Офтоп
Женя Кузьмин

«А вы что-нибудь слышали про доктора на борту United Airlines?»

Как пользователи Reddit объединились после удаления с сайта ролика, на котором полиция жёстко обращается с пассажиром самолёта.

Фото Reuters

Один за всех

10 апреля с рейса американской авиакомпании United Airlines из Чикаго в Луизвилл сняли 69-летнего доктора Дэвида Дао, применив к нему силу. Полицейские жёстко вытащили его из кресла, после чего он ударился головой о подлокотник и потерял сознание. Сотрудники компании не стали сразу же помогать пассажиру, а потащили его по салону на выход.

Клиента авиакомпании сняли из-за овербукинга: United Airlines в поисках прибыли и заполнения самолётов продаёт больше билетов, чем на бортах есть кресел, а если самолёт переполнен — компенсирует затраты людям, которых придётся снять. Уже во время посадки оказалось, что необходимо четыре места для сотрудников авиакомпании.

Персонал самолёта предложил «до тысячи долларов» и ваучер на ночь в отеле добровольцам взамен на пропуск рейса. Никто не согласился, поэтому «волонтёров» выбрали случайно с помощью бортового компьютера. Три пассажира вышли сами, а Дао отказался покидать своё место, из-за чего вызвали полицию.

Позже пассажиры начали выкладывать видео с задержанием Дао в Твиттере и других соцсетях, после чего авиакомпанию раскритиковали за жёстокое обращение с клиентами. Один из роликов появился и на Reddit: запись в популярном разделе /r/videos быстро набрала около 50 тысяч голосов, что помогло ей попасть в топ сайта.

Однако модераторы сабреддита удалили обсуждаемое видео, объяснив это своими внутренними правилами: согласно одному из пунктов, пользователям запрещается публиковать ролики с «домогательствами или проявлением полицейской жестокости». В другом случае видео убрали с сайта из-за «сцен нападения или избиения».

Если вам интересно, почему видео с жёстким снятием с рейса были удалены из раздела, то знайте: они нарушали четвёртое и девятое правило сабреддита.

Даже несмотря на то, что в ситуации участвовали не сотрудники государственной полиции — это были офицеры, которые применили силу. Пассажира вытащили со своего места и протащили по полу — это нападение.

один из модераторов /r/videos

В ответ комментаторы обвинили администрацию Reddit в цензуре и попытке восстановить репутацию United Airlines. Некоторые пользователи заявили, что необходимо либо менять правила раздела, либо переименовать сабреддит в «милые видео» (такой на сайте уже существует).

Больше всего участников форума возмутило, что модераторы достаточно вольно обращаются с собственными правилами: в разделе часто появляются видео, которые можно удалить, сославшись на один из пунктов. Пользователи сразу стали строить теории, что United Airlines лично попросила Reddit не распространять ролик, на котором полицейские силой выводят Дэвида Дао из салона самолёта.

Обход правил

Поняв, что администрация раздела не собирается восстанавливать видео, пользователи решили заполнить /r/videos более нейтральными роликами, намекающими на ситуацию. При этом каждый из них они подписывали так, чтобы было понятно, что речь идёт о ситуации на борту самолёта United Airlines. Комментаторы активно голосовали за подобные записи и смогли вывести их в топ раздела и на главную страницу сайта.

В большинстве случаев ролики оказывались сценами из фильмов и сериалов, где показывались либо инциденты в самолётах, либо комедийные сцены избиения (серьёзные видео с нападениями также могли удалить с форума за несоответствие правилам). Таким образом, Дэвида Дао и сотрудников службы безопасности аэропорта Чикаго заменили суперзлодей Бэйн из фильмов про Бэтмэна, персонал самолёта из фильма «Аэроплан» и персонажи «Маппет шоу» и «Крепкого орешка».

Однако в разделе появлялись не только шуточные видео. Некоторые пользователи вспомнили о прошлых скандалах, связанных с United Airlines и другими авиакомпаниями. Они начали публиковать старые сюжеты телеканалов и ролики с рассказами очевидцев: как сотрудник United Airlines назвал ветерана войны c инвалидностью «тормозом», девочку с аутизмом сняли с рейса, потому что пилот чувствовал себя «некомфортно», а одна из клиенток обвинила компанию, что та «убила её собаку».

