсуждении вопроса.

Кадр из фильма о расследовании «тайной империи» Дмитрия Медведева

Повторный процесс по делу «Кировлеса» завершился для Навального условным сроком. С одной стороны, это позволило вести общественную деятельность и готовиться к президентской кампании. С другой, возможное участие в выборах осталось под вопросом.

Формально у политика не выйдет зарегистрироваться кандидатом из-за судимости по тяжкой статье, но юристы его «Фонда борьбы с коррупцией» ссылаются на Конституцию и уверены в обратном.

Федеральные власти фактически признали президентские амбиции Навального. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, комментируя расследование ФБК, заявила, что он «ведёт какую-то предвыборную кампанию».

В глобальном плане Навальному пока не мешают готовиться к избирательному процессу, хотя есть и прецеденты. Стоит вспомнить хотя бы его обвинения в адрес «Яндекс.Денег» и Центрального банка России якобы за закрытие электронного кошелька и трудности при открытии региональных штабов.

Дмитрий Киселёв. Фото «РИА Новости»

С оттепелью связали программу Дмитрия Киселёва «Вести недели». В середине февраля внимание на себя обратил эпизод с резкой критикой лидера прокремлёвского движения НОД Евгения Фёдорова.

Ситуация вышла за пределы телеэкрана и превратилась в публичный конфликт между Киселёвым и Фёдоровым — деятелями, вроде бы находившимися по одну сторону баррикад. Некоторые сочли ссору очередным намёком на отклонение российского ТВ от радикального уклона.

Что заставило ведущего собрать весь этот «бродячий цирк» (его цитата) в одно время и в одном месте? Борьба с перегибами на местах? Новый предвыборный тренд? Предстоящая оттепель? Кому охота, пусть перетирает благодатную тему раскола внутри элитной обслуги.

Слава Тарощина, обозреватель «Новой газеты»

В разговоре о телевидении нельзя не упомянуть возвращение передачи «Прожекторперисхилтон» после пятилетнего перерыва.

Часть критиков заметила «вялое» выступление четвёрки, другая — то, что ведущие показали «пример того, как можно говорить на темы, которые поднимать нельзя». Каким бы ни было отношение к юмору «Прожектора», его возвращение упорно связывали с изменениями в политическом курсе Первого канала.

Трудно сказать, насколько успешен был эксперимент конца нулевых и начала десятых, но свернут он был одновременно с медведевской «эпохой» — формальным поводом были условия контрактов Гарика Мартиросяна и Сергея Светлакова с телеканалом ТНТ, но, откровенно говоря, поверить в такое объяснение труднее, чем в политическую интригу — если бы Константин Эрнст хотел, чтобы шоу продолжалось, оно бы продолжалось (это ещё очевиднее сейчас — что, у ТНТ неожиданно изменились условия контрактов?).

Олег Кашин

В тенденцию укладываются некоторые инициативы вроде отзыва из Госдумы законопроектов, потерявших актуальность, или показательного отказа от митинга-концерта в честь присоединения Крыма с участием «бюджетников».

Понимание оттепели, якобы наступающей широкими шагами, закрепилось с чередой освобождений осуждённых по резонансным делам.

Активист Ильдар Дадин. Фото из его фейсбука

22 февраля после пересмотра дела отпустили активиста Ильдара Дадина, отбывавшего срок за многократное участие в несогласованных акциях. На фоне обсуждения оппозиционера власти всерьёз занялись как минимум послаблением и как максимум — отменой 212.1 статьи, по которой его осудили.

28 февраля условно-досрочно освободили активистку незарегистрированной партии «Другая Россия» Таисию Осипову. В 2012 году её осудили на восемь лет за сбыт наркотиков.

6 марта суд оправдал воспитательницу Евгению Чудновец, ранее признанную виновной по делу о репосте видео с издевательствами над несовершеннолетним. Правда, приговор пересмотрели только после просьбы, направленной Владимиру Путину.

