Офтоп
Роман Персианинов

«Баттлы живы только тогда, когда они свободны»

Исполнительный директор Slovo Project о смысле рэп-площадок, отличиях от Versus и поддержке Навального.

Дмитрий Капранов. Фото с личной страницы «ВКонтакте»

В октябре 2012 года в Краснодаре появилась баттл-площадка Slovo, ставшая отправной точкой нового формата российских рэп-состязаний. На скромные деньги руководство проекта проводило соревнования, где участники сражаются друг против друга заранее подготовленными текстами. Почти пять лет спустя филиалы Slovo Project открылись почти во всех крупных регионах страны, а соревнования проводятся за рубежом и планируют вскоре выйти на стриминговую площадку.

Исполнительный директор Slovo Project Дмитрий Капранов рассказал TJ о том, как меняется восприятие баттлов, почему Versus превратился в шоу и нужно ли рэп-площадкам участвовать в политике.

О развитии баттл-площадок в России

Когда ты пришёл к управлению Slovo Project?

Год назад. До этого я на правах франшизы занимался площадкой на Дальнем Востоке, пытался интегрировать баттлы там. Сейчас я координирую действие филиалов Slovo в разных городах, через меня проходят все контакты, финансовые вопросы, программа выпусков состязаний. Если человек хочет открыть филиал, то он обращается ко мне.

Насколько было сложно создавать масштабный рэп-проект в стране, где ещё не так давно относились к русскому рэпу как к низкокачественному контенту?

На Дальнем Востоке создавать проект было не легче, чем в Краснодаре в 2012 году (первый филиал Slovo Project открылся в Краснодаре — прим. TJ). Но дело тут не в регионе. В каждом городе проект сталкивался с непониманием и отторжением в рэп-тусовке. С появлением Versus в 2013 году многие исполнители заявляли, что это не рэп-площадка, а её участники не могут написать хорошие песни. Но так и Баста не может хорошо забатлить.

У меня есть чёткая позиция: я не приписываю приставку «рэп» к баттлам. У них есть определённая форма выражения из рэпа, но баттлы — это совершенно другая культура. Из-за этого в большинстве российских городов сформировалось отдельное баттл-сообщество и рэп-сообщество. Есть Баста, Noize MC, Скриптонит, а есть Oxxxymiron, участвующий в обеих культурах. Я считаю, что баттлы дали ему больше, чем музыка — донесли до людей, что он вообще существует.

Основатель Slovo Антон Белогай. Фото с личной страницы «ВКонтакте»

Многие говорят, что с подачи Oxxxymiron начал развиваться Versus.

Это не секрет. Ещё до создания Versus в 2012 году, когда существовало Slovo, Oxxxymiron предлагал Хайду (Антон Белогай, основатель Slovo — прим. TJ) переехать в Москву или Санкт-Петербург и организовать там баттл-площадку со звёздами рэп-индустрии.

Хайд отказался?

Да. Он профессиональный юрист, и всегда относился к Slovo как к хобби. Никогда не ставил проект в доминирующий статус жизни.

Люди стали проще относиться к русскому рэпу и легче его воспринимать в последние годы. Можно ли сказать, что в этом есть заслуга Versus, Slovo Project и Slovo SPB (петербургский независимый баттл-проект)?

На обывательском уровне баттлы и рэп пересекаются. Но я считаю, что с 2012 года подход к индустрии рэпа полностью изменился. Русский рэп ушёл на несколько шагов вперёд. Сейчас молодые исполнители пишутся на очень качественном уровне. Не хуже, чем на Западе. Поэтому и произошла популяризация. Из-за баттлов не стали бы больше любить русский рэп. Если музыка говно, то баттлы тут ни при чём. И наоборот.

Состязание Slovo в Краснодаре, 2014 год. Фото Lucky Party

Согласен с фразой Дена Чейни (организатора Slovo SPB) о том, что культура российской поэзии продолжается в лице баттл-площадок?

