Офтоп
Сергей Звезда

Шесть вопросов пассажира к объединению «Яндекс.Такси» и Uber

Ждать ли повышения цен, слияния приложений и других изменений для обычных клиентов.

Фото Wired

13 июля «Яндекс.Такси» и российское подразделение Uber объявили, что объединяют бизнесы и таким образом создают одного из крупнейших участников отечественного рынка перевозок. Совместная компания начнёт работать под руководством «Яндекса», который завладеет контрольным пакетом в размере 59,3%.

Объединение сервисов по онлайн-заказу автомобилей стало одной из главным тем в СМИ и соцсетях. Financial Times и The New York Times подчеркнули: уступка российского рынка главному конкуренту стала одним из первых «стратегических» шагов Uber после ухода Трэвиса Каланика.

TJ задаёт вопросы, которые могут возникнуть у обычных клиентов одного или другого сервиса, и пытается найти ответы.

Что будет с приложениями

Если верить заявлениям компаний, приложения «Яндекс.Такси» и «Uber» продолжат работу отдельно друг от друга. Они должны остаться доступными для всех клиентов, даже когда сделку закроют и бизнесы объединят.

Вместе с тем «Яндекс.Такси» и «Uber» создают единую технологическую платформу для водителей и таксопарков. Компании утверждают, что новая база поможет быстрее обслуживать клиентов, сократить время подачи и снизить «холостой» пробег водителей — ситуации, при которых машина перемещается без пассажира.

Кроме того, мы с Uber договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, вы сможете из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа — заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber.

Тигран Худавердян, гендиректор объединённой компании

Изменится ли время подачи на самом деле и не снизится ли качество работы — клиентам ещё только предстоит выяснить. Также пока не известно, как долго приложения проработают отдельно друг от друга.

Изменятся ли цены

В разговоре с TJ представители обеих компаний заверяли, что не ожидают «радикальных изменений тарифов» на фоне объединения. При этом в «Яндекс.Такси», как и в Uber, не говорили о конкретных изменениях цен. В ближайшее время тарифы пересматривать они не намерены.

Какой навигатор станут использовать

От удобства и точности навигатора, которым пользуется водитель, зачастую зависит, как в итоге сложится поездка.

Российский Uber до 13 июля предлагал водителям два навигатора в качестве основных — собственный, встроенный в приложение навигатор, и c недавних пор новосибирский сервис «2ГИС».

Хотя некоторые пользователи соцсетей жаловались на запрет «Яндекс.Навигатора» в Uber, представители компании заверяли, что это неправда. При этом в мае «Навигатор» от «Яндекса» стал платным для других таксопарков при превышении месячного лимита запросов.

Судя по заявлениям компаний, все водители получат доступ к «Яндекс.Навигатору». Появятся ли ограничения на использование других сервисов, сказать сложно.

В «Яндекс.Такси» заявили TJ, что после слияния водители и таксопарки перейдут на единую платформу для работы с заказами на базе «Яндекс.Таксометра».

Водители смогут строить и рассчитывать маршруты с помощью технологий «Яндекса» — это «Навигатор», «Пробки», «Справочник», дорожная и пешеходная маршрутизация, голосовые интерфейсы.

пресс-служба «Яндекс.Такси»

TJ спросил у представителей Uber, смогут ли сотрудничавшие с ними водители по-прежнему использовать встроенный навигатор и продукт «2ГИС». В компании не ответили, заявив, что «на данном этапе пока сложно говорить о таких деталях».

Как будет работать UberEats

Вместе с Uber под контроль «Яндекса» перешёл сервис доставки еды UberEats, который пока действует в некоторых районах Москвы. Ранее сервис, который теперь выглядит более серьёзным конкурентом для Delivery Club (принадлежит Mail.Ru Group), планировали постепенно расширять в пределах столицы.

Ситуация в целом не изменилась: в Uber пояснили TJ, что дальнейшее развитие сервиса продолжат «после формирования новой компании», однако подробности не уточнили. Компания подтвердила планы по расширению на другие города региона.

