Офтоп
Василий Басов

Взломать блогеров: история отношений российской власти с интернетом

За годы встреч, форумов и конференций политики так и не поняли, зачем им общаться с интернет-сообществом.

По данным британских аналитиков, победить на выборах президента США в 2016 году Дональду Трампу помог интернет: на основе анализа больших данных его штаб таргетировал рекламу и публикации в соцсетях на нужный электорат. Вскоре крупнейшие социальные сети озадачились вопросом борьбы с фейковыми новостями, которые также считают одной из причин победы Трампа и в принципе фактором, способным влиять на политическую повестку.

В России о влиянии интернета на политику вновь заговорили после фильма «Он вам не Димон». Расследование ФБК стало поводом для многотысячных акций протеста по всей стране, после чего влияние соцсетей и видеоблогов стало обсуждаться на высшем правительственном уровне. Популярных ютюберов стали приглашать на заседания в Госдуму, а у администрации президента появился советник по соцсетям.

TJ проследил, как складывались отношения власти и интернета за последнее десятилетие и попытался понять, чем это может обернуться в дальнейшем.

Когда он был ещё Димон

Федеральной повесткой встречи с блогерами стали во время президентства Дмитрия Медведева (2008-2012 годы). Дмитрий Медведев сам получил известность как политик, разбирающийся в интернете, и одним из первых среди чиновников завёл микроблог в Твиттере, отправив в качестве первого сообщения меметичное «моё6».

Президент Медведев за время своего правления неоднократно встречался с блогерами и при нём на федеральном уровне начали проходить целые форумы, посвящённые власти и пользователей интернета. Одна из наиболее известных встреч состоялась 9 ноября 2011 года. Тогда президент провёл, как писали в СМИ, «встречу со своими сторонниками из числа активных пользователей сети интернет».

Встреча Дмитрия Медведева с блогерами. Фото пресс-службы Кремля

Медведев обсудил с блогерами актуальные новости, блогерские проекты «СтопХам» и «Пробок.net», поговорил про компьютерные игры. Тогда же президент заявил, что власть должна искать в сети своих сторонников, а соцсети называл «элементом прямой демократии».

Я имею сотни примеров того, как чего-то там не доделано или не делается, люди пишут: «Мы сейчас отправим чего-нибудь в Москву через Твиттер, через блоги Медведеву». Боятся, начинают чесаться, начинают что-то делать.

Это означает, что социальные сети, интернет в целом, превратились в реальную силу, и это как раз и есть тот обратный канал общения, который мы должны полностью использовать. И обычные люди, и власти предержащие.

Дмитрий Медведев

На той же встрече Медведев первым из политиком такого уровня завёл официальную страницу во «ВКонтакте». Помимо этого, президенту подарили первый выпуск комикса SuperPutin, созданного по мотивам игры World of Warcraft, где Путина изобразили троллем, а самого Медведева — орком.

Фрагмент комикса SuperPutin

Комикс SuperPutin нарисовал блогер и пиарщик Сергей Каленик: он утверждал, что сделал это бесплатно — чтобы «расшевелить наводящую тоску российскую политическую сцену и создать диалог». Однако другие блогеры и эксперты PR ему не поверили, заподозрив в комиксе политический заказ, профинансированный благодаря тогдашнему замглавы АП по внутренней политике Владиславу Суркову. В 2013 году на форуме «Селигер» Каленик заявил, что намерен снять документальный фильм о Путине.

Также на встрече Медведева «со своими сторонниками» присутствовал видеоблогер Руслан Усачев, который незадолго до мероприятия пообещал заплатить тысячу долларов за взлом аккаунта Медведва в Твиттере: пароль так никто и не подобрал, и приз не нашёл своего победителя.

На встрече Усачев показал Медведеву ролик студии My Duck's Vision. Позднее студию обвиняли в прокремлёвской пропаганде.

Блогеры в законе

Встрече Медведева с блогерами предшествовала инициатива создания так называемого «Большого правительства», в которое должны были входить и представители блогосферы. Под эту инициативу был создан отдельный сайт, в настоящее время не действующий.

В «Большое правительство» приглашали режиссёра Фёдора Бондарчука, писателя Сергея Минаева, представителей общественного движения «Хрюши против», галериста Марата Гельмана, историка и журналиста Николая Сванидзе, всего более 150 человек. Приглашённые медийные личности идею поддержали, а для блогеров предложили «входной порог» в 100 тысяч подписчиков. Сергей Минаев тогда рассказывал TJ, что «Большое правительство» с помощью блогеров могло бы доносить проблемы обычных людей к власти.

