Офтоп
Сергей Звезда

Цепочка событий: От амбиций LeEco до финансового кризиса «китайского Netflix»

Производитель смартфонов, телевизоров и электрокаров не справился с амбициозными планами по захвату мира и стал без пяти минут банкротом.

Пресс-конференция в Лос-Анджелесе, на которой LeEco объявила о покупке производителя телевизоров Vizio. Позже сделку отменят. Фото AP

4 июля cуд Шанхая заморозил более 180 миллионов долларов основателя китайской компании LeEco Цзя Юэтина, которого называют «китайским Джобсом и Маском». СМИ сочли арест активов признаком возможного банкротства — к этому привели провальная международная экспансия и планы, которые, судя по всему, оказались бизнесмену не по плечу.

2004-2010 годы: Основание и «публичность» компании

В 2004 году, после работы в налоговой инспекции и на добывающем уголь предприятии, 30-летний Юэтин решил начать своё дело и вместе с журналистом Week in China Лю Хуном запустил потоковый видеосервис LeTV.

Цзя Юэтин. Фото Reuters

Это было за три года до появления будущих американских лидеров отрасли Hulu и Netflix. Позже, развивая систему подписки и прочие нововведения, Юэтин оглядывался именно на них, а компанию для удобства прозвали «китайским Netflix».

Вместе с тем предприниматель основал компанию, поначалу сосредоточенную только на цифровом телевещании. Позже её переименовали в Leshi Internet Information and Technology, в которую сейчас входят LeEco и прочие «дочерние» предприятия.

В 2010 году компанию сделали публичной, первично разместив её акции на фондовой бирже в Шэньчжэне. В тот момент, как отмечал Wall Street Journal, LeEco считали «второразрядным видеосервисом». Однако технологическая компания вскоре превратилась в бизнес-империю, которая занимается почти всем, чем только можно.

2010-2016: Проекты и продукты

Задачей LeEco («Le» — это счастье с китайского, Eco — сокращение от экосистемы) провозгласили целостную модель и объединение электронных гаджетов. С начала выхода на рынок продуктов накопилось немало.

К нынешнему моменту каталог китайского онлайн-кинотеатра LeTV насчитывает более 100 тысяч эпизодов сериалов и шоу, а также более пяти тысяч фильмов как местных, так и голливудских. Проект предлагает не только купленный, но и свой контент, который производит студия Le Vision Pictures. Согласно статистике компании, ежедневно сервисом пользуются более 50 миллионов человек, охват аудитории достигает 800 миллионов.

Компания росла в основном за счёт «супертелевидения» Super TV, которое задумывалось как конкурент Samsung. Более того, вокруг недорогих флагманов (включая модели 85 дюймов с 4K) строилась вся взаимосвязанная модель компании, включая смартфоны. Ради достижения задач LeEco стала партнёром Foxconn.

Модель LeEco Super3 с 55-дюймовым экраном и Android, представленная в августе 2016 года

LeMusic позволил связать планшеты, компьютеры, смартфоны и телевидение, а отраслевой ТВ-проект LeSports получил контракты с мировыми спортивными каналами и добился права транслировать ведущие чемпионаты, в том числе NBA.

Проекты не избегали сравнений с iTunes, Apple Music и сервисами Google, а смартфоны вроде Le Max Pro — с iPhone и Samsung Galaxy. К примеру, LeEco раньше Apple представила несколько более дешёвых моделей без 3,5 миллиметрового разъёма для наушников.

По капитализации LeEco только гналась за китайскими Alibaba, Baidu и Tencent, но Юэтин не стеснялся критиковать Apple за то, что и бизнес-модель и закрытая экосистема остались «в прошлом веке», и заявлял о намерении «превзойти» конкурента из Купертино. При этом самого Юэтина СМИ назвали «китайским Стивом Джобсом».

На одной из презентаций Юэтин назвал iPhone SE поворотным моментом для Apple, который приведёт к «постэппловской эре»

Прозвище «китайского Элона Маска» Юэтин получил за намерение бороться с Tesla на рынке электрокаров. В 2016 году он раскрыл концепт LeSee c прозрачной крышей, без боковых зеркал и поддержкой других продуктов компании: он привлёк более 1 миллиарда долларов инвестиций.