Я считаю баттлы однозначным продолжением российской поэзии. Другое дело, что многие люди до сих пор относятся к баттлам как к какому-то необразованному жанру оскорблений оппонента на уровне шуток про матерей. Это очень большое заблуждение. Два года назад я был полностью согласен, сейчас для Slovo Project и Slovo SPB это исключение. Шутка про сношения с матерью оппонента заезжена, никто не посмеётся.

А как тогда объяснить популярность баттла видеоблогера Юрия Хованского и Дмитрия Ларина на Versus? Там всё строилось на жёстких матах и оскорблениях.

Нужно разграничить баттлы и шоу. Понятно, что на каких-то состязаниях есть элементы шоу. Конкретно баттл Хованского относится к шоу. Я как человек напрямую участвующий в организации, могу сказать, что сейчас не конструктивные оскорбления и шутки про мам — это исключение из правил.

Люди хотят чего-то большего и глубокого от баттл-столкновений?

Определённо. Понятно, что есть Хованский и Ларин, но есть и Oxxxymiron, который вообще не прибегает к таким приёмам. Сейчас в баттлах участвуют люди по 25 лет. И иногда они в состязаниях поднимают уже тему промахов в воспитании детей.

На Джонибоя (Денис Василенко) его баттл с Oxxxymiron в 2015 году повлиял серьёзно: он ведь после этого прервал музыкальную карьеру?

Да. Мы приглашали его после баттла к нам, но он сказал, что завязал с музыкой.

На Slovo Project возникали ситуации, когда исполнитель после выступления бросал музыкальную карьеру?

Нет. Бывало, что человек отлично баттлит, но через какое-то время просит удалить ролик. Они понимали, что участие в проекте как-то мешало их репутации. Мы обычно идём на уступки. Была ещё девушка Miracle, которая расплакалась во время баттла. Мы после этого приглашали её несколько раз, но она больше не участвует. Я думаю, что это больше связано просто переменами в жизненной позиции.

О других баттл-проектах

Почему в 2015 году вы разошлись с петербургским филиалом Slovo в лице Дена Чейни и стали называться Slovo Project?

Петербургский филиал в тот момент перерос остальные площадки Slovo. Это был совершенно иной уровень организации относительно других городов.

Вы не обсуждали повторного объединения?

Даже не пытались. Я понимаю, что с руководством SPB я не смогу работать, и они работать со мной не смогут. И им это незачем. Они на таком уровне, что мы им ничем не можем помочь. Для нас это событие сравнимо с воссоединением Северной и Южной Кореи.

Ден Чейни (слева) и Ресторатор (Александр Тимарцев)

Многие говорят, что Slovo Project сильно уступает Versus и Slovo SPB: якобы площадка развита слабо, слишком много контента низкого качества, мало хороших исполнителей.

По поводу тезиса о низком качестве — это ложь. Стоит лишь посмотреть на соотношение лайков и дизлайков у каждого выпуска. Это одна из самых прозрачных систем проверки качества. У нашего недавнего баттла из Краснодара более 600 тысяч просмотров при статистике в 14 тысяч лайков и 700 дизлайков, о каком низком качестве можно говорить?

Речь о том, что ваши участники якобы более неопытные, могут текст забыть, неумело читают.

Это неправда. Практически все участники Versus и Slovo SPB были на Slovo Project. Отрицать вклад Slovo Project в культуру баттл-площадок может только полный идиот. Даже Ресторатор понимает, что если человек со Slovo, то он может показать гораздо более качественный уровень.

Slovo Project — это основа, через которую молодым исполнителям нужно пройти, чтобы добраться до Slovo SPB и Versus?

Да. Если ты хочешь баттлов, иди на Slovo Project или SPB. Если хочешь хайпить — иди на Versus, это шоу. Во втором сезоне Fresh Blood (cпин-офф проект Versus для молодых исполнителей — прим. TJ) победил Хип-хоп одинокой старухи (Константин Лопатин) — очень уважаемый мною баттлер, но шоумен.

Есть у Slovo Project сейчас такой исполнитель, которого вы могли бы противоставить другим площадкам?

И не один. Deep-eX-Sense (Анатолий Дипов). Он не пошёл на Versus, ему это принципиально неинтересно. При этом он один из топовых исполнителей в жанре. Ещё Пиэм (Владислав Александров), например.