Пока неизвестно, как будет развиваться совместный проект UberEats с «Макдоналдс», начавший работу в конце июня. В сети ресторанов быстрого питания ситуацию пока не комментировали.

В «Яндекс.Такси» заверили, что в работе UberEats в ближайшее время ничего не поменяется. «Мы планируем дальше развиваться в направлении доставки еды, однако пока не готовы рассказать о детальных планах по развитию сервиса», — добавили в компании.

Что думают участники рынка

Инвесторы Gett, одного из главных конкурентов «Яндекс.Такси» и Uber, предупредили о возможном росте цен.

Обычно консолидация рынка приводит к стабилизации или повышению цен в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения это плюс для всех игроков рынка, включая Gett.

Консолидация также, скорее всего, приведет к увеличению комиссии с таксопарков и таксистов, что опять же хорошо для всех агрегаторов такси.

Это, скорее всего, приведёт к сокращению времени подачи машины, и с этим Gett конкурировать будет сложнее.

Антон Иншутин, сооснователь и партнёр Inventure Partners — фонда-инвестора Gett

В сервисе заказа такси Maxim предположили, что обычные клиенты не почувствуют изменений.

На деле — для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. Объединение — это перезагрузка руководства, которая может стать драйвером роста чисто из-за эмоций от новых отношений.

Для нас тоже мало что меняется. Мы давно конкурируем с этими компаниями.

Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси Maxim

В «Таксовичкоф» назвали объединение Uber и «Яндекс.Такси» «переломным моментом на рынке». Операционный директор компании увидел в этом шаге вытеснение небольших конкурентов.

Агрегаторы не попадают под законодательное регулирование, так как являются ИТ-компаниями и предоставляют не услугу перевозки пассажиров, а доступ к заказам для водителей.

Это значит, что агрегаторы не несут ответственности перед пассажирами, а следовательно, подобное слияние может привести к росту рисков для тех, кто решит сэкономить на поездках.

Анатолий Малышев, операционный директор «Таксовичкоф»

В FixTaxi пояснили, что для конкурентов Uber и «Яндекс.Такси», cделавших ставку на российских клиентов, «предстоят нелёгкие времена». В особенности объединение двух компаний скажется на Gett, уверен сооснователь FixTaxi.

Компании не удалось стать игроком номер один на рынке, поэтому она решила продать свой бизнес более сильному партнёру. Uber принёс демпинг и доплаты водителям, сейчас ситуация должна стать более рыночной. Тарифы справедливее, комиссия для водителей выше, а доплаты будут исчезать.

Андрей Азаров, сооснователь FixTaxi

Зарегистрируют ли такую сделку

«Яндекс.Такси» и Uber планируют закрыть сделку по объединению до конца 2017 года. Для этого им нужно получить одобрение регулирующих органов. К этому решению уже сейчас приковано пристальное внимание общественности, ведь происходит слияние крупнейших игроков рынка, а новую компанию оценивают в 3,7 миллиарда долларов.

Федеральная антимонопольная служба, которая и выступает регулятором, пока не получала ходатайства об объединении бизнесов. Это может быть сделано в ближайшие дни, считают в ФАС.

В ведомстве пояснили РБК, что пока не готовы оценивать сделку: «Мы параметров сделки не знаем и гадать на кофейной гуще мы не можем».

Тем не менее глава ведомства Игорь Артемьев предположил, что объединение «двух из трёх основных агрегаторов» грозит ограничением конкуренции. При этом сделку ещё только предстоит изучить, подтвердил он.

Чтобы говорить о том, можно ли сливаться, нельзя ли сливаться, для этого нам нужно посчитать количество клиентов, нам нужно посмотреть количество поездок, нам нужно посмотреть цены.

То есть мы должны приступить к рутинной, общей для нас процедуре анализа рынка, и соответствующее ходатайство тоже получить.

Мы особо не переживаем, если придётся разрешать сделку, значит разрешим, второй вариант — откажем, а третий — разрешим с предписанием.

Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы