Офтоп
Ольга Жигулина

«Мы увидели, что соседний вагон раскурочен, окна разбиты, кровь»

Рассказы очевидцев теракта и его последствий в Петербурге.

Люди, находившиеся в петербургском метро во время теракта, поделились своими переживаниями с журналистами различных изданий и с пользователями соцсетей.

Один из очевидцев рассказал «Открытой России», что сотрудники метро сработали оперативно.

Сотрудники очень оперативно вынесли [раненых], они молодцы, никто в обморок не упал. Сотрудники метрополитена (не полиция) сами всех вынесли, всех эвакуировали. Поезд взорвался в тоннеле, на «Техноложку» приехал уже взорванный.

Жительница Петербурга Людмила Винник рассказала телеканалу «Россия 24», что на момент взрыва в метро было много пассажиров.

Я как раз пересаживалась на той ветке, на которой произошло ЧП… на этой станции все люди бежали, гарью пахло, (было) задымление, все бежали к эскалатору быстрее и на вход

Людмила Винник, очевидец

Ещё одна свидетельница происшествия, Тайя Перова, сообщила Life.ru, что вышла из поезда за несколько секунд до взрыва и видела подозрительного мужчину.

Был мужчина неславянской внешности. В тёмной куртке. Зашёл в вагон, смотрел на всех с презрением. Я обрадовалась, что мне пора выходить. Вышла из поезда, прошла шагов 10 и позади меня раздался взрыв.

Тайя Перова, очевидец

Девушка по имени Полина ехала во взорванном поезде.

Мы ехали с учебы в соседнем вагоне. В это время в вагоне было достаточно много людей: все сидели, многие стояли. Взрыв прогремел между станциями «Сенная» и «Технологический институт». Был оглушительный хлопок, потом резкий запах, дым. Мы сразу же перешли в конец вагона, образовалась давка. Двум женщинам тут же стало плохо и они упали в обморок. Всё произошло на ходу, поезд не останавливался. На «Технологическом институте» все вышли. Мы увидели, что соседний вагон раскурочен, окна разбиты, нет света, кровь. Оттуда вытаскивали людей, кого-то выносили, кого-то придерживали. Пострадавших было много, человек 10-15 точно. Я не знаю, были ли трупы, через 1,5–2 минуты мы ушли оттуда. Мы сели в следующий поезд и поехали в сторону «Ленинского проспекта».

Полина, очевидец

Во взорванном поезде ехал и пассажир Назар Джараев.

Была яркая вспышка. Потом все потухло. Все почувствовали запах гари. Я вспомнил учения в армии. Первыми на место прибыли спасатели. Ребята сработали хорошо. Потом появилась полиция и медики. Народ пытался самостоятельно покинуть вагоны. Я видел много пострадавших.

Назар Джараев, очевидец

Петербуржец Андрей Шуршев рассказал «Бумаге», что услышал хлопок, почувствовал сильный толчок и запах пороха.

В соседнем вагоне погас свет. Поезд не остановился, когда мы доехали до станции и остановились, люди выбирались через разбитые окна, а сотрудники метро уже вытаскивали пострадавших. Кажется, взорвался четвертый или пятый вагон ближе к концу поезда. Я видел как минимум четырех раненых или погибших. Платформа была задымлена, люди были в шоке и в легкой панике.

Андрей Шуршев, очевидец

Находившаяся в момент взрыва на станции «Чернышевская» Алика Джордж сообщила русской службе Би-би-си, что гарью запахло и на других станциях.

Появился резкий, ужасный запах. Поезда практически перестали ходить. Мы ждали поезда семь-десять минут. Но когда приехали на «Техноложку», то станция была закрыта. Поезд её проехал с закрытыми дверями. Люди в вагоне даже не поняли, почему там двери не открыли. Я им сказала, почему двери не открывают.

Там был включен свет, на платфоме было большое количество пожарных и медработников. Я видела лежащих людей. Мне потом сказали, что там десять погибших было. Мои знакомые были на эскалаторе в тот момент и слышали взрыв. Они рассказывали, что видели людей в крови.

Алика Джордж, очевидец

Корреспондент TJ Дамир Камалетдинов оказался в метро практически сразу после первых сообщений о возможном теракте.

Добравшись до станции метро «Комендантский проспект», я без проблем попал в метрополитен, хотя к станции уже приехало подкрепление в виде наряда полиции. Когда я спускался по эскалатору, по громкой связи было объявлено о том, что закрыт участок синей ветки от «Петроградской» до «Московской», а также о закрытии «Гостиного двора» и «Площади восстания». Когда я приехал на «Спортивную», машинист объявил, что метрополитен закрыт, и всем нужно покинуть вагон и станцию и воспользоваться наземным транспортом. После об этом объявили по громкой связи на территории всей станции. Эвакуировали людей в спешке: в один момент всем сказали покинуть станцию, без объяснения причин, сообщили, что закрыты все станции метро. Сотрудники метрополитена поторапливали людей, на выход включили все четыре эскалатора на «Спортивной».

После того, как все пассажиры вышли на улицу, — появились проблемы с транспортом. Несмотря на то, что эвакуация только-только началась, по всему городу, все такси-сервисы («Яндекс», Uber, Gett) показывали, что свободных машин нет. Общественный транспорт набивался битком, люди начали садиться в автобусы, даже не разбираясь, куда они едут.

Я не смог дождаться транспорта, который довёз бы меня до Сенной площади, поэтому пошёл туда пешком. Попутно я всё же пытался вызвать такси, но все попытки были тщетными. От «Спортивной» до «Сенной» я прошёл 4 километра, и чем ближе был к району происшествия — тем чаще встречались машины с сиренами, которые ехали либо в сторону станции, либо от неё. Люди вокруг все разговаривали по телефону и пытались до кого-то дозвониться, более молодые — общались в мессенджерах. На улице практически не было человека, который бы не был в курсе ситуации. Через 30 минут после теракта было сложно до кого-то дозвониться — внутри города мобильная связь на какое-то время отключилась в некоторых районах, абоненты не могли совершить ни исходящих вызовов, ни принять входящие.

Когда я добрался до «Сенной», там было установлено оцепление, стояло несколько машин СК, много полиции, три кареты скорой помощи и две реанимации. Были и пожарные, которые заранее подключились к водопроводу и готовы были затушить любое возгорание. С разной периодичностью на место прибывали новые машины СК.

Дамир Камалетдинов, корреспондент TJ