К 12 апреля уже 25 из 50 самых популярных роликов раздела /r/videos за последнюю неделю так или иначе были связаны с инцидентом на борту United Airlines. Администраторы не только не стали их удалять, но и добавили к ним специальный бейдж «United Related», чтобы пользователи могли быстро находить обсуждения.

Скриншот The Daily Dot

Также на сабреддите появилось видео, сделанное пассажирами на борту: на нём Дэвид Дао возвращается в салон с окровавленным лицом, повторяя фразу «Просто убейте меня». Модераторы не удалили ролик, заявив, что на нём «человек просто идёт по самолёту».

Шутки, вопросы и неприятные ситуации

Протест пользователей затронул не только раздел с видеороликами. На многих сабреддитах сайта менее жёсткие правила публикации записей, из-за чего оригинальный ролик с нападением на Дэвида Дао сохранился на Reddit в качестве картинок, гифок и текстовых обсуждений.

Например, в разделе TIL (Today I Learned, «Сегодня я узнал») пользователи продолжили начинание /r/videos и вспомнили старые истории, связанные с United Airlines. В 2014 году авиакомпания подала в суд на 22-летнего американца, создавшего сайт для поиска дешёвых билетов в «скрытые города»: клиенты покупали недорогие билеты на рейсы с пересадкой, чтобы в итоге выйти в перевалочном пункте. А в 2010 году сотрудники не помогли слепой женщине выйти из салона самолёта, оставив её там одну.

В разделе AMA (Ask Me Anything, «Спроси меня о чём угодно») пользователи попросили администрацию устроить им разговор с доктором, которого сняли с рейса (до сих пор он разговаривал только с одним местным СМИ, а некоторые издания сообщили, что он уже несколько лет как потерял лицензию). Участники форума пытались полностью воссоздать ход событий, а также понять, к каким последствиям привело то, что Дао не приехал вовремя в Луизвилл «к своим пациентам». Другие же пользователи хотели побеседовать с полицейскими, применившими силу.

В различных сабреддитах обыгрывалась тема удаления записей, связанных с инцидентом. В некоторых случаях пользователи в шутку спрашивали, слышали ли они хоть что-нибудь про случай на борту самолёта (к этому времени эта тема обсуждалась уже во всех разделах).

«А вы слышали что-нибудь про доктора на рейсе United Airlines?»

В сабреддите для вопросов пользователям Reddit один из комментаторов предложил вспомнить худший опыт полёта рейсами United Airlines. Один из участников форума рассказал, что несколько лет назад летел из Дании в американский город Денвер, но из-за непогоды аэропорт закрыли. Из-за этого рейс приземлился в Чикаго, но сотрудники United Airlines отказались полностью возмещать стоимость билета за сорванный полёт, заявив, что пассажиры «уже преодолели половину пути».

Другой пользователь вспомнил, что ему продали билет на место под номером 42, но в салоне было всего 36 кресел. Один из комментаторов отметил, что из-за многочисленных задержек ему пришлось провести в самолёте около 25 часов, хотя поездка из Кентукки и Калифорнию занимает пять.

В новостном разделе в топ попала публикация The Next Web, в которой сообщалось, что Твиттер начал удалять некоторые записи с критикой United Airlines. В основном заметка была основана на утверждениях пользователя Джея Бичера (Jay Beecher): он заявил, что администрация сервиса скрыла его сообщения в адрес авиакомпании.

Однако другие пользователи указали, что видят все его твиты, включая якобы удалённые. Они предположили, что из-за обновления сервиса Бичер не там искал свои реплаи — они должны были оказаться в разделе «Твиты и ответы». В ответ Джей заявил, что негативных записей точно не было ни в одной из вкладок.

На сабреддите /r/funny регулярно появлялись шутки, связанные с инцидентом. Пользователи фотошопили новые логотипы для United Airlines и и её конкурентов. Например, у Southwest Airlines «появился» слоган-каламбур «Бьём/побеждаем наших конкурентов, а не вас».

На картинке — слоган компании United Airlines, использующий каламбур: «Летайте в чистом/дружелюбном небе»

Происшествие с доктором на борту United Airlines на несколько дней объединило всех пользователей Reddit. Выходящее из ряда вон чувство единства десятков тысяч пользователей сайта даже стало поводом для отдельного обсуждения.

Главная страница полна мемов и отсылок к парню, которого жёстко сняли с рейса. Не могу припомнить, когда Reddit был таким... объединённым [игра слов, United — часть названия авиакомпании].

пользователь Reddit

#unitedairlines