В январе 2017 года стартап Faraday Future, где Юэтин значится основным инвестором, показал беспилотный электрокар-внедорожник. Впрочем, презентация в первую очередь прославилась сбоем машины на сцене.

LeEco заявила о себе на почти всех рынках потребительской электроники: компания выпускает в том числе телевизионные приставки, шлемы виртуальной реальности, устройства для «умного дома», различные аксессуары и велосипеды с поддержкой Android.

Как писал Wall Street Journal, ещё в конце 2015 года глава LeEco заложил до 85% пакета акций (по оценкам СМИ, от 300 миллионов долларов) под обеспечение своих кредитных задолженностей. Личные средства он направил на развитие электрокара, смартфонов и других проектов, которые не всегда одобряли в совете директоров.

Сентябрь-октябрь 2016 года: LeEco идёт в США и Россию

В сентябре 2016 года LeEco вышла на российский рынок, представив линейку смартфонов Le 2 и Le Max 2, объявив об открытии локального интернет-магазина и анонсировав поставки в Россию электромобилей LeSee.

Компания не скупилась на рекламу и устроила масштабную презентацию с техноблогером Wylsacom, ведущим Дмитрием Хрусталёвым из «Вечернего Урганта» и фристайлом от Noize MС. Мероприятие, которое нарекли «китайским балаганом», изобиловало шутками о недостатках Apple, которым LeEco якобы позволила презентовать iPhone 7 пятью днями ранее, «чтобы ребята из Купертино успели покупаться в лучах славы».

LeEco к концу 2017 года запланировала продать на российском рынке миллион смартфонов, а во всем мире — до 100 миллионов. Некоторые идеи LeEco, правда, так не сбылись. Китайская компания хотела приобрести местный онлайн-кинотеатр, начинала переговоры с ivi.ru, Megogo, Okko, TVZavr и Tvigle, но в итоге отложила покупку. Причинами назывались обвал рубля и финансовый кризис 2014 года при уже существенных инвестиционных затратах компании.

Поход LeEco на американский рынок начался с объявления о покупке американского производителя бюджетных телевизоров Visio. Как отметил The Verge, это позволило китайцам «мгновенно» стать крупным игроком в США.

В октябре 2016 года LeEco масштабно вышла на рынок США, представив свои смартфоны, телевизоры, VR-шлемы и аксессуары. Вместе с тем компания приобрела за 250 миллионов долларов бывшие помещения Yahoo в Кремниевой Долине и запланировала взять на работу сразу 12 тысяч человек.

Задолго до презентации американские CМИ, которые ознакомились с документами и ситуацией с акциями LeEco, вопрошали, как иностранный игрок намерен финансировать столь агрессивное появление в Соединённых Штатах. Очевидно, что LeEco расширялась быстрее, чем могла себе позволить.

Конец 2016 года: Проблемы с деньгами и их причины

В ноябре 2016 года, через месяц после выхода на рынок США, китайская компания признала финансовые проблемы, сократив расходы и темпы международной экспансии. Юэтин снизил себе зарплату до 1 юаня (около 9,5 рублей). Инвесторы беспокоились за судьбу амбициозных проектов компании, в том числе электрокара, но Юэтин неоднократно заверял, что они остались в приоритете.

Неудачи в США связывают не только с крупными затратами LeEco, но и с бизнес-моделью. По мнению аналитиков, компания не учла, что американцы скептически настроены по отношению к ограниченным онлайн-продажам малоизвестных новичков. Особенно, если можно найти другие телефоны по аналогичным ценам.

Позже LeEco всё же начала продавать устройства традиционно для США, но добилась мощной поддержки в рознице (Amazon, Best Buy и Target) слишком поздно — только с декабря.

Ещё одна проблема LeEco объясняется кадровой политикой. Подразделение с местными, в том числе высококлассными сотрудниками, по факту управлялось китайцами. Они не знали рынок США и не понимали, как сделать бренд узнаваемым среди местных жителей. Покинувшие компанию американцы рассказали Gizmodo, что «их никто не слушал».

