Офтоп
Никита Лихачёв

«Блогер никогда не заменит эксперта»

О роли растущей массы блогеров, падениях ЖЖ, попсе в Твиттере и почему блогер-любитель никогда не займёт места опытного журналиста — в интервью с Александром Плющевым.

На прошлой неделе мне удалось взять интервью у одного из самых популярных российских блогеров, гиганта русскоязычного Твиттера и известного журналиста Саши Плющева (@plushev). О роли растущей массы блогеров, падениях ЖЖ и попсе в Твиттере мы разговорились за кружкой капучино в кофейне на Старом Арбате, неподалеку от редакции «Эха Москвы», где работает Саша.

@Niketas: После какого мероприятия тебя стали называть «известный интернет-деятель»?

@plushev: Надо спросить у тех, кто так называет. Я недавно в интернете, вы знаете. (улыбается) В общем, это кому как нравится; главное, чтобы в печку не ставили.

@Niketas: Чем различаются твои аудитории в Твиттере и в блоге?

@plushev: Не знаю. Если человек делает не что-то одноразовое, а совершает забег на длинную дистанцию, то он в последнюю очередь должен думать об аудитории.

@Niketas: Разве не бывает, например, что ты пишешь твит, а тебе отвечают «Что за ерунда?».

@plushev: Совершенно недавно я написал шутку, что мы с коллегами сидим за одним столом и переписываемся в Твиттере, а один человек на это ответил: «Десятки тысяч фолловеров, которые интересуются технологиями, вынуждены всю эту херь читать». Ну я ему и написал: «А не пошли бы они нахуй». Это позёрство — стараться повлиять на то, что пишет человек. А нужно ли тебе читать у него то, что ты хочешь? Тогда он не будет настоящим.

@Niketas: Используешь другие социальные сети?

@plushev: Чисто номинально. Если бы я использовал все сети, то мне некогда было бы спать. Facebook для меня загадочная система. Я не понимаю, кого он мне показывает в фиде. ВКонтакте я чувствую себя, как дедушка в песочнице. Мне там пишет какой-нибудь Толя Сладкое_Печенько Иванов, но мне со Сладким Печеньком как-то не хочется общаться. С Твиттером всё просто: я понимаю, кого я читаю и кто меня читает.

Александр Плющев

@Niketas: Видел, что у тебя в ленте спрашивали, как ты относишься к истории с Муртазиным и Спиридоновым, а ты ответил, что не знаешь о скандале и что тема вообще не твоя.

@plushev: В каждом скандале у меня есть своё мнение. Но это не значит, что в каждый скандал буду ввязываться только для того, чтобы покормить какого-нибудь тролля. Спиридонов давно предлагал мне сотрудничество с PodFM, но что-то меня остановило. Скорее всего это была лень, т. е. это не была порядочность или какие-то морально-этические принципы. Просто у меня внутри есть какая-то фигня, которая не даёт мне часто иметь дело с людьми, будь это бизнес или человеческие отношения. Я называю это «жопой чувствовать». Тогда не дало, и я сейчас даже этому рад. Сейчас мои коллеги из «Радио-Т» удалили там все свои аккаунты и ушли оттуда. Мне было бы чрезвычайно неприятно это делать, и я рад, что делать этого не пришлось.

@Niketas: Так в чем проблема Спиридонова?

@plushev: С PodFM понятно: у Макса была цель — не скажу, чтобы идея фикс, но цель — монетизировать сервис, и он этого не скрывал, когда, например, приглашал туда меня. Другое дело — способы монетизации. Мне кажется, он выбрал не лучший, хотя кто я такой, чтобы учить монетизации — человек, который не монетизировал в жизни ничего ни на копейку. Я понимаю мотив: сделать PodFM прибыльным и платить деньги тем, кто пишет подкасты, потому что на бесплатном контенте далеко всё равно не уедешь. Рано или поздно подкастеры начнут искать способ зарабатывания денег.

@Niketas: Есть же подкасты, которые открыто продают рекламу в своём эфире. Если это «Радио-Т», то их слушают технари, которые не прочь послушать про новый смартфон.