Ну а у Slovo Project какое положение дел?

Я не буду отрицать: проект уступает Versus в финансовом плане и популярности. А у Slovo SPB лучше организация. Я не могу сейчас конкурировать с ними по уровню подготовки. У Versus можно поучиться финансовому развитию. Как организатор я восхищаюсь проектом Ресторатора. Но я никогда не собираюсь учиться у руководства Versus так бездарно обращаться с деньгами. Я презираю их как организаторов.

Они неправильно обращаются с деньгами?

Бездарно и по-свински. Участникам Fresh Blood приходится добираться до Петербурга за свой счёт, что на Slovo уже давно не практикуется. И это при условии, что финансирование Slovo Project в разы меньше, чем у проекта Ресторатора. Не то чтобы мы были нищие, но у Versus более налаженная система.

Что ты имеешь в виду

Я считаю, что баттлы должны стать спортом. Как американская и канадская площадка со ставками. Versus нужно подходить к этому формату. Типа, иметь молодую школу, которую будут развивать. Да, у них есть Fresh Blood, но маленьких площадок баттлов в России гораздо больше. Я считаю, Versus нужен целый отдел, отслеживающий новичков и талантливых исполнителей. Тогда культура баттлов станет спортом.

Разве вы этим не занимаетесь?

Ну да, конечно. Я знаю, что Ден Чейни этим занимается. Он отсматривает разные эпизоды, приглашает из городов с нашими филиалами на Slovo SPB. При том, что у них нет финансовых возможностей Versus. Руководство проекта может позволить участвовать в отслеживании перспективных исполнителей, но всё это упирается в BMW (в марте Ресторатор приобрёл BMW 7 — прим. TJ), бахвальство и мнение, что Versus лучше всех.

Состязание Slovo Project во Владивостоке, февраль 2017 года. Фото SLOVO: Дальний Восток

Что думаешь об участии девушек в баттлах? Ресторатор в июле 2016 года говорил, что девушки не научились баттлить, хотя однажды на Versus Main Event приглашали поэтессу. Чейни в том же году заявил, что многие не считают девушек способными выступать на баттлах.

Для меня нет никаких гендерных отличий. Я вообще не считаю, что девушки что-то неспособны сделать. На Slovo SPB приходила Юля Kiwi — она считается лучшей девушкой-баттлером. Что насчёт Ресторатора — он просто хочет себя обезопасить от всех спорных моментов. Политических вопросов или гендерных положений на баттлах.

На Versus Fresh Blood [в августе 2016 года] подавал заявку человек с ограниченными возможностями под псевдонимом Diz Wheelz. Он не попал на проект, но его заявка собрала больше просмотров, чем некоторые баттлы (больше 200 тысяч просмотров — прим. TJ).

На Versus с 2016 года появилась цензура. Там зацензурировали упоминания бывшего главы Чечни Ахмата Кадырова, патриарха Кирилла и «несуществующих украинцев». Ресторатор это объяснял тем, что участники должны в баттле оскорблять только друг друга, не переходя на сторонние темы. Если завтра на Slovo Project кто-то пошутит про Путина — запикаешь?

У нас была история с шуткой про украинцев. На баттле между жителем Харькова и Екатеринбурга всплыла национальная тема с такими строчками:

«Пришёл учить меня сюда, гребанный призрак коммунизма. Я свалю тебя, нашли чем пугать украинца».

Толпа после этой фразы начала шуметь, говорить, что теперь проект закроют. Но для нас это всё в формате шутки. Когда Гнойному угрожали расправой, мне писали армяне и спрашивали, где проходят состязания. Я им говорил обращаться напрямую к нему. Мы лишь предоставляем площадку для баттла. Любые другие разбирательства пусть люди обсуждают между собой.

А если удалить ролик потребуют власти?

Удалю. Но только по решению суда.

О заработках

Ресторатор в марте 2017 года говорил, что они на запуск потратили 200 тысяч рублей. Сколько потребовалось вам?

