Офтоп
Никита Лихачёв

Ты либо «В тренде», либо जाने

Обращение к YouTube от TJ и неравнодушных видеоблогеров.

Дорогой YouTube.

Несколько лет назад у тебя появился раздел «В тренде», с помощью которого стало проще находить интересные видео. Мы в TJ регулярно пользуемся им, чтобы отслеживать вирусные ролики и новые релизы.

«В тренде» — один из основных источников зрителей для начинающих видеоблогеров. Он призван воспитывать среди них довольно логичную культуру: если ты сделал нечто достойное, ты заслуживаешь поддержки от платформы в виде прожектора, концентрирующего на тебе внимание аудитории.

Самый свежий пример — новое шоу Сергея Дружко: телеведущий-мем хайпанул немножечко, на сутки попав на первое место в разделе. Меньше чем за неделю на его канал подписалось 500 тысяч пользователей. Но даже Дружко не прошёл мимо ситуации, которая сейчас творится с разделом.

Ещё 20 апреля «Лента.ру» обратила внимание, что среди тех 50 видеозаписей, которые демонстрируются в разделе «В тренде», появилось огромное количество нетипичных для русскоязычной аудитории роликов. В основном это были музыкальные клипы арабского, индийского или турецкого происхождения.

Вот как выглядел раздел «В тренде» в последние дни. Половина содержимого — клипы Bollywood Jeep Song, iFFi-K, Rubal Jawa и прочих فؤاد عبدالواحد.

Легко представить, что в России может быть популярен локализованный турецкий сериал «Великолепный век» про Султана Сулеймана, команда КВН из Казахстана, певица Tatarka, поющая на татарском языке, или клипы грузинского, азербайджанского и даже узбекистанского производства. Но видео на арабском, турецком или индийском языке с локальными звёздами — точно нет.

Впрочем, «Ленте.ру» не удалось узнать, что думают в YouTube по этому поводу. Мы получили от пресс-службы Google комментарий, суть которого сводится к следующему: всё нормально, никакой проблемы здесь не видим.

Раздел «Тренды» помогает пользователям познакомиться с самыми популярными роликами на YouTube. Некоторые видео попадают в раздел предсказуемо — например, новый клип популярного исполнителя или трейлер к новому фильму. Некоторые могут удивить — например, вирусные видео. Мы стремимся отображать в «Трендах» ролики, которые могут заинтересовать широкий круг зрителей.

Алгоритм поиска трендов работает таким образом, чтобы предлагать пользователям ролики, которые могут понравиться широкой аудитории. При этом учитывается количество просмотров (особенно темпы роста) и то, откуда просматриваются видео, но другие показатели также важны. Это означает, что видео с самым большим количеством просмотров, в определённый день может не занять первую строчку в «Трендах». Алгоритм работает для всех каналов одинаково, мы не даём никаких преимуществ отдельным креаторам.

пресс-служба Google

Мы спросили у пятерых известных российских видеоблогеров, что они думают по поводу ситуации с популярным разделом. Отвечают Евгений Баженов (BadComedian), Валентин Петухов (Wylsacom), Руслан Усачев (UsachevShow), Стас Давыдов («This is Хорошо») и Борис Веденский (Droider.ru).

Почему в марте-апреле резко возросла популярность индийских и арабских видео в разделе «В тренде» у русскоязычного YouTube?

Баженов: Она не возрастала, нет никакой популярности. Это искусственно накручивается — на эти видео гонится трафик из России, поэтому они выходят в топы в России.

Усачев: Конечно, основная версия — это Путин накрутил просмотры индусам, чтобы ролики с Навальным никто не смотрел. Звучит настолько логично, что не придраться.

Как альтернативный вариант, я ставлю на то, что кто-то завёл в России очень дешёвую бот-ферму и начал продавать накрутку в азиатских странах. Вот и получилось, что с кучи русских IP смотрят клипы индусов, и они выходят в топы у нас.

Веденский: У меня две версии: либо чисто технический косяк (например, кто-то объединил тренды для нескольких регионов), либо YouTube, как это часто бывает, тестирует новые алгоритмы. Возможно, пытается привлечь аудиторию к каналам из других регионов. Что как идея звучит неплохо: «А что если русским понравятся северо-индийский фолк?» — «Хмм, мы получим ещё миллиард показов рекламы, Джон».

Но мы видим, как это сейчас реализовано. Причем если на главной странице YouTube выбрать Индию и посмотреть «В тренде», мы там не увидим отечественных школоблогеров. То есть, видимо, это работает в одну сторону.

Давыдов: У меня вроде бы есть примерная схема того, почему это так происходит, но не уверен, что это правда. YouTube менял механику попадания видео в тренды, и из-за этого туда начали попадать всякие классные индусские (и не только — там ещё много арабской вязи, французские, испанские и другие видео) ребята, пользующиеся уязвимостями системы и всякими сервисами для нагона зрителей на свои ролики.

