Офтоп
Ольга Жигулина

Сон как новый символ статуса

Исследователи по всему миру занимаются разработкой гаджетов. приспособлений, онлайн- и офлайн-программ, единственная цель которых — помочь правильно спать.

Фото The New York Times

Изобретатель, предприниматель и автор книги «Зачарованные объекты: дизайн, человеческое желание и интернет вещей» Дэвид Роуз (David Rose) с коллегами по лаборатории Массачусетского технологического института исследует влияние пеленания, сказок на ночь и гамаков на сон. Одновременно с этим в Калифорнийском университете профессор нейрологии и психологии Мэтью П. Уокер (Matthew P. Walker) изучает стимуляцию током как возможное лекарство от бессонницы для стареющего мозга.

У меня есть миссия. Я хочу воссоединить человечество со сном, которого ему так не хватает.

Мэтью П. Уокер, профессор нейрологии

Уокер — ведущий учёный технологической компании Hello Inc., создавшей Sense — устройство, которое измеряет качество воздуха, уровень освещённости, колебания температуры и другие показатели в спальне, после чего даёт рекомендации для лучшего сна.

Sense

Но Уокер и Роуз — далеко не единственные. Инженер-компьютерщик Хьюго Мерсье (Hugo Mercier) в Париже привлёк более 10 миллионов долларов на создание устройства Dreem, использующего усыпляющие звуковые волны. В бета-тестировании гаджета приняли участие 500 человек, и в продаже оно должно появиться уже летом 2017 года.

Примерно тогда же планирует вывести на рынок своё устройство австралийский предприниматель Бен Олсен (Ben Olsen). Гаджет называется Thim, надевается на палец и, как предполагается, лечит нарушения сна, не давая крепко заснуть в течение первого часа.

Это уже второе изобретение от Олсена, посвящённое борьбе с бессонницей. Первое — очки Re-Timer, помогающие корректировать биологические часы организма и проданные уже в количестве 30 тысяч штук в 40 странах.

Re-Timer

В течение многих лет исследования показывали, что проблемы со сном ослабляют иммунную систему, ухудшают возможности памяти, способствуют возникновению депрессии и психических расстройств, а также приводят к ожирению, диабету, раковым заболеваниям и ранней смерти. Кроме того, они дорого обходятся: в 2016 году неправительственная корпорация RAND опубликовала исследование, согласно которому потери бизнеса только в США по причине проблем со сном ежегодно составляют 411 миллиардов долларов.

Компании вынуждены бороться с таким явлением как презентизм (presenteeism) — этим неологизмом обозначают плохую производительность работников, связанную с недосыпом или болезнями, которые не вылечиваются дома, а переносятся «на ногах» без отрыва от работы.

Для борьбы с этим явлением используются программы вроде Sleepio, онлайн-трекеры сна и даже специальные «сонные» мероприятия. Такие проводит, например, «евангелист сна» Нэнси Ротштейн (Nancy H. Rothstein), которая в течение нескольких лет разрабатывала программы обучения и тренировки сна для ряда компаний из списка Fortune 500. Слушателей своих лекций она, например, учит правильно устраивать спальное место.

Рынок приспособлений для сна предлагает множество решений. Пенелопа Грин из The New York Times опытным путём проверила несколько, но не нашла универсального. Записанный Джеффом Бриджесом альбом «Dreaming With Jeff», как и подкаст «Sleep With Me», вызвал у неё скорее ощущение тревоги, чем сонливость. Также её смутило, например, что гарнитура Dreem вмешивается в работу мозга, а информация, собранная Sense, оказалась «одновременно убедительной и отвлекающей».

Почему качество моего воздуха «не идеальное»? И насколько комфортно мне делиться своими привычками, касающимися сна, со стартапом в Кремниевой долине?

Пенелопа Грин, журналист

Возможность и умение высыпаться становятся новой мерой успеха. По словам специалиста по трендам Havas PR Мэриан Зальцман (Marian Salzman), сон превращается в ещё одно оружие в конкурентном воспитании и построении карьеры. Это представление становится мотиватором для индустрии, так как, например, родители задумываются о покупке гаджетов для сна своему ребёнку, чтобы тот преуспел.

Долгое время в парадигме успеха добродетелью считалось уменьшение времени сна. То, что многие мировые лидеры и корпоративные титаны спали мало, преподносилось как один из секретов того, что они многого добились. Однако в действительности у людей, которые спят понемногу, это может быть заложено генетически.

В современном мире компании не только рассказывают сотрудникам о важности сна, но и иногда даже мотивируют их. Например, медицинская компания Aetna платит работникам до 500 долларов в год, если они могут доказать, что спали в течение семи или более часов 20 дней подряд. Для подтверждения своих достижений они также вынуждены использовать гаджеты — фитнес-браслеты.

Руководство Aetna не только проявляет заботу о сотрудниках, но и преследует собственные цели: организация проводила исследования, доказавшие, что работники, получающие достаточное количество сна, продуктивнее тех, что недосыпают, а увеличение числа выспавшихся сотрудников непосредственно связано с увеличением выручки организации.

Выспавшийся сотрудник способен принимать более эффективные решения и не выпадать из рабочего ритма — это важно для нашего бизнеса. От полусонного работника пользы в разы меньше.

Марк Бертолини, генеральный директор Aetna