Офтоп
Сергей Звезда

Чиновники предложили создать госструктуру для сбора Big Data и отдать полномочия Роскомнадзору

Российские чиновники разработали поправки в закон «Об информации», которые позволят создать государственную службу для регулирования больших пользовательских данных (БПД). Как сообщили «Ведомости», контроль за работой организации планируют отдать Роскомнадзору.

В законе говорится, что специальная структура должна собирать Big Data со всех операторов таких данных — как госорганов, так и физических или юридических лиц. Госоператором, по данным издания, выступит радиочастотная служба при Роскомнадзоре, реестр будет вести само ведомство, которое также займётся контролем за обработкой данных.

«Ведомостям» не удалось узнать, кто выступил автором законопроекта, однако некоторые источники издания указали на причастность Министерства связи и массовых коммуникаций. Некоторые собеседники предположили, что документ разработала некоммерческая организация Фонд информационной демократии — оператор сайта «Российская общественная инициатива». Эту информацию изданию не подтвердили.

Для финансирования государственной структуры планируется создать отдельный фонд. Пополнять его, как утверждается, будут операторы БПД, отчисляя до 2% с доходов от обработки данных для рекламы. В первом квартале 2017 года «Яндекс» заработал 19 млрд рублей (и отчислил бы в фонд 380 миллионов), Mail.Ru Group – 4,8 миллиарда рублей (и отчислил бы в фонд 96 миллионов), подсчитали «Ведомости».

В МТС не поддержали проект, поскольку опасаются, что возникнет «необоснованная монополия». Отчисление 2% на финансирование государственной структуры — «абсолютно нерыночная история», заявил представитель оператора.

Как объяснил изданию представитель Mail.ru Group, инициатива плохо повлияет на рынок БПД и увеличит риски.

Инициатива бьет по несуществующей проблеме — крупным игрокам, которые в состоянии заботиться о данных пользователей, но ничего не делает с черным оборотом данных со стороны мелких игроков.

Мультиплицирование хранения данных увеличивает риски. Даже в Китае рынок пришёл к идее саморегулирования, и подобную модель было бы правильно применить и в России.

представитель Mail.ru Group

Big Data представляют собой массивы обезличенных пользовательских данных, после обработки которые можно идентифицировать предпочтения владельца, в том числе его социальные связи. БПД собирают соцсети, поисковые системы и операторы в основном для таргетирования рекламы.