Петухов: У меня есть две идеи. Либо это Кремль борется с Навальным, что звучит дико, но весьма реалистично. Но ещё больше похоже на правду, что кто-то тестировал форматы накрутки или просто индийцы накручивали свои ролики русскими ботами.

Эти видео действительно отвечают интересам русскоязычной аудитории?

Усачев: Смешно.

Баженов: Естественно, нет.

Веденский: К разделу «В тренде» всегда были большие вопросы. Например наши последние ролики про Galaxy S8 туда не попадали, хотя оба набрали по миллиону просмотров меньше чем за неделю.

Давыдов: Нет, это большая поломка у YouTube.

Петухов: В какой-то момент я думал, что хуже DIY, лайфхаков и детского контента ничего хуже быть не может. Может.

Страдают ли российские блогеры и другие производители контента от засорения раздела? Вообще важен ли «В тренде» для продвижения?

Баженов: Раздел «В тренде» крайне важен для любого контент-мейкера. Он может принести как минимум 100 тысяч, а как максимум — 300-400 тысяч зрителей на ролик. Я, например, хотел бы, чтобы мои ролики всегда попадали в тренды.

Лично я не страдаю от того, что сломался YouTube, потому что мои ролики и так попадают в тренды — надеюсь, так будет и дальше. Но у людей с другим соотношением подписчиков и просмотров тяжелее: все эти индийские ролики выпихивают их нахер из трендов. А тренды, чего уж тут врать, всем нужны.

Усачев: С точки зрения привлечения просмотров «Тренды» уже давно не играют важной роли. Это скорее доска почета, где можно посмотреть, как хорошо зашло видео. Просмотры же приносят попадание в рекомендации YouTube.

Но есть момент дискредитации площадки, когда российский зритель заходит в этот раздел и видит там совершенно левые ролики, он, конечно, грустит. Поэтому печально, что YouTube так долго чинит раздел.

Веденский: Это важный раздел, потому что это вторая вкладка в приложении. Но механизм и, что ещё ужаснее, логика попадания в него абсолютно непрозрачна. Это было всегда, а теперь стало ещё абсурдней.

Петухов: Не особо. Это хорошо сказывается на просмотрах, но в плане притока новой аудитории сам раздел особой роли не играет.

Давыдов: До того, как трендам стало совсем плохо, каждый выпуск «This is Хорошо» (то есть каждый день) попадал в тренды где-то в первую двадцатку. Сейчас, поскольку в трендах тупо не остаётся места из-за присутствия там 20-30 видосов, которых там не должно быть, в тренды выпуски вылазят совсем ненадолго и на очень далёкие места. Как результат — просмотры подупали.

Думаю, не только мы так же страдаем. Плюс, зрители таким образом могут просто перестать заходить в этот раздел, что ещё и в долгосрочной перспективе всем вредит.

Есть мысли, как навести порядок и кто этим должен заниматься?

Баженов: YouTube этим должен заниматься. Они должны изменить алгоритм отбора роликов для трендов: он был устроен так, чтобы помогать маленьким каналам развиваться, а на деле всякие уроды раскручивали своё дерьмо, а теперь ещё и индийцы.

Это проблема YouTube, и только они её могут решить. Но судя по тому, сколько это продолжается — уже очень долго — видимо, всем начхать. Я даже не знаю. Пичаль.

Усачев: Я думаю, что за 12 лет работы сайта никто уже точно не знает, как работают алгоритмы выдачи YouTube. Это сродни колдовству.

Петухов: Года три-четыре назад русским YouTube занималась команда как в русском Google, так и в офисе в Лондоне. Делалось очень многое. Сейчас не делается ничего. Модераторы, менеджеры — где это всё?

Очень грустно, что YouTube вообще не заинтересован в развитии площадки как контентной единицы. Даже не про себя говорю, меня это как раз в меньшей степени касается. А вот молодые, креативные — им как в этом дерьме не захлебнуться… Вот это вопрос.

И хотя слова пресс-службы Google намекали на то, что ничего происходить не будет, 25 апреля алгоритм всё-таки стал работать иначе (это заметили и сами видеоблогеры). По словам Стаса Давыдова, техподдержка YouTube уже обещала ему запустить на этой неделе некое инженерное решение, которое исправит ситуацию.

Прямо сейчас «В тренде» показывает на 13-м месте ролик Алексея Навального про отчёты фондов из расследования о Медведеве — правда, сразу после двух индийских клипов.

Так вот, дорогой YouTube. Пожалуйста, почини свои алгоритмы и вычисти ботов, которые выводят в российские тренды азиатский контент сомнительного качества. Это никому не приносит пользы — только деньги тем, кто на тебе паразитирует.