«Большое правительство» также обсуждалось на встрече Медведева с блогерами, которые интересовались, насколько реален контроль за работой государства со стороны интернет-сообщества. Например, могут ли блогеры следить за коррупцией и госзакупками (в 2011 году Алексей Навальный получил известность как главный блогер-борец с коррупцией). На это вопрос Медведев не дал чёткого ответа, отметив, что в данной сфере «патентованных борцов с коррупцией» быть не должно.

Я считаю, как раз сети, интернет, работа блогеров на самом деле изменили ситуацию в этой сфере. Только ни у кого не должно быть эксклюзива. А то у нас появляются «патентованные» борцы с коррупцией, которым можно верить, а все остальные – это какие‑то «прокремлёвские» или недостаточно ещё раскрученные и так далее.

Это в принципе общая атмосфера нетерпимости к тому, что кто‑то расходует наши с вами деньги не по назначению.

Дмитрий Медведев, президент России 2008-2012 года

Также на встрече был задан вопрос, стоит ли привлекать пользователей интернета к ответственности за цитирование тех или иных высказываний. В 2011 году Госнаркоконтроль начал преследование блогера «Хабрахабра» за цитирование высказываний Стива Джобса о лёгких наркотиках.

Тогда Дмитрий Медведев ответил, что «за цитаты нельзя никого привлекать ни к какой ответственности», добавив, что в подобных ситуациях есть серьёзная правовая проблема. Несмотря на заверения Медведева, россияне в 2015-2016 годах стали часто получать реальные сроки за цитирование чужих записей на своих страницах в соцсетях.

Пулы летят

Ещё одним большим событием в сфере взаимодействия блогеров и власти стало федеральное мероприятие «НеФорум», прошедший под лозунгом «меньше политики, больше дел в реале». На него в 2012 году приехали около 200 блогеров из разных регионов России и стран СНГ.

РИА «Новости», на базе которого прошёл форум, писало: блогеры «выразили сомнение в возможности государства влиять на их деятельность и были намерены оказывать давление на власть».

Мы же не дураки. Это можно в телевизоре показывать какие-то вещи тем людям, которые думать не умеют. Блогеры — люди, которые видят и понимают, что происходит и как происходит.

Олег Бармин, в 2012 году директор по маркетингу LiveJournal

«НеФорум» запомнился предложением организаторов (РИА «Новости» и LiveJournal) создать закрытый клуб блогеров, которым могли бы дать привелигированный доступ к материалам информагентства. Ряд участников сразу выразил опасения, что подобные пулы нужны для контролирования блогосферы, но тогда директор по маркетингу LiveJournal Олег Бармин назвал подобные мысли «паранойей».

«НеФорум» блогеров в 2012 году

Опасения о подконтрольности блогеров тогда пытались развеять и другие активные на LiveJournal блогеры. Например, беспочвенными их называли координатор проекта «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов, а также блогер и фотограф Илья Варламов.

Попытки создания каких-то пулов блогеров, через которые можно на кого-то влиять, предпринимаются уже лет пять и ни разу эти попытки успехом не увенчались. Потому что аудитория у нас очень разборчивая, которой сложно манипулировать, особенно на политические темы.

Илья Варламов на «НеФоруме» в 2012 году

При этом и Шкуматов и Варламов признали, что встреча с блогерами — это нужное мероприятие, которое полезно для развития блогосферы в силу того, что авторы встречаются в реальной жизни.

«НеФорум» в итоге стал ежегодным событием. Очередная встреча прошла в мае 2017 года в Сочи, но на нём, согласно программе, обсуждались больше не политические, а прикладные вопросы вроде монетизации блогов, их продвижения и юридического сопровождения.

Хотя организатор форума, директор «Евразийского коммуникационного центра» Алексей Пилько, затронул тему регуляции блогосферы. По его словам, «раз блоги и социальные сети не могут регулироваться как традиционная пресса, для них необходимо разрабатывать новые законодательные акты, которые будут определять правила взаимодействия и блогеров, и государства с ними».

Регионы в тренде

Параллельно с федеральной властью работу с блогерами непрерывно пытались наладить и в регионах России. Губернаторы начали приглашать «лидеров мнений» на свои совещания и круглые столы, обсуждать региональную повестку и вести разговор в том ключе, что про местную власть и вообще про дела в регионе надо бы писать побольше хорошего — мол, вы ведь тоже здесь живёте, так что давайте сотрудничать и работать на процветание, а не акцентироваться на негативе и проблемах. Впрочем, этой же риторики власть придерживается и в общении с традиционными СМИ.