Не представляю, куда ушли эти 200 тысяч рублей. Сомневаюсь, что Ресторатор давал деньги на проезд тем, кому приходилось ехать в Петербург из других городов. Сейчас ведь он этого не делает. Грубо говоря, все добирались за свой счёт. Может, на рекламу, Но не понимаю, зачем она была нужна проекту. Он же прямо выходил на аудиторию: у проекта сразу был Oxxxymiron, Крип-А-Крип, Billy Milligan — известные исполнители.

Съёмка? Ну, даже если было две тысячи в час за одну камеру. Всего три камеры, аренда по два-три часа, это, грубо говоря, 18 тысяч. На встречу Slovo Project в Краснодаре в январе 2017 года мы потратили 300 тысяч рублей. Но эти деньги в основном ушли на логистику. Доставить людей из разных городов, снять им жильё. Всего нам нужно было доставить около 20 человек.

Большую часть из 300 тысяч рублей вы потратили на доставку и размещение людей?

Конечно. Мне важно, чтобы люди могли вместе переночевать в отеле и все вместе могли поехать на выступление.

Можешь предположить, сколько тогдашнее руководство Slovo Project потратило на запуск проекта в 2012 году?

Я думаю, это была мизерная сумма. Нужно ведь, по сути, только место для проведения и затраты на съёмку.

Сколько в среднем тратите на организацию состязаний?

Проект начал приносить доход только с моим приходом [весной 2016 года]. Годовой оборот составил около миллиона рублей. В сентябре 2016 года была встреча в Москве, на организацию мы потратили около 200 тысяч рублей. Средства пошли на продвижение, гонорары и логистику.

На встречу в Екатеринбурге в ноябре 2016 года потратили 90 тысяч рублей. Вот скоро в Петербурге будет соревнование. Там, замечу, было гораздо проще. Аура у города благородная, видимо.

Дмитрий Капранов (в центре) проводит состязание Slovo Project в Минске, 29 декабря 2016 года. Фото SLOVO: МИНСК

А живёте вы за счёт спонсоров?

Да, наш главный партнёр — букмекерская компания, как у Versus.

Кроме Slovo Project у тебя ещё есть постоянная работа? Или проект приносит достаточно хороший доход?

70% дохода идёт от баттлов, 30% — фриланс в компьютерной сфере. Не хочу уточнять, где именно.

Вы платите гонорары за выступления?

Для участников написание текстов — тяжёлая работа. Тебе нужно сочинить, подготовить, выучить. Мы больше года поощряем этот труд: оплачиваем дорогу и гонорар. Самая крупная выплата составила 20 тысяч рублей, как на Versus. Самая меньшая — 5 тысяч рублей. Но некоторым исполнителям мы предлагали 50 и 150 тысяч рублей.

Ресторатор рассказывал, что в некоторых случаях они готовы заплатить 50, 100 и 150 тысяч рублей.

На Versus ещё ни разу такого не было, хотя такой баттл готовится. Основной лиге они выплачивают 20 тысяч рублей, но у них были случаи, когда участник их якобы подводил, и на последующих выступлениях ему отказывались платить.

Система наказаний?

Да. Конечно, это их дело, как деньгами распоряжаться, но для меня это дико. «Что значит, меня наказывает Ресторатор?» Идиотизм.

О принципах работы и планах Slovo Project

Почему ты считаешь Versus — шоу, а Slovo SPB и Slovo Project — баттл-площадками?

Туда [На Versus] приходят не потому, что там проводят хорошие баттлы, а потому, что это Versus. Шарм шоу Versus в том числе придают видеоблогеры вроде Эльдара Джахарова и Дмитрия Ларина, выступающие на проекте. Теоретически они могли бы на своих площадках проводить баттлы [но пришли на Versus].

Эльдар Джарахов (в очках) на Versus

Согласишься, если тебе завтра напишет условный Джарахов или Хованский с просьбой подготовить площадку для баттла?

Я придерживаюсь в этом плане такой же позиции, что и Ресторатор. Скорее всего, соглашусь. Ничего нет зазорного в том, чтобы разрешить блогерам участвовать. Но для нас это будет исключением из правил. Мы подходим к порогу, когда у нас нет финансового препятствия. Мы можем позволить себе позвать даже определённых артистов, которые ещё не батлили.

Например?

