Телемостик между США и Россией
Кто работает над телеканалом RTVI и для кого это новое СМИ в рунете.
Редакция RTVI
19 июня перезапустился телеканал RTVI — необычное общественно-политическое СМИ, развитием которого с недавних пор занимается новая молодая, но опытная команда под руководством Алексея Пивоварова. TJ понаблюдал за последними приготовлениями к перезапуску, поговорил с Пивоваровым и консультирующим канал Андреем Коняевым и узнал, на кого рассчитан новый RTVI, почему в России у него не будет ТВ-вещания и чем он будет заниматься в интернете.
Молодая команда и мантра Associated Press
На улице Ленинская Слобода в Москве находится бизнес-центр «Омега Плаза»: журналистам он наиболее известен как место, где базируется основанный Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией. Прямо напротив него стоит «Омега Плаза 2»: здесь на пятом этаже в начале 2010-х сидела редакция «Ленты.ру».
Сейчас на первом этаже бизнес-центра раскинулось несколько кафе и ресторанов, а в одном из его корпусов часть помещений на одном из этажей снял RTVI — телеканал с двадцатилетней историей, некогда основанный медиамагнатом Владимиром Гусинским, создателем НТВ. Последние несколько лет RTVI принадлежит бывшему владельцу патриотического телеканала «Звезда» (основан Минобороны) Руслану Соколову. За эти годы он никак не менял основной профиль RTVI — телеканала, ориентированного на старшее русскоговорящее поколение, живущее за рубежом.
Осенью 2016 года развитием RTVI занялся Алексей Пивоваров. В начале 2000-х он работал с Леонидом Парфёновым на НТВ, в последние годы занимался цифровыми проектами СТС и вёл шоу «Парк» на Первом канале.
На медиарынке считают перезапуск RTVI большим событием. На канал с длинной историей, где устарели не только форматы, но и аудитория, приходит молодая команда из новых медиа и НТВ старой закалки. Меняется и слоган телеканала: «По обе стороны» означает «По обе стороны Атлантического океана, повестки, российской границы» — значений много.
Диджитал-редакцию в Москве возглавил бывший шеф-редактор сайта «Дождя» Илья Клишин, новостями руководит его бывший коллега Роман Федосеев. Визуальным оформлением занимается Алексей Абанин (экс-«Дождь» и «Йод»), SMM — Роман Бордунов и Зухра Кабардукова. Руководить вещанием Пивоваров позвал ещё одного профессионала с НТВ — Петра Гуленко, а к перезапуску привлекли медиаконсультанта Андрея Коняева, основателя издания о науке N+1. В Нью-Йорке диджитал-редакцию возглавляет Игорь Белкин, соосновавший с Коняевым агентство «Мохнатый сыр».
Количество сотрудников в московской редакции RTVI огромно, с февраля они пишут «в стол». За неделю до перезапуска московская редакция сидит в одном огромном зале с белыми стенами: за полсотней одноместных столиков друг рядом с другом ютятся операторы, продюсеры, ведущие, корреспонденты, редакторы. Тут же сейчас сидит и руководство — в углу стоят такие же столики Коняева, Гуленко и Пивоварова.
По залу периодически бродят то продюсеры, обсуждающие график репетиции телемостов, то рабочие, занимающиеся отделкой новой аппаратной и студии. Впоследствии к залу примкнёт несколько кабинетов: туда переедет руководство. И это руководство считает, что сконцентрировавшись только на новостях, RTVI сможет сделать этот продукт выдающимся.
Мы хотим, чтобы к нам приходили люди, которым интересно узнать, что случилось. Не комментарии, не отношение, не общий фон — а чисто новости. Своё «я» мы будем минимизировать.
В RTVI считают, что сохранять нейтральность им поможет мантра, аналогичная той, которой придерживается одно из старейших информационных агентств мира — Associated Press.
Благодаря своим редакционным принципам Associated Press в течение достаточно долгого времени сохраняет уважение аудитории. У них есть мантра: мы — не про левых и правых, мы не про свободу или про что-то ещё, мы — про новости. Мы информируем людей.