По оценкам СМИ, компания заработала в США всего 15 миллионов долларов при цели в 100 миллионов. Для того, чтобы остаться на плаву, компания нашла у «неизвестного инвестора» ещё 1,4 миллиарда долларов. Это оказалось переломным моментом.

Весна-лето 2017 года: Разгар кризиса

В феврале LeEco отменила сделку, с которой начиналась экспансия в США, и отказалась приобретать Vizio. Месяцем позже компании, чьи смартфоны продавались в США низкими темпами, понадобились ещё 2,2 миллиарда долларов от инвесторов. Как предполагается, большинство из них влили в рекламу. Торговлю акциями на бирже приостановили.

В апреле LeEco закрыла EcoPass, трёхмесячный бесплатный доступ к которому американцы получали при покупке устройств компании. С помощью сервиса можно было неограниченно пользоваться потоковыми видео, расширенной гарантией и облачным хранилищем.

Компания уволила до 70% сотрудников в США, но это не помогло справиться с финансовыми трудностями. Даже оставшимся сотрудникам хотя бы раз задерживали зарплату, сообщал Bloomberg. Телевизионное отделение LeEco также не выплатило долг в размере миллиона долларов маркетинговой компании Beyond Media Global.

В мае Юэтин покинул должность генерального директора «родительского» предприятия — LeEco Leshi Internet Information and Technology. При этом бизнесмен остался в совете директоров и сохранил пост гендиректора LeEco. Официально такой шаг объяснили «самым важным этапом с момента IPO», необходимым для эффективного продолжения работы.

На собрании акционеров в июне LeEco Юэтин признал, что компания не в силах преодолеть кризис, а привлечённые инвестиции этому не помогли. Президент холдинга заявил, что «финансовые проблемы оказались намного хуже, чем ожидалось». Главной статьей расходов оказались электрокары Faraday Future.

Компания намерена найти новые инвестиции для проекта и «как можно скорее» начать производство машин. При этом строительство автозавода приостановили ещё в конце 2016 года.

Цзя Юэтин и вице-президент по разработке Faraday Future Ник Сэмпсон на презентации электрокара в январе 2017 года. Фото Getty Images

4 июля острая нехватка денег в Leeco переросла в потенциальное банкротство. Суд в Шанхае арестовал личные счета Юэтина, его жены и трёх аффилированных лиц, а также активы холдинга Leshi. Общая сумма составила около 183 миллионов долларов. Выяснилось, что China Merchants Bank выдал кредит на смартфоны LeEco, но процентные платежи по нему неоднократно пропускались.

Forbes оценивает текущее состояние Юэтина в 2,7 миллиарда долларов, что ставит его на 37 место среди богатейших людей Китая и на 45 место — в индустрии технологий.

Как проблемы скажутся на российском представительстве LeEco — пока неясно. Ещё в ноябре 2016 года в местном подразделении заявили, что от планов по развитию не отказываются. В мае 2017 года в России анонсировали линейку смартфонов LeRee (LeEco Russia and Eastern Europe), сделанную на основе продукции Coolpad, совладельца Yota Devices.

Публикация финансовых итогов «смартфонного» подразделения LeEco за 2016 год до сих пор откладывается из-за долгого аудита. По предварительным оценкам, в этой сфере компания получила убыток в размере 542 миллиона долларов.

Однако уже сейчас эксперты подчёркивают, что при таких амбициозных планах LeEco стоило бы быть более консервативным, распределяя траты. А чтобы оправдать громкие названия вроде «китайского Netflix», не следует переоценивать популярность бренда за пределами своей страны.

Обновлено (6 июля 10:00): Цзя Юэтин выпустил заявление, в котором рассказал о корпоративных проблемах и попросил у кредиторов «дать немного времени» на выплату долгов банкам, поставщикам и прочим компаниям.

Юэтин пообещал, что электромобиль Farady Future всё же выпустят на рынок, однако не назвал точные сроки. На какой стадии находится создание машины — неизвестно. Основатель LeEco заверил, что «сосредоточился на развитии этого проекта».

#цепочкасобытий #разборы