Офтоп
Дамир Камалетдинов

«Самый хитрый музыкант»: почему рэпер Jay Z успешнее своих коллег по цеху

Всё потому что артист заключает сделки не с лейблами и издательствами, а с операторами сотовой связи и производителями смартфонов.

Фото Ari Perilstein/Getty Images

30 июня для подписчиков Tidal и абонентов оператора Sprint стал эксклюзивно доступен новый альбом Jay Z «4:44». Это стало первым результатом крупного партнёрства между сервисом музыканта и одной из крупнейших компаний связи.

За последние четыре года Jay Z выпустил два альбома и самое важное это то, как именно артист продвигал свою музыку. Пока большинство музыкантов подписывали контракты с лейблами и звукозаписывающими студиями, чтобы выпустить альбом, Jay Z заключил договор на продвижение и дистрибуцию своей музыки с Samsung и оператором Sprint. Общая сумма сделок составила 220 миллионов долларов.

Jay Z считается самым успешным хип-хоп музыкантом за всю историю: его активы оцениваются в 810 миллионов долларов.

Всё началось в 2013 году, когда личный лэйбл артиста и управляющая компания Roc Nation заключили сделку на 20 миллионов долларов с Samsung для выпуска альбома Magna Carta Holy Grail. Из этой суммы только 5 миллионов были направлены на покупку миллионов копий сборника.

В январе 2017 года сотовый оператор Sprint объявил о покупке 33% доли в сервисе Tidal, принадлежащем Jay Z, за 200 миллионов долларов. Таким образом, стоимость компании выросла до 600 миллионов. В рамках договорённостей артисты Tidal будут выпускать «эксклюзивный контент, доступный только для текущих или новых абонентов Sprint». На производство эксклюзивов компания выделила 75 миллионов долларов.

Jay Z не просто зарабатывает на продажах и традиционной рекламе. Он сделал свои альбомы «приливной волной», которая поднимает «лодку» его бизнеса. От Samsung компания Jay Z Roc Nation просто получила наличные вперёд, ещё до выхода альбома. Но в случае со Sprint, помимо предоплаты и покрытия расходов на рекламу, артист и Tidal извлекут дополнительную выгоду: сотовый оператор предложит полгода бесплатной подписки на музыкальный сервис Jay Z всем своим 45 миллионам абонентов.

Фото The Wall Street Journal

Затраты на продвижение и аванс оплачивают и традиционные звукозаписывающие лейблы, однако взамен они забирают себе часть прибыли от продаж альбомов, а также права на их дистрибуцию.

С миллиардными брендами всё работает иначе: они не требуют прав на песни и не забирают себе часть доходов. Ни один лейбл не сможет дать таких условий.

Однако, как отмечает The Verge, такая изящная стратегия доступна только немногим суперзвёздам, которые владеют правами на свои произведения, имеют опыт в предпринимательстве и все ещё востребованы. По мнению издания, таких людей наберётся не больше трёх-четырёх во всём мире.

Для Jay Z это стало возможным, потому что артисту удалось вернуть права на свои композиции в результате сделки, когда его назначили генеральным директором Def Jam Records. После этого рэпер основал собственный лэйбл Roc Nation, который сейчас представляет таких музыкантов, как Рианна или Рита Ора.