Андрей Коняев, Пётр Гуленко, Алексей Пивоваров
Деньги
Пивоваров пришёл на RTVI после того, как Соколов привлёк к развитию телеканала нового инвестора. Что это за инвестор, на RTVI до сих пор не раскрывают. В разговоре Пивоваров переадресует все вопросы по инвестициям Соколову, поясняя, что существует договорённость не афишировать личность инвестора: «Я — нанятый сотрудник, а Соколов заинтересован в том, чтобы доказать, что это прибыльный бизнес». Однако эти договорённости подразумевают, что и срочной необходимости выйти на самоокупаемость у RTVI нет.
Пока у нас инвестиционный период, первые два-три года мы живём на инвесторские деньги. Пока мы не зарабатываем и ближайший год точно зарабатывать не будем. Мы много потратили на студию, на новых людей
Осенью 2016 года «Медуза» называла инвестором главу госкомпании «Ростех» Сергея Чемезова, однако в самом RTVI это категорически отрицают: к молодой команде телеканала присоединилось много выходцев из либеральных СМИ вроде Republic и «Дождя», и к инвестору Чемезову они бы точно не пошли. Издание The Insider предположило, что инвестором может быть Александр Роднянский или Александр Левин. Роднянский сейчас известен как продюсер «Левиафана» и «Нелюбви», его главные прошлые заслуги — украинский «1+1» и золотая эпоха СТС. Левин — владелец израильского Девятого канала, который во многом ориентируется на тех же выходцев из России, живущих за рубежом.
Я всегда призываю судить по содержанию. Пока меня контент не раздражает своей политической афиллированностью, мне пофиг, кто его финансирует. Скажу страшную вещь — даже если «Дружко Шоу» финансирует Арам Габрелянов, это прикольная вещь, почему я не должен это смотреть? В нашем случае люди пытаются сделать выводы на основе неразглашаемого инвестора, который якобы связан с другими людьми, чьё имя нельзя упоминать — и это якобы о чём-то говорит. Ну это просто смешно.
По словам Пивоварова, большая часть расходов RTVI — это оплата счетов за распространение сигнала, производство собственных шоу и новостного контента во всех регионах присутствия телеканала. RTVI работает по модели, когда операторы кабельных ТВ-сетей платят ему за контент, но чтобы доставить этот контент до самих зрителей — из студии на спутник, со спутника по кабелю до зрителя — телеканалу нужно платить самому. Эти затраты сопоставимы с расходами на аренду офисов и зарплаты сотрудникам.
У RTVI есть студии в Москве и Нью-Йорке, а в Германии и некоторых других странах есть собственные небольшие «бюро», состоящие из одного или нескольких корреспондентов. При этом редакция в США для двухкратного сокращения затрат недавно переехала из центра Нью-Йорка — с Манхэттена в Квинс.
ТВ-аудитория RTVI сейчас — преимущественно от 45 лет и старше. Реклама на RTVI есть, но «местная»: русскоязычные стоматологи, локальные страховые агенты. Глобальной рекламы на канале пока нет, потому что канал пока не подключён к телеизмерителям: это стоит существенных вложений.
Пивоваров считает, что благодаря перезапуску, новой команде и повышению качества контента ТВ-аудитория подрастёт количественно и чуть «помолодеет». В перспективе двух-трёх лет платежи от кабельных операторов вырастут, говорит Пивоваров — он видит с их стороны интерес к премьерным шоу RTVI. При этом такую модель глава телеканала называет постепенно устаревающей, а пейволл — подписку, как на «Дожде» — не рассматривает категорически.
Сложно продать то, чего нет. Нам сначала нужно создать хайп вокруг этой истории, увеличить узнаваемость RTVI и получить существенную аудиторию, которую можно монетизировать. В других СМИ, где я работал, бывали комичные ситуации: рисуется бизнес-план, в рамках которых планируется покорять Вселенную. А в реальности всё пиратится, скачивается бесплатно, и все понимают, что никакой монетизации не будет.
Телевидение, но не для России
Исторически у телевизионного RTVI собралась довольно сложная аудитория: канал был рассчитан на тех, кто давно уехал из России, но продолжал следить за новостями с родины. Наибольшее смотрение у RTVI в странах Балтии: Латвии, Эстонии и Литве. Три других крупных направления — Германия, Израиль, США.
