Офтоп
Роман Персианинов

«Университеты, берегитесь»: как устроена школа будущего для программистов

И можно ли попасть в Школу 42, которую хвалят Павел Дуров и Пол Грэм.

Студенты Школы 42. Фото San Francisco Chronicle

В 2013 году в Париже открылась школа кодинга, куда набирают молодых и зачастую неопытных программистов. Им дают жильё и оборудование и предлагают выполнять командные проекты. Для поступления не нужен диплом о высшем и среднем образовании, в школе нет преподавателей и жёсткого контроля, её главная задача — дать опыт и раскрыть талантливых специалистов.

В 2016 году филиал школы открылся в Калифорнии, а концептуально схожие проекты начали появляться в разных странах. Революционное заведение похвалили многие известные IT-специалисты, увидевшие в нём будущее образования.

Весной 2017 года Школу 42 посещали IT-специалист Пол Грэм и создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров. Оба остались впечатлены увиденным.

Что это за школа

Школа 42— это частное учебное заведение как для начинающих, так и для опытных программистов. Один её филиал открыт в Париже, а другой — в калифорнийском городе Фримонте. Название отсылает к книге «Автостопом по галактике», где мощный искусственный интеллект ответил этим числом на «главный вопрос Жизни, Вселенной и всего остального». Обучение в школе бесплатное, студентам предоставляют место в общежитии, мощный iMac и неограниченный доступ к интернету.

Учёба проходит без учителей, студенты находят информацию в интернете самостоятельно и совместно работают над IT-проектами. Школа работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Студенты могут приходить и уходить в любое время, академического расписания здесь нет. В первый год заявку на поступление подали 70 тысяч человек, из которых по итогам тестирования были отобраны около 3000.

В американском и французском филиале работают 20 сотрудников, но они не преподают и не вмешиваются в работу студентов, а выполняют скорее административные функции. Руководство не поддерживает передачу знаний через учителей, так как, по его мнению, любую информацию можно найти самостоятельно в интернете.

Кто её основал

Автор проекта — 49-летний французский предприниматель Ксавье Ньель (Xavier Niel), общее состояние которого оценивается более чем в 7 миллиардов долларов. Когда Ньелю было 13 лет, отец подарил ему компьютер Sinclair ZX81. Подарок увлёк подростка, и он решил посвятить жизнь IT-сфере. После окончания школы предприниматель решил не поступать в университет, а продолжил изучать программирование в родительском гараже.

Ксавье Ньель (в центре) с сотрудниками Школы 42. Фото Getty

В 18 лет Ньель создал чат для знакомств и несколько мессенджеров, которые позднее продал крупным компаниям. В 1990 году, когда программисту было 23 года, он основал компанию по услугам телевизионной, мобильной и интернет-связи Iliad. Кроме того, он создал ещё несколько французских компаний, работающих в сфере связи и интернета. Больше десяти лет Ньель вкладывал миллионы в IT-стартапы французских и американских разработчиков. При этом инвестор утверждал, что традиционное обучение кодингу не работает.

Ньель считает, что для обучения программистам нужна независимая и совместная практика, а не преподаватели.

В марте 2013 года предприниматель открыл парижский филиал Школы 42, потратив на строительство и содержание 70 миллионов долларов. Ньель рассчитывал увидеть в школе квалифицированных, но не имеющих связей программистов, каким он и сам был в молодости.

Спустя три года в калифорнийском городе Фримонт открылась вторая Школа 42. На этот раз инвестор потратил на строительство и оборудование около 100 миллионов долларов. В ближайшие 5 лет Ньель рассчитывает обучить в калифорнийском корпусе 10 тысяч студентов. Он заранее оплатил аренду земли и содержание заведения до 2020 года.

Как поступить в Школу 42

Попасть в школу может любой желающий в возрасте от 18 до 30 лет. Для обучения не нужны дипломы о среднем или высшем образовании или рекомендательные письма, нужно лишь пройти первоначальное тестирование.

Процесс отбора выглядит так.

Кандидат регистрируется на официальном сайте Школы и проходит тест на IQ. Если результаты удовлетворительны, в течение нескольких дней его приглашают в парижский или калифорнийский филиал заведения — зависит от сайта, на котором поступающий заполнял анкету. У школы есть открытый чат в Slack. Там студенты, поступающие и руководство заведения обсуждают различные вопросы, в том числе и заявки на обучение.

После этого начинается четырёхнедельный курс кодинга — ежедневно абитуриенту дают новые задания, требующие быстрого решения. Участнику предоставляют компьютер, он может пользоваться интернетом и общаться со студентами. Задания сложные — неопытным программистам приходится работать по 100 часов в неделю, чтобы успевать с ними справляться.

