Офтоп
Василий Басов

«Были такие уникумы, которые вступили в ИГ после просмотра мультфильма „Аладдин“»

В Сыктывкаре студентам рассказали о методах вербовки в секты, обрезании топором и проверке веры с помощью гремучих змей.

Роман Силантьев

В столице республики Коми перед студентами с лекцией о сектах выступил московский учёный-религиовед Роман Силантьев. По приглашению местной епархии и Министерства национальной политики лектор рассказал студентам о том, какие в России и в мире бывают секты, а также о их методах воздействия на молодёжь.

Как сообщает «Комиинформ», Силантьев разделил тоталитарные секты на несколько видов. К первому от отнёс всевозможные бизнес-тренинги, курсы пикапа и личностного роста. Их лектор назвал наименее опасными, так как вступив в них люди теряют только деньги и личное время. К этой же группе религиовед отнёс секции «непонятных боевых искусств» вроде «бесконтактного боя» и «древней славянской борьбы».

Ко второй группе Силантьев причислил тоталитарные секты, включая уже запрещённых в России «Свидетелей Иеговы». Эти секты, по словам учёного, помимо материального вреда наносят людям ещё и тяжёлый психический ущерб.

В третью группу религиовед включил деструктивные организации, которые опасны тем, что там можно распрощаться и с деньгами и с собственной жизнью.

Все вы слышали о группе смерти «Синий кит». Подобные организации, специализирующиеся на культе смерти, существовали и раньше.

В Санкт-Петербурге один деятель додумался лечить суицидальные настроения водкой. Когда его подопечные в какой-то момент не получили достаточное количество водки, они всемером выпрыгнули из окон. Вот такой неудачный был эксперимент.

Роман Силантьев, религиовед

В России представителями смертельно опасных сект учёный назвал «праноедов» и «солнцеедов», которые, по его словам, утверждают, что могут по 15 лет обходиться без еды и «пить чистый хлорофил».

В США до сих пор действует секта змеиных шестидесятников, которые считают, что если человека укусила гремучая змея, и он умер, значит, вера его была слаба.

Но в России были и более экзотичные секты. К примеру, секта Виссариона запрещала пить чистую воду. Они пили какие-то компоты, но чистая вода была под запретом. Самое абсурдное, что можно было придумать, уже придумано.

Роман Силантьев, религиовед

К самой опасной секте Силантьев причислил радикальных экстремистов, которые не только подталкивают людей к суициду, но ещё и пытаются убить как можно больше других граждан. В пример учёный привёл «пензенских затворников», прятавшихся в пещере в ожидании конца света.

Религиовед отметил, что попасть в секту может как молодёжь, так и люди в возрасте. Рассказывая о методах вербовки сект он пояснил, что вербовщики которые заманивают людей в некий «закрытый клуб», стараясь развить в них чувство уникальности.

Также действует и пресловутое ИГ. Их главный посыл — начался конец света, идёт последняя битва между светом и тьмой. Срочно принимайте участие, больше такого шанса не будет. И кто-то в это верит. Более того, всегда найдутся люди, которые сами будут искать секты.

Они с лёгкостью переходят из православия в ислам, из ислама — в буддизм. Если сегодня модно быть йогом — становятся йогами. С ними ничего нельзя сделать, но и к жертвам их ни в коем случае относить не следует.

Защита завербованной студентки Варвары Карауловой из Москвы утверждала, что она жертва несчастной любви, но у следствия была иная версия. Эта девушка прекрасно знала, куда едет, с удовольствием лайкая в соцсетях картинки с расчлёненными трупами и массовыми казнями людей в Сирии.

Роман Силантьев, религиовед

По словам доктора исторических наук, секты не только вербуют новых адептов через родственников или предлагают деньги, но часто «паразитируют на интересах человека».

Например, секта «Новый Акрополь» паразитирует на увлечении людей произведениями Толкиена, предлагая любителям эльфов и хоббитов попасть в сказочные миры. Кришнаиты паразитировали на интересе людей к Индии. Были такие уникумы, которые вступили в ИГ после просмотра сериалов «Великолепный век», «Клон» и даже мультфильма «Аладдин» .

Роман Силантьев, религиовед

В пример профессор привёл несколько случаев, по его словам, произошедших в России.

Силантьев рассказал о 14-летнем подростке из Тверской области, который якобы был завербован по интернету, по интернету же принял ислам, сделал себе обрезание топором и по инструкции из сети собрал бомбу, которую испытал во дворе собственного дома, но был сдан соседями в полицию. Об этом случае действительно писала «Комсомольская правда». Топор в ней, правда, не упоминается.

Год назад в подмосковном Фрязино игиловец— выходец из азиатской республики, поджёг мебельную фабрику, где погибло пять человек. Ночь он пересидел в кустах, а утром взял мачете и пошел на пруд, где отрубил головы двум рыболовам, третьего ранил. Семеро погибших без всякой взрывчатки и огнестрельного оружия.

Роман Силантьев, религиовед

Редакции TJ не удалось найти упоминаний о «террористе из Фрязино» в СМИ. Единственное упоминание отсылает опять же к лекции Силантьева, прочитанной в 2016 году в Туле.

В целом, как подытожил религиовед, география вербовки террористов в России значительно расширилась, поэтому Минобр в настоящий момент разрабатывает специальный курс из пяти лекций-семинаров, чтобы информировать молодёжь о существующих террористических угрозах.