В эфирном вещании произойдут три крупных обновления. Первое — «Здесь и там»: вечерние телемосты Москвы и Нью-Йорка, формат, популяризованный на фоне перестройки в начале девяностых Владимиром Познером. Экс-ведущий «Дождя» Тихон Дзядко из США будет по очереди обсуждать события с бывшими нтвшниками Наталией Метлиной и Антоном Хрековым.
Метлина известна по шоу «Метла», которое шло в 2012 году на НТВ в разгар массовых протестов и было в том же году закрыто. Тогда Метлина, в прошлом известная как журналист жанра расследований, зарекомендовала себя как изобличитель оппозиции: в студию звали маргиналов от оппозиции, в эфире ведущая вела себя истерически, шоу напоминало скандальную «Анатомию протеста». Анонс участия Метлиной в RTVI вызвал резко негативные отклики среди оппозиционно настроенной медиаэлиты, но Пивоваров объяснил выбор: девиз канала — «По обе стороны» — проявляется в том числе в противостоянии двух разноплановых ведущих.
Метлину заклеймили как представителя жёсткой прокремлёвской телевизионной идеологии, но в этом и была идея. Тихон Дзядко — очевидно, представитель совершенно другого крыла.
Второй телеформат — традиционные новости. Пивоваров говорит, что и в новостях будут участвовать ведущие по обе стороны океана: экран будет делиться на две части, как во время игры в Mario Kart. Преимущества такого формата неочевидны: на российском ТВ новости часто читают два ведущих по очереди, но Пивоваров гордится тем, что ещё никто не сажал их в студии на разных континентах. Третий формат — еженедельная передача «Новые итоги» — будет выходить сразу из четырёх городов: Нью-Йорка, Москвы, Берлина и Тель-Авива.
Запись «Вашего персонального ведущего»
Вообще канал смотрят преимущественно пенсионеры, и помимо новостей он даёт им развлекательный контент — в основном сериалы. Весной RTVI закупил несколько сериалов у студий, в том числе производящих контент для Первого канала — например, «Мажор» и «Мосгаз». В дальнейшем RTVI будет покупать больше сериалов категории А, но не премьерные — пока это для канала слишком дорого.
Однако российский зритель всего этого не увидит: в России RTVI в кабельные сети не придёт.
Пивоваров объясняет: создание в России нового телеканала, да ещё в предвыборный год — сильное политическое «обременение», и на такой дополнительный риск RTVI идти не готов: «Нужно намного более внимательно относиться к согласованию контента, ты намного менее свободен в своих действиях».
Более того, вход в кабельные сети в России тоже дорого обойдётся, а в других странах эфир уже налажен исторически. Из-за того, что аудитория канала находится за рубежом, права на сериалы и другие шоу покупаются для этих территорий — это гораздо дешевле.
Зато у RTVI есть несколько козырей, и с первого из них канал собирается зайти сразу после перезапуска. Леонид Парфёнов запустит своё шоу «Намедни караоке» — это одновременно и серьёзный разговор с хорошо знакомыми звёздами, и развлекательное шоу. Формат, очевидно, подсмотрен у Carpool Karaoke Джеймса Кордена, только петь звёзды и Парфёнов будут не в машине, а на сцене.
Это будет интересно и прикольно. Парфёнов не так давно сам стал петь, и это является логическим завершением им же придуманного формата «Старые песни о главном», который начался ещё в девяностые — молодые звёзды перепевают песни предыдущих поколений. Надеюсь, потом мы с Парфёновым сделаем другие форматы.
В кабельных сетях «Намедни караоке» появится только осенью, когда канал запустит новый телевизионный сезон. На старте шоу покажут через сайт канала и соцсеть «Одноклассники», с которой у RTVI есть медиапартнёрство. Аудитория «Одноклассников» близка RTVI, считает Пивоваров: американские эмигранты в основном сидят там, а не на Фейсбуке.
Позднее у RTVI появится формат Late Night Show с двумя «интересными ведущими» — ориентировочно в октябре. Ещё одно шоу будет кулинарным: ведущие — шеф-повар ресторана «Гинзы» и «классическая брайтонская еврейская мамаша» — будут готовить и обсуждать темы от Трампа до воспитания детей.
В шоу о светской жизни «Лиза из Сохо» ведущая Лиза Каймин будет ходить по вечеринкам и показывать богатых русскоязычных американцев, рассказывает Пивоваров: «Подозреваю, что у значительной части аудитории это вызовет зверское отторжение, но как показывает практика, такие форматы очень смотрибельны — весь канал „Пятница“ из них состоит: люди ненавидят Летучую, но смотрят».