7 марта Путин помиловал Оксану Севастиди, в августе 2008 года отправившую SMS-сообщение о том, что из России в Грузию направлялась военная техника. Она вышла вскоре после приговора: в начале декабря 2016 года её осудили на 7 лет лишения свободы.

В этот же день автор анонимного Telegram-канала «Незыгарь», известного политическими инсайдами, сообщил о скором освобождении фигуранта дела о беспорядках на Болотной площади Сергея Удальцова. Официального подтверждения эта информация не получила.

Почему оттепель всё-таки не наступила

К понятию возможной политической оттепели причисляют и некоторые другие громкие судебные дела.

арестованный за разжигание вражды и оскорбление чувств верующих Руслан Соколовский

Речь идёт о замене содержания под стражей на домашний арест: таким образом меру пресечения изменили анархисту Дмитрию Бученкову, обвиняемому в массовых беспорядках, и ловившему покемонов в храме видеоблогеру Руслану Соколовскому.

Однако в случае с Соколовским изменения можно назвать малозначительными. Во-первых, судья уже отправлял его из под домашнего ареста в СИЗО после визита гостей. Нет никаких гарантий, что ситуация не повторится. Во-вторых, юристам Соколовского отказали в послаблении режима домашнего ареста, а видеоблогеру продлили срок содержания до августа.

Брат Алексея Навального Олег повторно столкнулся с отказом в условно-досрочном освобождении. Он осуждён по делу о хищениях у компании «Ив Роше» и находится в колонии с 2014 года. По словам Олега Навального, более полутора лет из отбытого срока он провёл в одиночной камере. Алексей Навальный говорил о брате как «о том, кого не коснулась оттепель».

Обыски у правозащитницы Зои Световой, которые прошли 28 февраля, также выбились из концепции послабления политического режима. The New Times поначалу расценило следственные мероприятия как «конец предполагавшейся оттепели», но в итоге предложило «не играть в конспирологию».

Реакция на ещё одно явление — мероприятия в память убитого политика Бориса Немцова — осталась неизменной. С Большого Москворецкого моста регулярно убирают венки и портреты, а активистам приходится устраивать дежурства возле импровизированного мемориала.

В годовщину убийства, 27 февраля, полиция задержала у моста нескольких сторонников Немцова. Кроме того, в столице стартовали общественные слушания по поводу капитального ремонта конструкции, против которого выступили активисты. Они уверены, что это не что иное как способ избавиться от мемориала.

В январе Россию покинул скандально известный художник Пётр Павленский. По его словам, причиной стала доследственная проверка по статье УК РФ о насильственных действиях сексуального характера. На тот момент с выхода активиста на свободу прошло около 8 месяцев.

Интервью Павленского и его супруги телеканалу «Громадське» сразу после эмиграции

Что говорят об оттепели

Вероятно, тезис о наступлении очередной политической оттепели в России придумали журналисты. В СМИ регулярно появлялись публикации — одни защищали версию о послаблении режима, другие призывали не искать в разных явлениях закономерность.

Никита Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы

Политические эксперты заговорили о политической оттепели уже после освобождения Дадина. К примеру, в беседе с Ura.ru руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил, что федеральные власти стремятся «сгладить впечатление» перед выборами.

Накануне выборов заявлен курс на всеобщий консенсус и на примирение, поэтому зачем раскалывать общество явно несправедливыми преследованиями несогласных? Тем более что угрозы массовых митингов по политическим мотивам сейчас нет. Общество к ним не готово — об этом говорит социология.

Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ

Однако уже в начале марта Ura.ru опубликовало материал, в котором мысль об оттепели опровергается экспертами, правозащитниками и журналистами. Публикации предшествовали разные события: от вердикта Олегу Навальному и обысков у Световой, до освобождения Чудновец.

Череду отмен приговоров также объясняли оттепелью журналисты многих консервативных СМИ. Политологи отказывались считать освобождения по громким делам совпадением.

