Офтоп
Сергей Звезда

Исследование: каждый десятый выпускник вуза рискует стать безработным

На российском рынке труда наблюдается переизбыток выпускников вузов, каждый десятый из которых может стать безработным по окончании учёбы. При этом наблюдается нехватка специалистов со средним профессиональным образованием. Об этом говорится в докладе аналитического центра при правительстве России.

Эксперты отметили, что на развитие российских регионов негативно повлиял «образовательный разрыв» между территориями и то, что молодёжь уезжает учиться за границу. Проблема усугубилась из-за того, что нынешнее предложение выпускников вузов на 18% превосходит спрос на трудовые ресурсы.

В том случае, если ситуация не изменится, около 10% или каждый десятый выпускник с высшим образованием «рискует пополнить ряды безработных», отметили аналитики.

При этом в отчёте подчеркнули, что на рынке труда не хватает выпускников со средним профессиональным образованием. В нынешней ситуации спрос превышает предложение примерно на 20%.

Эксперты также изучили ситуацию с преподавателями вузов: уровень их оплаты труда в целом снижается, поэтому до 20% педагогов хотят сменить работу. С 2013 года этот показатель увеличился в 1,2 раза, а замедление прироста оклада началось годом позже.

Также утверждается, что к 2017 году на каждого работника профессорско-преподавательского состава приходится всё меньше студентов (в 2013 году — 1 к 11, в 2015 — 1 к 9,64). Аналитики пришли к выводу, что это снизило финансовую нагрузку на учреждения.

Каждый шестой преподаватель в российском вузе младше 30 лет. В 2013 году, когда система высших учебных заведений начала реформироваться, «молодым» считался только каждый 10-й педагог.

Авторы доклада привели в пример то, как США, Германия, Великобритания, Франция, Австралия и Новая Зеландия скорректировали свои образовательные планы с учётом развития технологий.

В целом студентов «нового» высшего образования отличают следующие особенности:

— перевод между образовательными организациями высшего образования до завершения вуза (66%);

— посещение не всех занятий (43%);

— работа полный или неполный рабочий день (62%);

— поступление в вуз после школы (63%).

из доклада аналитического центра при правительстве РФ

Эксперты подчеркнули, что каждый студент должен иметь доступ к «цифровым инструментам» для развития профессиональных интересов, к прозрачным документам о затратах на обучение, а также к недорогим и современным учебным материалам. Студент должен сам определять время и формат обучения, а вузы обязаны создавать «образовательные сети» для учащихся и педагогов, отмечается в докладе.

В ноябре 2016 года министр образования Ольга Васильева обещала «существенно» увеличить зарплаты преподавателям. По её словам, в 2017 году расходы властей увеличатся с 42 до 60 миллиардов рублей, в 2018 году — до 76 миллиардов и в 2019 году — до 79 миллиардов.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института труда, до 30% выпускников вузов, которые нашли «доходное занятие», устроились не по профессии. Среди обладателей среднего профессионального образования показатель оказался выше — 40%.