Офтоп
Роман Персианинов

«Одно устройство»: фрагменты из книги о неизвестной истории создания iPhone

Журналист Брайан Мерчанд написал о скрытых деталях разработки первого iPhone к его 10-летнему юбилею.

Стив Джобс презентует первый iPhone. Фото Getty

10 лет назад, 29 июня 2007 года, в продажу поступила первая модель iPhone — смартфона, который продолжает играть ведущую роль в IT-индустрии. Им пользуются миллионы людей, однако если о его создателе Стиве Джобсе мы знаем достаточно, информация о процессе создания самого iPhone часто оставалась за кадром.

Чтобы это исправить, американский журналист и редактор издания Motherboard Брайан Мерчанд выпустил книгу «Одно устройство: секретная история iPhone», раскрывающую неизвестные подробности разработки и утверждающую мысль о том, что за созданием смартфона стоял не ультимативный гений Джобса, а сотни талантливых специалистов. Издание The Verge опубликовало большой фрагмент книги.

О предшественниках iPhone

К созданию устройства с мультитачем Стива Джобса подтолкнула неприязнь к сотруднику Microsoft.

Ещё до начала работы над iPhone Джобс пообещал создать сенсорное устройство, которым можно будет управлять пальцами, а не стилусом. Причина лежала в следующем: основатель Apple ненавидел некого работника Microsoft, который был женат на подруге жены Джобса. Пары часто встречались, и создателя iPhone это раздражало. Однажды на выходных сотрудник Microsoft рассказал, что его компания решила проблему выпуска планшетных компьютеров. В понедельник Джобс пришёл в офис злым и задумал превзойти конкурента.

Джобс заявлял, что мультитач придумали в Apple. Но это ошибка.

На самом деле эту технологию разрабатывали несколько компаний в период с 1960-го по 1970-е годы. Версия мультитача, которая перешла к Apple, появилась благодаря талантливому инженеру Уэйну Вестерману, который не мог пользоваться мобильной клавиатурой из-за мышечной травмы.

В 2005 году Apple купила компанию Вестермана, а его вклад затерялся в общем вкладе инженеров в создание гаджета. Он всё ещё работает в Apple, но автору книги запретили говорить с ним, как и с любым нынешним работником компании.

Разработка iPhone началась в 2004 году, но идея телефона Apple стала популярной в компании задолго до этого.

Всё началось с iPod. Без него, по словам сооснователя компании Nest Тони Фаделла, который разрабатывал оба устройства, не было бы и iPhone. А успех iPod в свою очередь стал итогом двухлетней перепалки Фаделла и Джобса. Сразу после появления на рынке в 2001 году устройство не стало революцией, потому что iTunes работал только на Mac.

«Ты выпустишь iTunes на ПК только через мой труп», — сказал Джобс Фаделлу, когда он предложил выпустить iTunes для Windows.

Однако спустя два года основатель Apple изменил решение. Тогда же iPod захватил IT-мир, им начали пользоваться миллионы людей — гораздо больше количества владельцев Mac в то время. После этого офис компании захватил энтузиазм — инженеры предлагали сделать камеру, создать машину или (как иначе) телефон. В последней идее чувствовалась тщеславие: до работы над iPhone все в Apple, от Джобса до стажёров, считали тогдашние телефоны бесполезным мусором. И готовы были это исправить.

О сотрудничестве с Motorola

Сотрудничество с Motorola оказалось мучительным, но полезным опытом для будущей команды iPhone.

В 2004 году Джобс предложил руководителю Motorola Эду Зандеру партнёрство, а летом того же года компания анонсировала телефон ROKR, основным преимуществом которого стала поддержка iTunes. Глава Apple понимал, что ROKR провалится. Над недостатками телефона посмеивались даже сотрудники компании: у него была неудобная система синхронизации с компьютером, а на карту памяти объёмом 512 мегабайт помещалось только 100 песен.

Назвать это революцией не получалось, но в упущениях Motorola и заключалась задумка Apple. Джобс рассчитывал, что покупатели телефона вскоре разочаруются в нём, но заинтересуются iTunes (ROKR был первым телефоном, поддерживающим iTunes). А интерес к сервису Apple приведёт их к покупке iPod.

В отличие от коллег, Джобс не видел смысла создавать собственный телефон.

Наблюдая за созданием ROKR, он всё больше разочаровывался в индустрии мобильников. Лишь в ноябре 2004 года, когда телефоны с MP3 окончательно стали подминать рынок iPod, Джобс неохотно согласился попробовать. Четыре дня спустя стартовала разработка iPhone. Когда в 2005 году пришло время анонсировать ROKR, Джобс едва сдерживал раздражение. Он не знал, как хотя бы частично оправдать недостатки телефона Motorola. После презентации он ушёл со сцены расстроенным и тогда же осознал, что не зря одобрил разработку iPhone.

Специальный отбор и условия работы

Работа над iPhone была строго засекречена для большинства сотрудников Apple.

