Офтоп
Никита Лихачёв

Что делает глава Минкомсвязи, пока в России блокируют Telegram

Всё, что угодно.

Николай Никифоров на ПМЭФ. Фото Минкомсвязи

До блокировки мессенджера Павла Дурова, по собственному выражению главы Роскомнадзора Александра Жарова, остались считанные дни. На этом фоне ведомство ошибочно блокирует Google.ru, борется с VPN, пытается устранить уязвимость системы блокировок и при всём этом жалуется на отсутствие законодательной инициативы для решения части проблем.

Законодательная инициатива есть у Минкомсвязи, которому Роскомнадзор собственно и подчиняется. Вообще-то именно оно, а не Роскомнадзор, ответственно за развитие интернета и других сетей коммуникации в России. Однако последние полтора месяца, когда проблемы с интернетом обострились сильнее всего, от министерства чаще высказывается не глава, а его заместитель Алексей Волин: он то называет блокировки бессмысленными, когда говорит о запрете «ВКонтакте» на Украине, то «не занимается гаданием на кофейной гуще», когда речь идёт о блокировке Telegram в России.

Но, пожалуй, именно глава Минкомсвязи Николай Никифоров лучше всех из своего ведомства знаком с Дуровым. В сети хорошо известно их совместное фото с закрытой вечеринки «МегаФона», сделанное в 2013 году.

Николай Никифоров и Павел Дуров

В 2014 году Никифоров называл Telegram «программным продуктом, разработанным в России, который выйдет на лидирующие позиции в мире». В 2016 году министр, критикуя блокировки, практически перефразировал слова Дурова о том, что надо запретить слова, так как с их помощью общаются террористы.

Преступники? Интернет виноват. Пиратство, нелегальная продажа шкур животных, наркотики? Всё заблокировать.

Интернет — неотъемлемая часть жизни. Можно так же обвинять министерство транспорта в том, что строительство автодорог приводит к тому, что по ним ездят преступники.

Николай Никифоров, глава Минкомсвязи

Посмотрим, как Никифоров защищает Telegram и интернет сейчас. 22 мая он давал интервью для «Вести Экономика» — через три дня после сбоя Yota и «МегаФона» и через 10 дней после атаки вируса-вымогателя WannaCry. Несмотря на то, что он сам признал сбой «МегаФона» крупнейшим в истории сотовой связи страны, он призвал не драматизировать последствия ни от сбоя у сотового оператора, ни от вируса.

Ответственность за ущерб безопасности критической инфраструктуры сетей он переложил на ФСБ: «Минкомсвязи всё-таки [отвечает] за более гражданские сферы — персональные данные, органы власти». Но несмотря на то, что уже 15 мая было известно о потенциальной блокировке Telegram, а ещё раньше — об уже свершившейся блокировке ещё нескольких известных мессенджеров, об этом Никифиров в интервью ничего не говорил.

Зато, как и Волин, раскритиковал украинские власти за блокировку «ВКонтакте» и «Яндекса».

В России происходит блокировка отдельных страниц, на которых содержится информация, прямо запрещённая в законодательстве: детская порнография, пропаганда наркотиков, суицидов, экстремистские материала. Есть отдельные нормы законодательства, касающиеся пиратства в области кино и музыки.

А там [на Украине] произошла блокировка полностью популярных у населения социальных сетей и информационных ресурсов. На мой взгляд, разница двух норм очевидна. […] Мы видим рост компьютерной грамотности жителей Украины, обход блокировок. Невозможно таким образом это сделать, всё равно найдутся способы обхода этих блокировок.

Николай Никифоров, глава Минкомсвязи

За следующий месяц ситуация вокруг подконтрольного Минкомсвязи ведомства накалилась до предела. Главе Роскомнадзора пришлось несколько дней подряд обмениваться публичными репликами с Дуровым — и в этом процессе Никифоров никак публично не участвовал.

Что делал Никифоров всё это время? Занимался программой «Цифровая экономика».

Рассказывал о сервисах Госуслуг для школьников.

Комментировал законопроект об электронной подаче заявления в ЗАГС — но не законопроект о запрете VPN.

Рассказывал о паспортах болельщиков, которые применили на Кубке Конфедераций.

Посещал ПМЭФ, где общался с представителями министерств Словении, Мозамбика и Ирана. Ездил в Словению на совет по открытию исследовательского центра о Второй мировой войне.

Николай Никифоров в Словении. Фото Минкомсвязи

Обсуждал развитие Арктики с Дмитрием Рогозиным при помощи высокоэллиптических спутников. Говорил о двухстороннем сотрудничестве с министром иностранных дел Лаоса. Общался с губернатором Перми о развитии связи в регионе.

Если аккаунт @nnikiforov в Telegram — настоящий профиль министра (он не ответил на вопрос TJ), то можно сказать, что он часто бывает в мессенджере. При этом во «ВКонтакте» он не был онлайн уже месяц. Через Telegram организовали и самоуправление в Иннополисе — городе, построенном при непосредственной поддержке Никифорова, который сам родом из Казани.

Но пока что публично выглядит так, как будто Никифоров делает всё что угодно, кроме поддержки Telegram. Вероятно, именно по этому поводу 27 июня у здания Минкомсвязи в Москве прошли «похороны» ведомства.