Попутно в политическое пространство вброшена вполне здравая идея о надобности смягчить и ответственность за публикации в соцсетях — Россия все же не какая-нибудь Саудовская Аравия. А ведь уже десятки людей в стране получили реальные сроки за такие публикации, за то, что Джордж Оруэлл называл «мыслепреступлением» и считал признаком тоталитарного государства. И теперь у некоторых закралась мысль: уж не оттепель ли на дворе?

Георгий Бовт, политолог

При этом создалось ощущение, будто бы журналисты и политологи спорят сами с собой. Так или иначе в период с конца февраля по начало марта в СМИ часто объясняли, почему политическая оттепель на самом деле не является таковой.

Совпадение? Или в феврале 2017 года в России вдруг наступила политическая весна? Нет. Здесь по-прежнему холодно и морозно.

Участникам шествия памяти Немцова не позволяют пройти мимо места его убийства — по Большому Москворецкому мосту, который ведёт на Красную площадь. Дадин выходит на свободу, потому что органы юстиции лишь формально признают свою ошибку. Что касается Навального, то ещё только предстоит понять, сколько пространства для маневра ему оставят.

Юрий Решето, руководитель московского бюро DW

Источники издания «Медуза» отметили, что никакой политической оттепели в России вопреки ожиданиям не произошло: «пока новая администрация (президента) не сделала сколько-нибудь заметных шагов, которые бы определили её особенный стиль».

Корреспонденты «Открытой России» в интервью с политологом Станиславом Белковским утверждали, что о возможной оттепели задумались «представители прогрессивной общественности».

Всё, о чём вы говорите, нужно понимать в рамках старого еврейского анекдота о том, как осчастливить человека. Человека можно осчастливить, отобрав у него всё, а потом вернув половину.

Отпускают простых людей, которые попали под раздачу. Ясно ведь, что никакого решения Кремля по аресту всех этих людей не было — это эксцессы исполнителей на местах, причём, зачастую, в каких-то мелко-корыстных интересах.

Станислав Белковский, политолог

Журналисты несколько раз интересовались оттепелью у главы Международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова. В колонке для РБК он пояснил, что число политических мотивированных дел перестало расти, но вместо реальных улучшений заметил «торможение ухудшения».

Ничто так не добавляет работы оперативным подразделениям, как управляемая «оттепель». Смелые высказывания, новые лидеры и инициативы, планируемые и обсуждаемые протестные акции сразу привлекают к себе внимание.

Приближающиеся президентские выборы, начавшиеся избирательные кампании, хорошие новости из судов на фоне наступающей весны не могут не разбудить дремлющий гражданский протест. Его постепенная активизация продолжится вплоть до апогея в марте следующего года. К лету 2018 года информацию соберут, проанализируют и передадут куда следует для принятия решений. И к осени у адвокатов снова будет много работы. Этот сценарий необходимо учитывать.

Павел Чиков, глава Международной правозащитной группы «Агора»

Аккуратнее к формулировкам подошёл «Дождь», чьи собеседники высказали несколько версий о политических совпадениях. По одной из них, многие из упомянутых уголовных дел отправили на пересмотр по личному указанию Путина, ответившего на жалобы. Некоторые увидели появление «нормализации и здравого смысла» в политическом процессе. Другие политологи утверждали, что в год столетия революции власть решила не создавать новых «жертв».

Илья Милштейн в колонке для «Сноба» объяснил тенденцию очередными вспышками «гуманизма».

В предвыборный год нам остаётся лишь фиксировать внезапные вспышки гуманизма, поражающие верховную власть. Гадая о том, как их оценивать в предвыборную эпоху и на какие сроки рассчитывать. Применительно к временам точечного реабилитанса, действующим статьям УК РФ и грядущим печальным новостям из залов судебных заседаний.

Ильи Милштейн, публицист