В конце 2004 года, когда работа только началась, работники компании стали замечать, как их коллеги один за другим пропадают с рабочих мест. Они просто переставали приходить в офис, и никто не мог объяснить, куда они исчезли. Только благодаря внутренним слухам люди понимали, что Джобс вербует сотрудников для секретного проекта.

Для лаборатории iPhone выделили целый этаж: в коридорах установили камеры, а двери открывались только по пропускам. Инженеры почти не выходили из лаборатории: они ели, принимали душ, ночевали, отмечали праздники и работали в одном месте.

В команду отбирали только лучших.

Когда у «пропавших» пытались узнать, чем они занимаются, те отказывались говорить — риск разглашения секретной информации был слишком велик. На разработку приглашали не из-за преданности компании или связей, а благодаря опыту и таланту. Так произошло с тогдашним «звёздным» инженером Андре Булем. Он проработал в компании всего несколько месяцев, когда его пригласили в секретный проект.

Команда iPhone работала в тяжёлых условиях почти три года.

Сотрудники постоянно перерабатывали и недосыпали. Главы отделов, а порой и сам Джобс, ставили строгие дедлайны, которые отбирали у работников всё свободное время. Для некоторых iPhone стал причиной развода. «Будущее всей компании зависит от этого проекта», — говорили руководители, возлагая на плечи и без того перегруженных сотрудников психологическую ношу.

Как у каждого секретного проекта, у iPhone было тайное имя.

Участники команды называли его Purple («фиолетовый»). Сейчас почти никто не помнит, почему. Кажется, такого цвета был игрушечный кенгуру у одного из инженеров. Впрочем, у отдела было и другое название. На входных дверях лаборатории висела вывеска «Бойцовский клуб», отсылающая к книге Чака Паланика. Разработчики объясняли, что первое правило бойцовского клуба — не говорить о бойцовском клубе, а именно это правило касалось каждого инженера iPhone.

Две версии одного устройства

У Джобса были две идеи нового iPhone.

Первая заключалась в том, чтобы пересобрать дизайн iPod под телефон, снабдив его модификациями и такой же простой операционной системой. Вторая, более необычная — трансформировать операционную систему Mac в небольшой сенсорный планшет с возможностью звонить. Для реализации обоих вариантов назначили двух руководителей, которые занимались отделами под названиями iPod и OS X — второй работал над операционной системой смартфона.

Альтернативный прототип iPhone

Первая разработка iPod-отдела закончилась провалом.

К функциям устройства добавили Wi-Fi, а для скроллинга придумали некое «клик-колесо», с помощью которого пользователь прокручивал страницу и нажимал ссылки. «Дерьмо какое-то» — сказал Джобс, когда впервые увидел интернет на iPod. Проект тут же свернули.

Дизайн основных иконок и виджетов iPhone придумали за одну ночь.

Пока iPod-отдел экспериментировал, на отдел OS X свалился один из десятка жёстких дедлайнов Джобса. Теперь уже привычные взгляду изображения стали трудом одной ночи. Как телефон должен показывать время, какой цвет должен быть у иконки iTunes, как сделать так, чтобы пользователь при одном взгляде на виджет с погодой понял, идёт ли на улице дождь. Эти задачи неоднократно дорабатывали, но основные макеты инженеры завершили за одну ночь.

Джобс хотел добавить на панель кнопку «назад», но его отговорили. Хотя изначально телефон вообще хотели лишить кнопок.

Где-то в недрах офисов Apple хранится десяток iPod с функцией звонка и радио.

Отдел iPod занимался этой разработкой продолжительное время. Дизайн iPod с функцией звонка в режиме плеера почти не изменился, но когда устройство переключали в режим телефона, оно подсвечивалось оранжевым светом, а на экране появлялось подобие колеса набора с цифрами от нуля до девяти.

Инженеры собрали около сотни моделей, но затем стало ясно — набирать номер таким образом неудобно. Джобс упорствовал, требуя найти выход, компания даже подала патент на устройство, однако когда команда в очередной раз оказалась бессильна, основатель Apple смирился.

Прототип iPod с функцией звонка

Разработчики долго спорили о том, на какой операционной системе должен работать iPhone.

Этот спор стал ключевым для всего проекта. Если разногласий в дизайне смартфона практически не было, операционная система волновала всех инженеров. Отдел iPod предлагал использовать Linux — популярную у разработчиков open-source систему. Другая команда предложила видоизменить OS X (нынешний Mac), чтобы встроить его в телефон с тачскрином.

Грубо говоря, образовалось два лагеря: сторонников Linux, которые видели в iPhone версию iPod с возможностью звонить, и сторонников OS X, которые хотели уместить потенциал операционной системы Apple в небольшое устройство. Когда iPhone протестировали на Linux, процесс, казалось, двинулся в сторону open-source системы — телефон загружался моментально, OS X не могла превзойти её по скорости.

Однако у новой системы было куда более важное преимущество, которым так восхищался Джобс — тачскрин. Он отлично работал, моментально фиксируя движения пальцев пользователя по экрану. Варианты отдела iPod предусматривали тачскрин, но его функционал сводился к минимуму.

С этого момента стало ясно — iPhone будет работать на OS X.

#золотойфонд