В 2010-2013 годах с блогерами встречались губернаторы Пензенской, Нижегородской, Тюменской, Ростовской Свердловской и Новосибирской областей, Хабаровского, и Краснодарского краёв. Для некоторых регионов эти встречи впоследствии стали традиционными.

Согласно отчётам с тех встреч, большая часть собраний проходила скорее в виде пресс-конференций. Блогеры задавали губернаторам вопросы о тех или иных проблемах в регионах, губернаторы отвечали и принимали к сведению предложения. По сути, главы субъектов встречались с блогерами скорее как с представителями СМИ: пользователей интернета в отдельный субъект для диалога выделять так и не стали.

Диалоги о сотрудничестве

Предложения о сотрудничестве блогеров и власти в 2011-2012 годах пытались сформировать руководители лишь нескольких регионов. Например, бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв обещал включить блогеров в журналистский пул, освещающий деятельность правительства. В Новосибирской области чиновники совместно с блогерами, бизнесменами и пиарщиками договаривались создать рабочую группу, которая бы развивала Новосибирск в интернете как бренд.

В этот же период особенно усердно власть пыталась сформировать лояльную блогосферу на Северном Кавказе. Правда, аргументировалось это стремление не тем, что нужно поддерживать «политику партии», а тем, что нужно противостоять террористам, которые тоже освоили блогосферу и занимаются с помощью интернета вербовкой и «расшатыванием ситуации» в регионе, естественно, под влиянием западных недоброжелателей.

Встречи с блогерами тогда проводились на уровне руководства региона (в ряде из них успел принять участие и редактор TJ), а в 2013 году на Форуме молодых журналистов и блогеров СКФО была принята целая резолюция о создании «единого молодёжного медиапространства». Форум было решено сделать ежегодным, хотя с тех пор его провели лишь дважды: последний состоялся в 2015 году.

После взлома почты бывшего председателя «Росмолодёжи» Василия Якеменко в 2012 году вспыхнул скандал: в переписке, якобы принадлежащей Якименко, указывалось, какие суммы выделялись на создание сети лояльных блогеров в Северо-Кавказском регионе. Оказалось, что работать за идею были согласны далеко не все.

Ненужный совет

19 июня 2017 года в Госдуме прошла первая встреча так называемого «совета блогеров», на который были приглашены наиболее популярные авторы. В списке оказались Валентин Петухов (Wylsacom), Николай Соболев, Амиран Сардаров («Дневник хача»), Дмитрий Иванов (Kamikadze d), Юрий Дудь, Максим Голополосов, Дмитрий Пучков, Сергей Стиллавин и другие. Большинство из них по разным причинам прийти на встречу отказались.

Зато на встречу пришёл лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заявив, что у него в России больше всего селфи (10 тысяч).

«Совет блогеров», как подобие правительственного органа, официально предложено создать впервые. Автором инициативы стал депутат от ЛДПР Василий Власов, являющийся также самым молодым депутатом Госдумы (1995 года рождения). До него в выступить перед Госдумой выступить видеоблогера Сашу Спилберг позвал депутат от «Единой России» Сергей Неверов. Но идею Власова коллеги раскритиковали ещё на старте — как блогеры и медиаменеджеры, так и его коллеги по Госдуме.

Например, фотограф и бизнесмен Илья Варламов заявил, что подобные бесполезные советы и общественные объединения создаются десятилетиями и ни к чему полезному в итоге не приводят. Похожее мнение высказал медиаменеджер Антон Носик, отметив, что вся затея может превратиться в банальную показуху, хотя наблюдать за таким советом было бы интересно.

Заседание «Совета блогеров» в Госдуме. Фото «Коммерсанта»

Депутаты Госдумы к инициативе Власова также отнеслись скептически. Глава комитета по информационной политике заявил, что это была личная инициатива депутата, который таким образом хочет «повысить свою цитируемость в интернете». Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что предложение является недоработанным, и у депутатов «зарплаты не хватит», чтобы хоть неделю поработать с популярными блогерами.

В итоге 19 июня к какой-то конкретной форме «совет блогеров» так и не пришёл. Обсудив вопрос продажи б/у автомобилей, митинги оппозиции и ущемление свободы слова на Западе, участники встречи и депутаты решили считать её тестовой, придя к выводу, что нужно чаще встречаться. Зачем конкретно — озвучено, несмотря на годы подобных собраний, так и не было.