Офтоп
Николай Чумаков

Суды в США не определились, могут ли полицейские требовать пароль от смартфона

Обвиняемые отказались выдать комбинацию, сославшись на плохую память. Но одного отпустили, а второму дали полгода тюрьмы.

Кристофер Уилер. Фото Дэвида Овалле/Miami Herald

В 2014 году окружной суд штата Вирджиния постановил, что пароли от смартфонов подпадают под пятую поправку Конституции США. Согласно ей, всё, что скажет обвиняемый, может быть использовано против него. Из-за этого полицейские не могут заставить человека назвать пароль, чтобы разблокировать смартфон.

Однако в 2016 году суд штата Флорида утвердил обратное: осуждённого заставили назвать пароль, признав, что он не попадает под защиту Конституции.

В конце мая 2017 года два разных суда во Флориде вновь вынесли противоположные решения: забывшего пароль подсудимого из округа Майами-Дейд отпустили, а другого из округа Броуорд — приговорили к 180 дням заключения.


Окружной суд Броуорда приговорил жителя Холливуда к заключению на 180 дней за отказ назвать полиции пароль от iPhone. Правоохранительные органы объяснили, что 41-летний Кристофер Уилер (Christopher Wheeler) предоставил им неверный PIN-код от устройства.

Полицейские задержали Уилера в марте 2017 года за жестокое обращение с детьми: по данным следствия, он ударил и поцарапал свою дочь. На суде он заявил, что назвал правоохранительным органам верный пароль от смартфона.

Правоохранительные органы потребовали мужчину разблокировать телефон, думая, что смогут найти там фотографии травм ребёнка. Судья разрешил полицейским проверить устройство, но Уилер назвал им неверный пароль. В результате он получил полгода тюрьмы за неповиновение, но может быть освобожден, если назовёт верный PIN-код.


В то же время суд округа Майами-Дейд постановил отпустить жителя Уэсли Виктора (Wesley Victor) и его подругу после того, как он пояснил, что забыл пароль от своего айфона.

Пару арестовали десять месяцев назад за вымогательство в интернете. Они украли секс-видео и требовали у хозяина 18 тысяч долларов за то, чтобы оно не попало в социальные сети. После того, как следователи потребовали назвать пароль от смартфона, чтобы проверить наличие ролика, Виктор и его девушка дали неверный PIN-код. По их словам, они забыли пароль, пока были за решёткой.

Судья Чарльз Джонсон (Charles Johnson) заявил, у следствия нет возможности установить, могли ли обвиняемые забыть пароль за десять месяцев в заключении. По словам адвоката пары, Джонсон принял правильное решение, так как «многие, включая меня, не вспомнят пароль, который называли почти год назад».


Как отметил TechCrunch, по пятой поправке подсудимые имеют право не называть ничего, что может быть использовано против них, в том числе пароли от смартфонов. По словам судьи Джонсона, коды от устройств — это как «комбинация от сейфа». Он сослался на дело 1998 года, когда судья Верховного суда постановил, что полиция вправе потребовать от обвиняемого ключ от сейфа, но не кодовую комбинацию.

Апелляционный суд Флориды, где произошли оба этих дела, постановил, что полицейские могут принудить обвиняемого назвать пароль, если они не знают, что именно может находиться на устройстве.

Автор The Washington Post заявил, что смартфоны должны попадать под пятую поправку, так как проверка содержимого устройства похожа на «подводную экспедицию», и полицейские могут не знать, что ищут. Также, по его мнению, опираясь на это решение суда, правоохранительные органы могут требовать разблокировать Touch ID, так как отпечатки пальцев не относятся к «содержимому умов» подозреваемых.

В российской Конституции существует аналог пятой поправки — 51-статья, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя, родственников или супругов. Также обвиняемых в России защищает 23 статья, по которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни и переписки.