Офтоп
Ольга Жигулина

Спасти «Триумф»

Энтузиасты морского дела в Петербурге собрали команду для реконструкции знаменитого парусника, помочь которой может любой желающий.

Фото из сообщества «Бриг „Трiумфъ“» во «ВКонтакте»

Петербуржцы, увлечённые морским делом, поставили перед собой цель спасти от разрушения парусный бриг «Триумф», история которого насчитывает свыше тридцати лет. На его борту снимали такие знаменитые отечественные картины, как «Узник замка Иф», «Гардемарины III», «Мушкетёры тридцать лет спустя», «Слуга государев» и другие — общей сложностью около трёх десятков фильмов. Бриг также сыграл «главную роль» на возрождённом празднике выпускников «Алые паруса» в 2000 году.

Судно при этом всё ещё на ходу, оно регулярно участвует в тематических фестивалях, а после ремонта на нём можно будет совершать длительные морские путешествия.

Сотрудник «Яндекса» и матрос «Триумфа» Владимир Новосёлов рассказал TJ, где обычные петербуржцы воплощают мечту о хождении под парусом, и как вышло, что историческому судну нужна помощь.

Расскажи немного о бриге, кому он сейчас принадлежит?

Это настоящий большой исторический парусный корабль. Принадлежит он молодым ребятам, нынешний капитан — сын строителя корабля. Эти люди — экипаж и волонтёры — решили, что корабль нужен, чтобы у каждого была возможность путешествовать к дальним берегам и испытывать радость открытий и нового. Важно, чтобы это было доступно, бесплатно.

Эта концепция работает, но корабль обветшал, и на нём стало опасно ходить далеко — например, в Исландию или в Норвегию. Поэтому мы решили спасти корабль и поставили перед собой цель — экспедиция «Исландия-2020», а перед этим множество менее масштабных путешествий. Например, каждые выходные в сезоне можно будет ходить по ближайшим островам.

На вашем сайте я увидела лекции, парусные походы, ещё мероприятия. Как вы находите людей и как они находят вас?

Всё верно, мы стремимся делиться тем, что есть — знаниями и возможностями их применять. В зимний период мы проводим лекции по морскому делу, помещение предоставило петербургское отделение Всероссийского общества спасания на водах. Занятия посещают до пятидесяти человек каждые выходные. Когда спустим корабль на воду, ребята смогут проверить свои навыки на практике.

Также мы каждые выходные проводим на верфи, где наши морские товарищи строят линейный корабль «Полтава» — делаем новые мачты для «Триумфа». Делать самим дешевле, деньги уходят только на материал, инструмент.

И, конечно, интереснее потом управлять кораблём, который построил сам вместе с друзьями. Это как-то правильней.

А люди нас находят почти случайно, увидев на фестивале, через сайт и в группах социальных сетей, иногда через друзей.

Правда, что вас поддерживает ВМФ?

Да, мы действительно нашли поддержку с их стороны, ВМФ закрыли самую большую часть сметы на ремонт — докование, это около 2 миллионов рублей. Это круто и дало нам надежду. Договориться нам помог Фонд реконструкции старинных судов и классических яхт.

А сейчас мы хотим, чтобы как можно больше людей узнали о том, что у каждого есть возможность путешествовать на уникальном историческом корабле, но ему нужна помощь — можно не только деньгами, но и руками.

Суть в том, что нам до 7 апреля нужно собрать не менее 400 тысяч рублей, чтобы поддержка ВМФ оказалась не напрасной.

Док дают только на май, и если мы упустим эту возможность, корабль больше не выйдет в море.

Много работ предстоит?

Да, самые большие — по корпусу. Всё остальное мы и волонтёры делаем сами: всю зиму на верфи работали и построили новые мачты. Также всю зиму проводили бесплатные занятия по морскому делу.

И можно просто со стороны попасть к вам в волонтёры или в команду?

Тут путей несколько — можно написать нам напрямую, в группе во «ВКонтакте», через сайт, можно приходить на верфь или на наши занятия по морскому делу, которые проходят по выходным. Там мы учим искусству навигации, судовождению, и там же вместе этой зимой и весной строим новые мачты (рангоут).

Волонтёр обычно рассказывает, в чём его умения, талант, чему он бы хотел научиться и какой круг вопросов на себя взять. Постепенно человек учится, регулярно участвуя в походах и программах, растит скилл матроса, и если он проявляет ответственность, желание и надёжность — он становится членом экипажа.

Возвращаясь к спасению брига, почему вы не воспользовались для сборов краудфандинговыми площадками?

Это первое, что пришло к нам в голову, мы стали изучать тему и советоваться с людьми имевшими опыт. В частности, с Александром Семёновым — организатором широко известной научной миссии «Акватилис», который провёл одну из самых успешных краудфандинговых кампаний на Boomstarter и собрал порядка миллиона рублей. Саша нас и отговорил: он рассказал, чего ему это стоило, и признался, что краудфандинг порой, особенно в «морской» теме, создаёт больше проблем, чем пользы. Особенно в тех объёмах, что нам нужно.

Полная стоимость капитального ремонта, достаточного, чтобы можно было идти на корабле к дальним странам, — около 8 миллионов рублей.

Как я уже сказал, это с учётом того, что мы снижаем издержки, делая всё своими руками. Сейчас мы уже выполнили план капитального ремонта процентов на 20, и если удастся использовать выпавший шанс — провести работы по корпусу в мае, — то это будет очень большой прогресс.

Кстати, а почему именно Исландия и почему 2020 год? Это из-за предстоящего ремонта так долго?

На самом деле, «Исландия-2020» — это просто некая самая большая мечта, а путь к ней состоит из множества маленьких шагов. Чтобы подготовится к такой серьёзной и длительной экспедиции, мы весь сезон в Петербурге совершаем ближние выходы, отрабатываем навыки вождения судна и навигации.

Куда, например, вы ходите на «Триумфе»?

В прошлом году мы ходили на остров Навик, в Выборг, на форты, на Тотлебен. Текущее техническое состояние корабля не позволяет уходить из территориальных вод.

Разумеется, как только мы закончим капитальный ремонт, мы предпримем чуть более дальние походы — в Финляндию, в Германию. К экспедиции «Исландия-2020» будем двигаться постепенно, готовя себя и бриг. И я уверен, что однажды наш вперёдсмотрящий увидит на горизонте проступающие из тумана берега далёкой страны.

Вместе с тем, у любой экспедиции должна быть какая-то значимая цель. Она может быть научная, исследовательская или просто фановая. Сейчас мы думаем над тем, что важного и хорошего можно сделать в предстоящей экспедиции, готовим предложения для РАН. Возможно, было бы интересно использовать экспедицию для изучения экологических проблем, или же изменения течений, или исследовать животный мир. Здесь мы открыты к предложениям.

Расскажешь немного о себе? Как тебя занесло на борт парусника?

Я работаю в «Яндексе». А помимо этого, я сам моряк, с детства занимался яхтингом и был инструктором отряда «Каравелла» в Екатеринбурге. А потом друзья мне сообщили, что бриг «Триумф» ищет человека, который бы сделал им сайт. Я вызвался помочь — и так попал на корабль.

Правда, у разработчиков никогда не получается попасть в названные сроки, поэтому с первой версией сайта я сильно опоздал. Тогда капитан Михаил Сидоровский приставил к моей коленке... кхм. Впрочем, это совсем другая история.

Помочь бригу «Триумф» можно здесь.