Врачебные ошибки. Часть II

Мы уже писали о врачебных ошибках, о терминах, юридических особенностях и решили продолжить эту важную тему. Начало можно найти в нашей ленте.

Взгляд с позиции пациента

Пациента, естественно, волнуют не тонкости юридической квалификации, а возможность получить быструю медицинскую помощь, качественные медицинские услуги.

Если эти ожидания не оправдываются, то пациента интересует уже другое: как можно привлечь недобросовестных медиков к ответственности за некачественное лечение и получить возмещение ущерба.

Здесь мы будем говорить о врачебной ошибке с точки зрения пациента, то есть о некачественном оказании медицинской помощи, что привело к отсутствию эффекта от лечения либо к ухудшению самочувствия пациента.

1. Ответственность медицинских работников: а что за это будет?

Теоретически в отношении медицинских работников могут быть применены 3 вида ответственности:

  • дисциплинарная (выговоры, увольнения),
  • гражданско-правовая (возмещение ущерба и компенсация морального вреда),
  • уголовно-правовая (штрафы, лишение свободы, принудительные работы, приостановление права заниматься врачебной деятельностью).

К медицинским клиникам также может быть применена административно-правовая ответственность за нарушение медицинского законодательства и санитарно-гигиенических требований (штрафы, лишение лицензии).

Иски о возмещении вреда (гражданско-правовая ответственность) обычно адресуются клиникам – работодатели отвечают за действия своих сотрудников.

2. Чем можно пригрозить?

С точки зрения уголовного права врачебная ошибка – это

  • ст. 109 УК РФ (ч. 2 – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей);
  • ст. 118 УК РФ (ч. 2 – причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей)
  • ст. 122 УК РФ (заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
  • ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)

С точки зрения гражданского права пациент имеет право на возмещение вреда в полном объеме.

Пациент, получивший некачественные медицинские услуги, может взыскать с медучреждения материальный ущерб, в том числе:

  • затраты на платное лечение (если пациент лечился платно);
  • затраты на устранение последствий врачебной ошибки (то есть на лечение осложнений, лечение в другом лечебном учреждении, в санатории);
  • затраты на приобретение лекарств;
  • затраты на проведение необходимых анализов;
  • компенсация утраченного заработка (в случае нетрудоспособности и/или потери работы);
  • «потребительский штраф» – если Вы лечились в коммерческой клинике (ст. 13 Закона о защите прав потребителей – 50 % от выигранной суммы в пользу потребителя за отказ удовлетворить его требования в добровольном порядке).

3. Про моральный вред и не только

Что касается компенсации морального вреда, то самые большие компенсации суды назначают в случае смерти пациента, например, 1–2 млн. руб. или несколько сотен тысяч на каждого потерпевшего (потерпевшими признаются близкие родственники умершего).

В случае смерти новорожденных и маленьких детей суды взыскивали суммы в размере 10, 15, 20 млн руб. В других случаях средний разброс компенсаций от 20 до 500 тыс. руб.

Чтобы получить компенсацию, нужно написать претензию в медицинское учреждение, а затем, если это не дало результатов, обратиться с иском в суд. Теоретически компенсация материального ущерба может быть произведена добровольно, но обычно этого удается добиться только через суд.

В отношении морального вреда есть разъяснение Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7): размер морального вреда по закону может определить только суд, поэтому нет оснований для добровольного возмещения требований о моральном вреде (без судебной процедуры).

4. Куда можно пожаловаться на некачественное лечение?

1. Главному врачу медицинской организации.

2. В страховую компанию, к которой относится ваш полис ОМС (обязательное медицинское страхование) или ДМС (добровольное медицинское страхование).

Страховая компания должна проверять качество оказания медицинских услуг, поэтому она может инициировать проверку и обязана будет сообщить заявителю о ее результатах. Все эти документы понадобятся при последующем обращении в суд (если в них подтвердятся указанные Вами нарушения).

3. В Министерство здравоохранения или аналогичный орган субъекта Федерации.

Обычно в таких структурах есть электронные приемные. Если этот сервис не организован, то на сайте должна быть указана информация о том, по какому адресу подавать жалобу. Жалоба подается на почтовый адрес госоргана либо приносится лично и подается через общественную приемную.

Можно подать жалобу и в Министерство здравоохранения РФ, но на действия нижестоящих структур. То есть это целесообразно делать, если иные органы не ответили или Вас их ответы не удовлетворили.

В Москве на официальном сайте мэра организована электронная приемная для жалоб на некачественное медицинское обслуживание https://www.mos.ru/dzdrav/function/priem-grazhdan/pravila-priema-obrashenii/

4. В прокуратуру.

В органы прокуратуры следует жаловаться в том случае, если жалобы в администрацию медучреждения и в Минздрав (Управление здравоохранения) не дали результатов. В этом случае Вы жалуетесь также и на действия этих инстанций.

В противном случае прокуратура переправит Ваше заявление в органы здравоохранения (они должны сделать это по закону).

Если в деятельности медицинской организации есть существенные нарушения, по Вашему мнению, то можно обращаться в прокуратуру сразу – орган организует проверку фактов, изложенных в жалобе. Например, если Вам отказывают в выдаче медицинских документов, есть смысл сразу обращаться в прокуратуру.

5. В Росздравнадзор и Роспотребнадзор.

Сюда нужно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. По результатам проверки Вы получите Акт проверки, в котором будет указано, было ли обнаружено нарушение прав пациента. Эти документы можно использовать в дальнейшем в суде.

Важно! Все эти способы позволяют привлечь к дисциплинарной и административной ответственности врача и медицинскую организацию.

Получить материальную компенсацию таким образом нельзя.

Если в результате действий медицинской организации вашему здоровью причинен серьезный вред, то надо обратиться в Следственный комитет РФ (территориальное отделение в Вашем населенном пункте) и подать заявление о возбуждении уголовного дела.

5. Верховный Суд на страже интересов пациента

Возмещение материального ущерба и морального вреда можно получить только через суд в рамках гражданско-правовой ответственности и закона о защите прав потребителей.

В 2019 г. Верховный Суд РФ дал разъяснение, которое существенно облегчает положение пациентов по «медицинским» делам (Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2019 г. N 74-КГ19-5).

Суд разъяснил, что пациент не должен доказывать вину медицинского учреждения и нарушение им законодательства и прав пациента. Наоборот, в случае подачи иска по поводу некачественной медицинской помощи медицинская организация должна доказать, что в ее действиях не было вины и ухудшение состояние здоровья пациента не связано с оказанными услугами.

Пациент должен доказывать только факт наличия своих страданий (и понесенных дополнительных расходов).

Берегите себя и свое здоровье.

С уважением к людям и законам, ваш Юрист24.

0
2 комментария
Vera Sincerely

скажите, а на госполиклиннику можно подать в суд и взыскать компенсацию? или только на платные клиники?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vladivostok

вы про врачей напишите! их задрали уже запугивать

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null