Офтоп
Никита Лихачёв

Чем заняться: Сходить погулять вместо просмотра «Сферы»

Фильм о будущем видеотрансляций в соцсетях не оправдал надежд несмотря на участие Тома Хэнкса и Эммы Уотсон.

С некоторых пор я стараюсь не смотреть трейлеры, чтобы зря не сформировать неправильные ожидания от фильма. В состоянии такого чистого листа я попал на премьеру «Сферы» режиссёра Джеймса Понсольдта, известного съёмками популярного сериала «Бесстыдники» (Shameless), но не удачных фильмов.

Я даже не видел никакой рекламы «Сферы», хотя, как рассказали читатели, её крутили на радио «Европа Плюс», показывали трейлер перед другими фильмами, а также активно продвигали в соцсетях — в Твиттере, «ВКонтакте» и Инстаграме. Неудивительно: фильм и рассказывает про соцсети.

В плане продвижения прокатчик (нетипичный для голливудских фильмов — «Цифровое ТВ» от ВГТРК) даже устроил отличное интро на предпоказе. Пригласительный сделали в форме диска (на самом деле, фильм называется «Circle», а не «Sphere»), а на огромном экране крутили записи людей из московской медиатусовки: я даже рассмотрел нескольких знакомых.

Вышедшие на сцену перед сеансом ведущие сделали селфи и призвали всех последовать их примеру, чтобы собирать лайки. Это выглядело дико — но только до момента, когда все поняли, о какой морали рассказывает фильм.

Представьте Марка Цукерберга, объявляющего в 2015 году начало эры видеотрансляций. Facebook запускает свою видеоплатформу Facebook Live, затем идёт череда гаджетов: камеры для ведения прямого эфира, записи 360-градусных видео, новые приложения и VR-шлемы для полного погружения.

В недалёком будущем Цукерберг, ратующий за открытость и безграничность информации, начинает подминать под себя мейнстримные медиа. Страны с цензурой не выдерживают напора активности пользователей соцсети, снимающих всю правду вокруг и транслирующих её онлайн 24/7. Глава Facebook напрямую подбирается к правительству США, и если ещё не хочет занять кресло президента, то уже по крайней мере может контролировать его и Конгресс.

Открытость равна публичному контролю, декламирует условный Цукерберг, но проблема в том, что этот контроль осуществляется через его платформу — то есть он стоит вообще над всем.

При этом о самом предпринимателе и его делах известно немного, и только случайный человек, которого он по неосторожности впустил в компанию, может его разоблачить благодаря своей чистоте, небезразличию и созданной им же платформе.

«Сфера» — это фильм про, простите за тавтологию, такой сферический Facebook в вакууме. Он частично пересказывает сразу несколько серий «Чёрного зеркала» — про власть социальных сетей над людьми и про ужасную природу реалити-шоу, основанных на жестокости. Более того, он отсылает сразу ко всем попсовым фильмам о влиянии соцсетей и технологий на людей, и из-за этого кино выглядит ещё более вторичным.

С технической стороны к «Сфере» не придраться: все технологические аспекты будущего соцсетей аккуратно размыты, чтобы на них нельзя было задержать внимание. Главная героиня ведёт прямую трансляцию с невероятным качеством изображения при помощи камеры на груди размером с пуговицу. Комментарии под её видео, которое смотрят почти 2 миллиарда человек, каким-то волшебным образом фильтруются — так, что их вообще хотя бы можно успевать читать.

В компании, которая напичкала весь мир своими крохотными видеокамерами, оказывается беззащитная серверная, откуда так легко стянуть все секретные данные.

К актёрской игре тоже нет особых претензий. Уровень мастерства Уотсон (стажёрка с головокружительной карьерой) и Хэнкса (что, если Стив Джобс руководил Facebook) всё спасает, а вот эпизоды с Джоном Бойегой, исполняющим роль таинственного мегамозга, выглядят неубедительно. Другие персонажи фильма настолько затмеваются героиней Уотсон, что невольно задумываешься: а не личный ли это её PR-проект?

Главный вопрос — к сценарию Понсольдта: он показывает несовершенство мира, власть в котором захватывает одна крупнейшая социальная сеть, но как будто призывает её разрушить, а дальше будь что будет. В реальном мире правительства всё-таки пока обладают властью над социальными сетями, и всесильного хвоста, виляющего собакой, не видно даже в лице Facebook.

Наблюдать набор таких не очень прозорливых штампов довольно скучно. Будущее технологий выглядит разочаровывающим, герои — плоскими, задаваемые фильмом вопросы неоригинальны, а ответов он не даёт вообще. Проникнуться лентой не помогло даже отличное интро перед сеансом. Простите, маркетологи.

Если и искать себе занятие на ближайшие дни, то стоит выбрать прогулку на свежем воздухе. В засыпанный снегом в апреле Петербург наконец-то пришло тепло, а в Москве обещают отличные солнечные выходные с температурой +20 °С.

#чемзаняться