Офтоп
Василий Басов

«ВКонтакте» разрешила размещать политическую агитацию

Но это заметили лишь спустя 10 месяцев — правила изменили накануне выборов в Госдуму 2016 года.

Исключение из правил

На то, что «ВКонтакте» изменила порядок размещения рекламы, на своей странице в Фейсбуке обратил внимание политтехнолог Дмитрий Ковалёв.

До недавнего времени «ВКонтакте» никак не регулировала таргетированную политическую рекламу и пугалась её «как черт ладана». И я сам, и мои коллеги неоднократно сталкивались с этой проблемой на своих проектах. Теперь же ситуация сдвинулась с мёртвой точки.

Дмитрий Ковалёв, политтехнолог

Политтехнолог заметил, что в правилах соцсети о размещении рекламы, в пункте, который раньше запрещал политическую рекламу, появилась оговорка, что «исключение может составлять предвыборная агитация на территории РФ при соблюдении всех требований».

Этот же пункт запрещает «любую рекламу политического характера». В пример приводится реклама политических изданий, сайтов депутатов, политических деятелей, чиновников, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и «мнений относительно политических событий». Ранее в этом пункте было просто указано, что «любая политическая реклама запрещена».

Свод требований, под которые должна подходить политическая агитация, насчитывает 10 пунктов. В них говорится о том, что запрещено и что разрешено использовать в предвыборной агитации, а также кто может заказывать рекламу.

Согласно требованиям, «ВКонтакте» может заключить договор только с официально зарегистрированными в ЦИК кандидатами, политическими партиями, а также общественными организациями, устав которых предусматривает участие в выборах. От лица кандидата может работать и рекламное агентство или официальные представитель, зарегистрированные в ЦИК.

Правила есть, но результаты закрыты

Как рассказали TJ официальные представители «ВКонтакте», политическую рекламу соцсеть стала пропускать ещё в сентябре 2016 года, перед выборами в Государственную думу. В пресс-службе также заверили, что модерацию проходят только зарегистрированные в ЦИК кандидаты, и только в официальный агитационный период.

На просьбу рассказать о том, кто из кандидатов и какими видами рекламы пользовался накануне выборов в ГД, во «ВКонтакте» ответили, что таких данных для публичного доступа нет. Также, по словам представителя соцсети, с момента внесения поправок правила участия в рекламных кампаниях для кандидатов не изменялись.

К чему может привести

Как отметил в своей публикации политтехнолог Ковалёв, в существующем виде правила политической агитации во «ВКонтакте» подходят только для выборов не ниже федеральных, и оптимально — для выборов президента. Он также предположил, что они к 2018 году возможно будут дорабатываться, отметив, что «появление любых правил лучше, чем их отсутствие».

Ковалёв также предположил, что политическую агитацию следом разрешат и «Одноклассники», а владеющая обеими соцсетями Mail.ru Group станет «крупнейшим в стране регулятором внутренней политики», заметно потеснив государственные телеканалы.

Что имеем в настоящее время

Данные о политической деятельности в соцсетях после выборов в Госдуму в 2016 году собирал Фонд развития гражданского общества. По его данным, «ВКонтакте» стала самой популярной соцсетью для продвижения политических партий. В ней были были представлены все 14 политических блоков.

Таблица ФоРГО

Эксперты ФоРГО отметили несколько пунктов, благодаря которым «ВКонтакте» пользуется у политиков наибольшим спросом. Среди них — расширенная функциональность, возможность организовывать голосования и дискуссии, а также «использовать наиболее популярные типы контента».

Из всех партий во «ВКонтакте», по данным ФоРГО, лучше всех представлена «Единая Россия». Однако эксперты фонда также не привели данных, пользовались ли партии и кандидаты именно платной рекламой, или же размещали информацию исключительно на своих официальных страницах.

Использование соцсетей и таргетированной рекламы стало особенностью президентской кампании 2016 года в США. По мнению экспертов, именно благодаря грамотному использованию технологии больших данных и персонализированной рекламы в интернете, победу удалось одержать Дональду Трампу.