Зухра Кабардукова и Андрей Коняев
Сайт для тех, кто хочет читать нейтральные новости
В апреле RTVI представил свой фирменный стиль с сиреневым логотипом, который по цветовой гамме сильно напоминает бренд «Дождя». Однако в брендбуке телеканала есть логотипы и в других цветах — например, жёлтый, синий. В остальном телеканал делает упор на серый — цвет, который символизирует нейтральность.
RTVI хочет встать посередине, занять центристскую позицию и давать объективную картину дня.
Пивоваров считает, что на рынке в последние годы сложилась сильная полярность подачи новостей: многочисленные провластные СМИ конкурируют с небольшой группой оппозиционных в формировании повестки дня.
Существующие на сегодняшний день диджитальные новостные медиа уходят в сторону от продукта новостной картины дня — в лонгриды, в расследования, в шапито. Мы сфокусируемся на новостной картине и не будем делать лонгридов и расследований. Все делают новости, но никто не концентрируется только на новостях.
Для российской аудитории у телеканала есть сайт и мобильные приложения, и в диджитале RTVI собирается заниматься только новостями. У RTVI русскоговорящая аудитория, но на телеканале хотят уйти от «Россия-центричности». Много тем будут браться из-за рубежа, и условно для телеканала будут более важны новости про Трампа, чем для другого русскоязычного медиа. RTVI и тут соблюдает нейтральность — хотя нью-йоркцы в большинстве поддерживали Хиллари Клинтон, на редакции это отношение не сказывается, утверждает Пивоваров.
Мы не за Трампа и не против Трампа. Мы даже не против Путина. Мы пытаемся создать некую новую повестку за пределами бесконечных новостей про Ильдара Дадина с одной стороны и бесконечных встреч Путина с другой.
Консультирующий RTVI по перезапуску Андрей Коняев считает, что в день случается от двух до четырёх главных новостей, и им будет отдаваться основное внимание. Остальные материалы дополняют картину, однако есть ещё и категория «информационного шума». RTVI вводит её для всего, что широко обсуждается в интернете, но по мнению редакции не заслуживает уделяемого внимания — например, фейки, предложения депутатов, громкие мнения и недостоверные новости на основе непроверенных источников.
В мобильном приложении у новостей будет по три вводных буллита — для ускорения чтения в них так выделяют главные детали. Для каждой новости один из ведущих телеканала запишет из редакции небольшой ролик длиной в 30-40 секунд — его можно будет посмотреть прямо из приложения или с главной страницы. Этот формат на RTVI называют «Ваш персональный ведущий» и считают своим ноу-хау, потому что он делается конвеерно, а не от случая к случаю.
Мы пришли к выводу, что формат хорошо смонтированного исходника видео с субтитрами не работает. Мы слышим о его успехе у BuzzFeed и NowThis, но в России этот формат революции не сделал.
По мнению Коняева, этот формат сделает общение с читателем более личным за счёт персональных качеств ведущего, который «возвращает новостям лицо». Однако продемонстрированные TJ примеры такого формата показывают, что ведущий фактически зачитывает специально подготовленный текст и мало что добавляет от себя: при плотном потоке новостей глубокой персонализации добиться сложно.
Новостные телепрограммы будут доступны в записи на сайте RTVI и на YouTube, но в прямом эфире их посмотреть будет нельзя: «В сети линейный эфир потребляется плохо, это такое маргинальное смотрение контента», — говорит Пивоваров. Будут определённые исключения — специальные прямые трансляции, которые можно будет посмотреть только на сайте, но не в эфире RTVI.
Пока в интернете у RTVI нет практически никакой аудитории, и им в первую очередь интересна та, которой у канала нет на ТВ: от 20 до 40 лет. Коняев считает, что для этой аудитории никто новостную повестку специально не формирует.
Когда ты говоришь, что новости есть везде, на самом деле, их нигде по большому счёту нет. Фейсбук на раз создаёт эффект пузыря, и никто не занимается конкретной задачей создания повестки. Объективный контент всегда лучше необъективного, и хороший контент найдёт своего человека. Центристская повестка — это видеть и чёрное, и белое, и хорошее, и плохое