Офтоп
Александр Фаст

«Страны Запада ответили языком ультиматумов и разного рода санкций»

Какие формулировки используются в новых школьных учебниках России.

Учебник по географии. Фото ТАСС

22 мая в твиттер-аккаунте «Русские летописи» появилась фотография школьного учебника по географии для 10-11 классов под редакцией академика Максаковского. На снимке был запечатлён параграф книги, касающийся «ухудшения отношений между Россией и странами Запада».

Корреспондент TJ осмотрел школьный учебник географии в версии 2017 года от издательства «Просвещение» и нашёл в нём раздел, опубликованный в твиттере «Русских летописей».

Пособие для учащихся 11 классов объясняет «заметное ухудшение» отношений России с западными странами их стремлением «изменить в свою пользу стратегический баланс в мире» и попытками «разместить свою военную инфраструктуру ещё ближе к границам России».

В этом же параграфе отмечается, что в 2014 году на Украине произошёл «государственный переворот, который привёл к власти радикалов-националистов, неофашистов, получивших поддержку США и Евросоюза».

На ответные меры России по защите своих интересов в Крыму и на Чёрном море, страны Запада ответили языком ультиматумов и разного рода санкциями, которые могут обернуться «эффектом бумеранга» для самой западной коалиции.

выдержка из учебника географии под редакцией Максаковского

Важнейшими гарантом территориальной целостности России, по мнению составителей учебника, являются «её вооружённые силы, способные адекватно реагировать на приближение военной инфраструктуры НАТО».

Школьный учебник географии для 10-11 классов под редакцией В.П. Максаковского, издательство «Просвещение», 2017 год. Фото TJ

Согласно информации, опубликованной пользователями портала «Архивач», аналогичные формулировки присутствовали и в более ранних изданиях школьного пособия по географии.

Корреспондент TJ также проверил школьные учебники истории России от издательства «Просвещение», самая свежая версия которых датирована 2014 годом. В одной из финальных глав этого пособия описывается то, как «легитимный президент [Украины] В.Ф. Янукович был низложен, а власть перешла к оппозиции».

Авторы учебника отмечают, что «Верховный Совет Республики Крым [...] отказался подчиняться киевским властям» и позднее «принял решение о вхождении Республики в состав Российской Федерации», которое было поддержано на референдуме большинством жителей полуострова.

Школьный учебник истории для 9 класса под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта, издательство «Просвещение», 2014 год. Фото TJ

Школьный учебник истории для 9 класса под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта, издательство «Просвещение», 2014 год. Фото TJ

В учебнике Данилова, Косулиной и Брандта не упоминается участие вооружённых сил Российской Федерации в проведении референдума о независимости Крыма, наличие которого 17 апреля 2014 года подтвердил президент России Владимир Путин.

Спорные формулировки без указания источников можно обнаружить и в главе учебника, посвящённой результатам 90-х годов 20-го века. По мнению составителей пособия, главным результатом десятилетия стало то, что «удалось воссоздать Российскую Федерацию» и «сохранить ее целостность».

При этом в параграфе, посвящённом внутренней политике России в 1990-е, отмечается, что «преодолеть все противоречия и решить все проблемы не удалось», а «неудачи в Чечне вдохновляли сепаратистов в других регионах страны».

Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошёл СССР. Снижение экономического и политического значения центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без участия федеральной власти.

выдержка из школьного учебника истории России под редакцией Данилова, Брандта и Косулиной

Описание внешней политики России в 90-е начинается с фразы о том, что «у российского руководства в начале 90-х годов ещё не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны», из-за чего оно «взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами».

Авторы учебника отметили, что «политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России как признак слабости», а «лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с новой Россией».

Школьный учебник истории для 9 класса под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта, издательство «Просвещение», 2014 год. Фото TJ

Школьный учебник истории для 9 класса под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта, издательство «Просвещение», 2014 год. Фото TJ

Оба параграфа учебника Данилова, Косулиной и Брандта в версии 2014 года заканчиваются фразами о том, что по итогам 90-х годов в России «возникла острая необходимость изменения национальной политики» и «потребность в уточнении внешнеполитического курса».

Как пишет ТАСС, учебники по истории от издательств «Просвещение» входят в линейку учебных пособий, утверждённых Министерством образования и науки и соответствующих проекту единого учебника истории, над которым по предложению Владимира Путина работало Российское историческое общество.

По словам заместителя министра образования РФ Людмилы Огородовой, учебники издательств «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово» не имеют «разночтений в событиях и в интерпретациях событий» и делают ставку на «патриотическое воспитание».

По словам одного из составителей исторического учебника издательства «Просвещение» Александра Данилова, в обновлённом пособии была успешно предпринята «попытка достичь [...] общенационального консенсуса по истории [России]».