Не хочу говорить, боюсь сглазить. Но это молодые исполнители, которые сейчас выступают, но не хотят идти на Versus. Считают, что они сами по себе творческая единица. В смысле, они же турами по городам ездят, какой Versus, что смеяться-то. Кстати, мы записывали баттл Энтео (Дмитрий Энтео, православный активист — прим. TJ), но он был такой ужасный, что мы даже не стали выкладывать.

Он бы собрал много просмотров.

Ну да, но мы, скорее, предпочитаем качество, а не хайп.

Планируете открывать новые филиалы, как-то развивать франшизу Slovo?

Сейчас у нас филиалы и площадки для проведения в семи городах: Хабаровск, Владивосток, Харьков, Минск, Москва, Екатеринбург, Новосибирск. Скоро в Сочи будет мероприятие. Было в Лондоне.

И как прошло?

Достаточно массово. Много русскоязычного населения. Но вышло неважно. Во многом из-за организационных моментов.

Как ты относишься к политике?

Я был на митинге «Он вам не Димон» (Акция протеста против коррупционой деятельности премьер-министра Дмитрия Медведева — прим. TJ) в Великом Новгороде. Смотрю видео с Навальным. Меня восхищает, что он «живой» человек. Не как картинка с телевизора. Я поддерживаю государственные перестановки и отставку Медведева, но я бы не сказал, что поддерживаю Навального.

Но тебе близка его идея, что России нужны кардинальные изменения?

Однозначно.

Если завтра Навальный предложит тебе прорекламировать его в Slovo Project в формате баннера или рекламного ролика — согласишься?

Я думал над тем, чтобы интегрировать его предвыборную кампанию на Slovo бесплатно, но идея висит в воздухе. Хоть я и управляю проектом, я не могу без одобрения других организаторов принимать такие решения.

Не боишься, что проект обвинят в политизированности и поддержке оппозиционеров?

Я не считаю, что Slovo Project должен быть вне политики. Я ведь не собираюсь навязывать предвыборную кампанию зрителям, чем это тогда отличается от рекламы букмекерской компании? Можешь перейти по ссылке и посмотреть, если не хочешь — не надо. Мы участвуем в политике, когда человек хочет что-то рассказать. Это свобода. Баттлы живы только тогда, когда они свободны. Ресторатор говорил, что он не готов к такому, что баттлы вне политики. То есть проект, зарождавшийся как политический протест афроамериканцев в США, по его мнению должен быть вне политики? «Ты чё, вообще полоумный?».

В апреле Навальный говорил, что он не против выступить на Versus, если его оппонентом будет Путин. А если завтра Навальный и условный Милонов попросят тебя организовать площадку для баттла?

Соглашусь. Интересно посмотреть, какое качество будет у такого цирка.

Какие планы на 2017 год?

Мы вернули зрителям веру, что проект жив и может делать контент. В июне будет состязание в Петербурге. Дальше пока не загадываю.

Ты хочешь двигаться к тому, чтобы о Slovo Project говорили на федеральных каналах? Недавно Ресторатор побывал на Comedy Club. До этого он уже ходил к Ивану Урганту на Первый канал.

Мы недавно подписали соглашение со стриминговым каналом. Не хочу уточнять название, но он имеет отношение к одному информационному агентству. Я сразу обозначил, что они [руководство канала] только снимают и не лезут во внутренние дела проекта.

Стриминговая площадка интереснее федерального канала?

Да. Прямые трансляции — это основной заработок для западных баттл-площадок. Ты приведёшь на состязание 300 человек, а посмотрят в интернете это за определённую плату 1000 человек. Slovo SPB сейчас наоборот снимают с ТНТ. По слухам, руководство канала присылает им сценарий, а они его редактируют под формат, но пока получается слишком картонно.

А когда вы запустите стриминговую площадку?

Скорее всего, во время выступления в Петербурге в июне. Но нужно понять, смогут ли работники канала всё корректно снять. В противном случае мы откажемся.

Последний вопрос — лучший баттл Slovo Project?

Лучший баттл в России — Хайда против Чейни. Было по-настоящему серьёзное и конфликтное состязание.

#золотойфонд