Офтоп
Никита Лихачёв

Как будет работать закон о цензуре в соцсетях

Главный редактор TJ прогнозирует последствия от возможного принятия резонансного законопроекта.

Сначала вспомним, что говорится в законопроекте

12 июля в Госдуму внесли законопроект, по которому крупнейшие соцсети будут обязаны удалять недостоверную информацию по жалобам пользователей. Более того, речь идёт и о той информации, которая «явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды», а также «порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность».

На самом деле, законопроектов два — первый обязывает соцсети удалять информацию по жалобам пользователей и поручает Роскомнадзору контролировать процесс их обработки. Второй налагает на соцсети многомиллионные штрафы за отказ удалять такую информацию: их будут назначать через возбуждение административных дел. На рассмотрение заявок и проверку легальности и достоверности информации соцсетям в законопроекте будет дано 24 часа с момента подачи жалобы.

Одно из недооценённых публикой требований в документе — необходимость иметь на территории России официальное представительство соцсети, то есть офис.

Скорость принятия

14 июля спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что депутаты могут рассмотреть законопроект в первом чтении в течение недели. Глава профильного комитета Госдумы Леонид Левин сообщил, что с поправками определятся после 18 июля: без одобрения профильного комитета документ не пройдёт.

Левин пообещал, что законопроект «в любом случае» будет дорабатываться с участием представителей индустрии. Технически его могут окончательно принять даже до завершения весенней сессии — у Госдумы осталось ещё два пленарных заседания, на которых его могут принять хоть сразу в трёх чтениях (19 и 21 июля). Но Володин заявил, что о принятии закона в целом пока речи «точно не идёт» — только о первом чтении.

Если верить Володину и допускать, что до 21 июля закон не будет окончательно принят, значит, его рассмотрение уйдёт на осеннюю сессию Госдумы. В любом случае, если его и примут, он вступит в силу только 1 января 2018 года.

Наблюдаемую сейчас спешку в рассмотрении законопроекта можно объяснить тремя вероятными причинами. Первая — Госдума должна отчитаться перед кем-то на высшем уровне, доказать, что работа по борьбе с клеветой в интернете идёт, и показать соответствующие результаты. Вторая — к работе над законопроектом не хотят допустить сами соцсети, чтобы они не смогли кардинально его поменять. Третья — сейчас закон быстро протолкнут до первого чтения, вой пользователей и СМИ поутихнет, а осенью его быстро дотолкают до третьего чтения, и дальше уже дело в шляпе.

Что скажут сами соцсети

По большому счёту крупных российских соцсетей, которые могли бы резко раскритиковать законопроект, всего две — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Представитель первой уже назвал его «атакой на интернет» и заявил о невыполнимости закона, но и только. Представители второй лишь сказали, что законопроект было бы неплохо обсудить с интернет-индустрией.

На заседании 13 июля Володин попросил пригласить к обсуждению инициативы представителей крупнейших соцсетей. В «Одноклассниках» и «ВКонтакте» заявили TJ, что приглашения не получали. В Mail.Ru Group, которая владеет обеими соцсетями, ничего о таких приглашениях не знают.

Помимо Mail.Ru Group, единственная крупная компания, которая обычно принимает участие в рабочих группах при Госдуме и сопротивляется принятию репрессивных законов, — «Яндекс». Но у «Яндекса» нет социальных сетей.

Когда принимали закон о «праве на забвение», «Яндекс» резко критиковал его, а Google и Mail.Ru Group молчали — в результате громкие репутационные иски по этому закону преследуют «Яндекс», а не Mail.Ru Group.

Я не верю, что кто-то из представителей зарубежных соцсетей действительно озаботится участием в «совершенствовании» этого законопроекта. Практика прошлых лет показывает, что Google, Twitter и Facebook (владеет компаниями Instagram и WhatsApp) максимально дистанцируются от любого участия в законотворчестве. Формально текущие формулировки в документе затрагивают и крупные мессенджеры, в числе которых Viber и Telegram — они тоже в таких процессах никогда не участвовали.

Вряд ли Mail.Ru Group сможет в одиночку (несмотря на всю мощь компании и её связи) противостоять принятию законопроекта, даже если выступит против него. Скорее всего, он будет принят. Рассмотрим его в том виде, в котором он существует сейчас.

