Офтоп
Василий Басов

Они А.У.Е.ли

Русский академический фонд предложил бороться с молодёжной «криминальной субкультурой» .

Красочные урки

Организация Русский академический фонд, главой которого, по данным СМИ, является двоюродный племянник президента РФ Владимира Путина — Роман Путин, предложила уполномоченному про правам ребёнка Анне Кузнецовой ограничить доступ несовершеннолетних к интернет-сообществам криминальной направленности, типа «А.У.Е».

27 марта в Челябинске подростки во время фестиваля «Холи» закидали красками полицейскую машину. СМИ сообщали, что дети также пытались напасть на полицейских и устроили массовые беспорядки, но в МВД это опровергли, хотя позднее сообщили, что зачинщиков нашли.

Ранее местная епархия требовала запретить фестиваль красок, так как он якобы несёт угрозу «проникновения демонических практик в душу российского народа». После «нападения» на полицейский автомобиль, второй день фестиваля красок отменили.

Говоря об инциденте, Русский академический фонд попросил уполномоченного по правам ребёнка инициировать ряд поправок в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

По словам руководства фонда, они «всё чаще стали сталкиваться с жалобами на публичное неуважение к учителям со стороны учеников в образовательных учреждениях».

Безусловно конфликт «ученик — учитель» всегда имел место в жизни образовательных учреждений, однако сегодня можно констатировать, что он вышел на новый уровень.

Это связано с пропагандой в социальных сетях антисоциального поведения посредством тематических сообществ типа «А.У.Е».

Данные сообщества, в которые вовлечена молодёжь, занимаются пропагандой блатной романтики, криминального сообщества, воровских законов и порядков, специфического сленга, присущего людям, осужденным за преступления различной тяжести.

Алексей Алексеев, директор Русского академического фонда

По словам Алексеева, организация не стала обращаться к законодателям, с просьбой законодательно заблокировать околокриминальные сообщества в соцсетях.

По мнению фонда, это не решит проблему, а уполномоченный по правам ребёнка и компетентные чиновники должны комплексно подходить к вопросу борьбы с «субкультурой „А.У.Е“».

Что такое «А.У.Е»

Главный редактор издания «Медиазона» Сергей Смирнов, рассказал TJ, что полноценной субкультурой «А.У.Е». (аббревиатура от «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство») пока назвать нельзя.

Сложно с ходу категорично говорить, что это такое. То есть само по себе понятие понятно откуда взялось и какие корни. Вопрос о том, как оно оказалось популярно на уровне молодёжи. Конечно это ещё не субкультура, но и не совсем гопники.

Я бы сказал, что «А.У.Е». это такой русский вариант ACAB. То есть неприятие полиции как таковой и сочувствие к тем, кто нарушает закон и даже живёт по понятиям.

Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны»

На вопрос о том, может ли кто-то специально с помощью соцсетей насаждать молодёжи криминальный образ жизни Смирнов ответил, что в это верится с трудом.

Конечно могло перейти в интернет, но я при этом уверен, что когда мы говорим про «криминальную работу с молодёжью» — я в это совсем не верю.

Потому что представляются какие-то мощные бандитские ОПГ с аналитическими структурами, которые сидят и придумывают план «как работать с молодёжью». Разумеется этого нет и это всё это конспирология.

Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны»

Смирнов также добавил, что в настоящий момент нет какого-то отдельного околокриминального движения, однако уголовные наклонности стали более заметны в интернете, поскольку в сеть переместились люди, которые «выступают за жизнь по понятиям», такие же, что раньше учили жизни школьников во дворах.

В целом распространение движения «А.У.Е»., по словам Смирнова, может быть связано с модой, с тем, что молодёжи нечего делать и с неприятием полиции и властей в целом. Блокировки сообществ околокриминальной тематики в соцсетях, по его мнению, не помогут, поскольку люди всё равно будут их обходить.

По поиску «А.У.Е». во «ВКонтакте» можно найти несколько сообществ, якобы агитирующих за образ жизни по понятиям, хотя их контент мало чем отличается от групп с условными «пацанскими цитатами» или «цитатами великих людей». В основном в сообществах публикуется видео, картинки или мотиваторы «за жизнь», периодически с налётом «воровской романтики».

Субкульт-привет

О повышении интереса к уголовной романтике МВД и власти говорили и раньше. Силовики уверяли, что в 2000-х годах молодёжная преступность сильно выросла после выхода фильма «Бумер» и сериала «Бригада», хотя авторы последней ленты впоследствии уверяли, что не хотели романтизировать преступный мир, а наоборот, пытались показать, что за внешним блеском криминала стоит множество проблем.

Эксперты в то время приводили аргументы, что молодёжь следует за вымышленными криминальными авторитетами из-за слишком большого количества свободного времени и отсутствия занятости. В пример приводился Советский Союз, когда дети посещали различные секции и у них не было времени на криминальные занятия.

При этом власть, как и во времена СССР, пыталась бороться не с самим явлением, а с субкультурами, к которым сегодня причисляют и «А.У.Е». В 2008 году правительство разрабатывало закон о запрете эмо и готов, как деструктивных движений. Это предложение рассматривалось в рамках концепции «государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». Она была рассчитана до 2020 года и подразумевала, в том числе, возрастную маркировку кино и видеоигр, что действительно было реализовано.

Готы и эмо, тем временем, успели как массовая субкультура «вымереть» самостоятельно. И теперь правительству приходится брать на себя ответственность за запрет новых деструктивных «субкультур», предлагая бороться с уголовной романтикой, которая существовала всегда, или с «группами смерти», чья вина в массовых детских суицидах пока не доказана.

О корнях проблемы — то есть, о работе с молодёжью, тоже постоянно говорят. 29 мая президент объявил начало «десятилетия детства» в рамках национальной стратегии. Чиновники теперь обязаны в трёхмесячный срок разработать план основных мероприятий в рамках этой программы. Будет ли в стратегии борьба с очередной субкультурой — пока неизвестно.