Если поступающий пройдёт проверку, ему предложат полный курс обучения, который длится от 3 до 5 лет. Студентам без своего жилья школа может дать место в общежитии. Кроме того, школа проводит летние семинары для программистов. Ближайший пройдёт в Фримонте с 19 по 30 июня 2017 года.

Как устроено обучение

Представители Школы 42 не контролируют работу студентов и проверяют лишь финальные работы. Если студенты не выполняют задание полностью, оно считается проваленным (даже если было сделано на 90%). По данным Bloomberg, в 2014 году из школы исключили 100 студентов — они не уложились в систему дедлайнов под названием «Чёрная дыра». Многие ученики занимаются собственными проектами, которые затем могут продать IT-компаниям.

Студенты школы рассказывают, что худшее время обучения — его первые дни. Ученики допускают много ошибок, пытаясь адаптироваться к системе. Постигать принципы работы и справляться с заданиями приходится в одиночку, ещё не успев заручиться поддержкой однокурсников. От усталости люди зачастую засыпают за столом или даже на полу. Это не запрещено.

Абитуриент Школы 42 спит во временном общежитии. Фото The New York Times

В здании есть душевая, столовая и зал для праздников. По словам руководства, студенты вынуждены работать сообща, одиночки почти сразу отсекаются. Некоторые студенты приходят учиться практически без навыков программирования. Однако через пару недель оказываются способны эффективно работать в команде.

После первого года обучения студенты могут совмещать учёбу с оплачиваемой интернатурой в школе. Многие выпускники заведения устраиваются на работу в ведущие IT-компании, в том числе Linkedln, Apple и Dropbox.

40% студентов Школы 42 не закончили среднюю школу.

Около 11% — женщины.

22 года — средний возраст студента.

За что школу критикуют и хвалят

Как отмечает Bloomberg, концепцию обучения Школы 42 можно использовать не только в сфере кодинга, но и в различных специальностях, где практическая работа гораздо важнее теории. Например, в журналистике — так как ученикам ничего не объясняют, они должны самостоятельно учиться анализировать источники и критически подходить к информации.

Другой плюс обучения — отсутствие профессоров, которые зачастую используют устаревшие методы. Кроме того, по мнению издания, умение человека работать в команде и ориентация в узких сферах ценится в IT-индустрии выше, чем диплом.

Школа 42 признана лучшим технологическим заведением по данным онлайн-платформы для программистов CodinGame. За революционный подход, открытость, эффективность, отсутствие строгих требований и бесплатное обучение школу хвалили руководство Twitter, Snapchat, основатели Slack, Airbnb и Nest.

Тем не менее школа сталкивалась и с критикой. Один из студентов писал, что ему приходится работать над проектами по 10 часов в день, но этого недостаточно — директор американского филиала рекомендует студентам работать как минимум 15 часов в сутки. Студент подметил, что многие учащиеся при этом работают не больше 50 часов в неделю, а он сам страдает от бессонницы.

Чтобы всё успевать, автор текста решил повторить план своего друга: спать 3 часа ночью и дремать два раза в течение дня, а всё остальное время посвящать кодингу. По его словам, к такому режиму можно привыкнуть за полгода.

Программист жаловался, что в школе трудно найти достойных партнёров для групповых проектов. Якобы в заведении много людей, которые либо работают слишком мало, либо недостаточно разбираются в кодинге. Загруженность в команде часто распределяется неравномерно. Студенты могут бросить проект на половине ради отдыха или праздников.

Студенты Школы 42 обсуждают совместный проект. Фото San Francisco Chronicle

Недостатки командной работы отмечало и издание Bloomberg. Зачастую студенты работают по отдельности, что можно с таким же успехом делать дома или в любом другом месте. А помощников легче найти в интернете на специализированных ресурсах, а не среди студентов школы. Если это так, то польза от Школы 42 сводится к возможности бесплатно работать на дорогом компьютере Apple.

Но, несмотря на критику, Школа 42 остаётся образовательным прецедентом. Как пояснял Ксавье Ньель, с помощью своего проекта он хочет «изменить французский менталитет». Ежегодно во Франции 200 тысяч выпускников не могут найти работу. А его школа может помочь многим людям раскрыть свой потенциал в IT-индустрии.

Судя по всему, идеи Ньеля вдохновили предпринимателей и в других странах. За последнее время аналогичные проекты появились в Южной Африке, Румынии, Молдавии и Киеве.

#золотойфонд