Как будет исполняться закон

Во-первых, закон грозит огромной загрузкой в работе служб поддержки социальных сетей. Чтобы вообще хоть как-то обрабатывать новые жалобы, соцсетям придётся нанять дополнительный штат модераторов. Это стоит денег компании и рабочего времени сотрудников.

Удаление записей по жалобам пользователей нельзя автоматизировать, иначе кто-нибудь хитроумный автоматизирует процесс подачи жалоб и начисто удалит всё, что есть в этих соцсетях. Поэтому модераторы нужны, но из-за потока заявок на удаление информации они будут меньше времени уделять решению других проблем. Даже сейчас во «ВКонтакте» среднее время ожидания ответа от поддержки — 17 часов. С введением закона оно только увеличится, и решению других проблем пользователей будет уделяться ещё меньше внимания.

Соцсети не смогут игнорировать эти жалобы — их будет контролировать Роскомнадзор. Как именно будет происходить контроль, никто не знает: 12 июля пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский только от TJ узнал, что Роскомнадзор вообще упоминается в новом законе.

В целом процедура может быть похожа на то, как ведомство работает с провайдерами через «Ревизор»: появится система, в которую будут стекаться все жалобы, сотрудники ведомства будут контролировать их исполнение соцсетями и в случае нарушений возбуждать административные дела. Это значит, что Роскомнадзору тоже нужно будет нанять штат специалистов для проверки жалоб (что потребует уже бюджетных, а не корпоративных средств) или автоматизировать этот процесс, то есть выписывать штрафы по факту любой не удалённой жалобы.

В любом случае, даже один такой штраф для соцсети будет чувствительным — в законопроекте их суммы составляют от 30 до 50 миллионов рублей для юрлиц. Соцсетям будет проще удалять любую хоть мало-мальски неоднозначную информацию, чем рисковать получением огромного штрафа. А это уже означает введение механизма цензуры: по запросу любого пользователя будет удаляться любая такая «неоднозначная информация», причём эту цензуру будут фактически осуществлять сами соцсети, а не Роскомнадзор или другой государственный орган.

Что мы получим в итоге

Крупнейшие российские соцсети точно будут выполнять этот закон, рискуя получить штраф через суд. Но иностранные соцсети в суд так просто не вызовешь, если у них не будет представительства в России — поэтому как раз закон и требует, чтобы они таким представительством обзавелись.

Будут ли этот закон исполнять Facebook, Twitter и Google, пока большой вопрос. Известно, что у Google есть представительство в России, но у него нет популярных в стране соцсетей, которые нужно было бы остро регулировать. Facebook и Twitter офисов в России не имеют, однако Facebook и Google в июне объявили о поиске менеджеров для взаимодействия с властями — то есть переговорщиков.

Пока что ни Фейсбук, ни Твиттер не зарегистрировались в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), куда с таким шумом Роскомнадзор добавлял Telegram.

Складывается впечатление, что регулировать западные соцсети российские власти не спешат, но это лишь вопрос времени. Пока американцы технично оттягивают неизбежное и играют на страхе государства поднять массовый бунт из-за блокировок, но доберутся и до них.

Сценария здесь три. Первый — маловероятный: Фейсбук и Твиттер в ближайшее время вынудят зарегистрироваться как ОРИ, они откажутся от сотрудничества и их сразу заблокируют. Второй — более вероятный: западные соцсети согласятся ввести цензуру, но только на территории России. Через VPN всё можно будет по-прежнему смотреть, но недолго — закон о запрете VPN уже прошёл первое чтение.

Третий сценарий — по моему мнению, наиболее вероятный: условные Фейсбук и Твиттер продолжат «вести переговоры» с властями, а на самом деле будут максимально оттягивать свою блокировку. Немаловажное обстоятельство — огромный риск для американских компаний заводить представительства в России в условиях санкций и напряжённых международных отношений.

Когда в 2018 году «ВКонтакте» и «Одноклассники» начнут массово удалять записи пользователей по жалобам других пользователей, зарубежные соцсети и сервисы будут лишь расти в популярности. Рано или поздно их всё равно придётся начать блокировать, однако к этому моменту там будет сконсолидирована наиболее активная аудитория рунета — потому что «ВКонтакте» и «Одноклассники» этим законом превратят в выжженное поле, откуда будут уходит производители контента, а следом за ними и аудитория. Блокировка в этот момент уже вызовет гораздо больший подъём протестного настроения.