Офтоп
Mayya Gavasheli

«Фонтанка»: проверка выявила нарушения на всех станциях метро Санкт-Петербурга после теракта

Ространснадзор оштрафовал метро Санкт-Петербурга за многочисленные нарушения, передает «Фонтанка». Проверку организовали после теракта 3 апреля.

В течение месяца «тест-объект» (полицейский или прокурор) заходил на станции и проносил «тест-предмет». Одному из них удалось оставить муляж бомбы на путях на станции «Площадь Александра Невского». Дежурный по станции не узнал об этом из-за сбоя в программном обеспечении устройства контроля прохода в тоннель.

По итогам проверок Ространснадзор вынес 16 одинаковых постановлений о нарушении требований в области транспортной безопасности (статья 11.15.1 КоАП), перечислив в них все станции. По каждому постановлению ведомство потребовало взыскать 50 тысяч рублей штрафа. Метрополитен оспорил их в Ленинском районном суде, но решение по одной из жалоб было вынесено не в пользу предприятия.

Проверка выявила, что инспекторы службы безопасности у рамок металлодетекторов профнепригодны, внутренней «прослушки» нет, а система видеонаблюдения несертифицирована.

Как пишет «Фонтанка», к инспекторам метрополитен предъявляет минимальные требования: на работу они поступают после месячного обучения в технической школе, несмотря на то, что сотрудники подразделения безопасности должны проходить аттестацию с проверкой личностных качеств и уровня физической подготовки.

Согласно правилам, установленным после теракта, в метро должны круглосуточно дежурить группы быстрого реагирования. «Фонтанка» отмечает, что такие группы можно было собрать из специализированных сотрудников, а не из действующего состава службы контроля.

Действующее законодательство предусматривает установку камер с аудиофиксацией для наблюдения за инспекторами, стоящими у рамок металлодетектора. Метрополитен ссылался на приобретение переносных аудиорегистраторов, но суд указал, что требования безопасности предусматривают стационарные камеры.

Ведомство отдельно выделило камеры контроля пассажиропотока. Системы интеллектуального видеонаблюдения устанавливались по федеральной программе, финансирование которой закончилось в 2015 году, и на многих станциях их нет. По мнению Ространснадзора, имеющееся видеонаблюдение не соответствует критериям безопасности, потому что камеры не прошли обязательную сертификацию.

Метрополитен оспорил взыскания Ространснадзора в Ленинском районном суде Петербурга. В руководстве подземки утверждали, что проект прошёл Главгосэкспертизу, установку камер и их характеристики согласовали с региональным управлением ФСБ. В метро подчеркнули, что в России до сих пор не утверждена методика тестирования транспортной безопасности, а Минюст вернул на доработку в Минтранс соответствующий документ.

Ленинский суд в своём решении «невольно подчеркнул чрезвычайную запутанность федерального законодательства». Суд также упрекнул метро в «бездействии» за то, что предприятие слишком поздно начало сертифицировать системы наблюдения. При этом, по принятому после теракта постановлению правительства, это следует сделать до 1 января 2019 года. Как подчеркнула «Фонтанка», метро пока придерживается этого срока.

Метрополитен не согласился с позицией Ленинского суда и обратился в Санкт-Петербургский городской суд. Рассмотрение дела состоится после 25 июля.3 апреля 2017 года произошёл взрыв на перегоне между петербургскими станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». Погибли 16 человек, в том числе исполнитель теракта Акбаржон Джалилов. Пострадали более 100 человек.