@plushev: Там бесмысслено что-то впаривать. Впаривать можно только людям с некритическим складом ума, а те, кто слушают «Радио-Т», они с суперкритическим складом ума. Я думаю, что рынок рекламы в подкастах близок к нулю и исчезающе мал. До такого способа монетизации нашему рынку ещё долго эволюционировать, а пока понятно, что хочется чего-то быстрее и поприбыльнее.

@Niketas: Уход из «Вестей» как-то связан с твоими либеральными политическими взглядами?

@plushev: Видимо мой «либеральный» имидж связан с тем, что я работаю на радиостанции, которую принято так называть. С моими взглядами это никак не связано. На Эхе не по таким критериям принимают на работу. Что касается «Вестей», с моей стороны уходить было бы странным: хорошая работа, расставаться с которой добровольно можно было только в обмен на ещё более крутые предложения. А их и на тот момент не было. Каждый выход «Вести.net» на «России-24» — личный рекламный ролик. Официальная версия моего увольнения такова: они хотят, чтобы ведущий был в штате ВГТРК. Понятно, что я никогда не пойду в штат, потому что я 17 лет работаю на «Эхе Москвы». Это и правда так. Хотя ничто не вечно.

@Niketas: Ты активно поддерживаешь Навального: писал, что он тебе нравится, потому что искренний, но близко с ним не общался. Еще общаешься с Никитой Белых (губернатор Кировской области — ред.). Он твой друг?

@plushev: Сын! (улыбается) У Навального была программа на «Эхе», кажется, «Градостроительные хроники», в те времена и познакомились, но давно это было. Белых тоже работал на «Эхе»,, но познакомились мы с ним в ЖЖ. Мы просто с уважением относимся друг к другу. Никита — не злопамятный человек; все те издевательства над ним, что я позволяю себе в эфире, он сносит со стойкостью ослика и не брыкается. Есть люди, которые не разделяют человеческие отношения и «жанр». Мне кажется, я сам такой, но мне нравятся люди, которые это разделяют, понимая, что есть работа, где есть роли и какая-то игра, небольшой театр, в котором есть некий персонаж Никита Белых, над которым я, как Арлекин над Пьеро, издеваюсь. И он это понимает.

@Niketas: Есть ещё другие знаменитые блогеры, с которыми у тебя хорошие отношения?

@plushev: Антон Носик в некотором смысле дал мне путёвку в интернет-жизнь. В 1998 году я купил компьютер. Тогда весь Рунет мог условно уместиться на четырёх сайтах. На работе я пользовался интернетом с 1995 года, а к 1998 он созрел для того, чтобы его можно было обозревать по радио, но этого почти никто не делал. Я стал читать разных обозревателей, прежде всего Антона. Он был и остаётся очень контактным человеком в том смысле, что везде оставлял свои контакты. Написал ему в ICQ и встретил исключительную поддержку. У нас, конечно, были разные непонимания, из которых Антон всегда без злопамятства и с честью выходил.

@Niketas: Являясь популярным журналистом, ты влияешь на людей. Чувствуешь какую-нибудь ответственность?

@plushev: Никакой. Я считаю, что любой художник, будь то музыкант, актёр или артист, не несёт никакой ответственности за то, что он делает, даже если это такой низкий жанр как журналистика, включая политическую. Это искусство, и аудитории самой надо решать, идти за ним или нет. Я могу привести цитату из Б. Гребенщикова о роли художника: «Вы слышали шаги по ступеням / Но кто сказал вам, что я шёл наверх / Я просто ставил опыты о том, какая / Рыба быстрее всех». Мне кажется, что ответственность несут только политические деятели, потому что они дают обещания, и от их деятельности и решений зависят жизни людей, которые им доверили свои голоса. А я просто выражаю своё мнение, и это ответственность каждого — верить ему или нет. Я бы вообще никому не доверял, мне — прежде всего. (смеёмся)

@Niketas: Уже несколько лет идут разговоры о том, что среда блогеров может стать конкуренцией профессиональным журналистам. Что думаешь?

@plushev: На фоне блогеров-любителей профессиональное мнение сразу заметно и гораздо больше ценится. Лично для меня главная загадка в жизни состоит в том, как разные люди играют на фортепиано одно и то же произведение, причём они все попадают в ноты, но одни играют его хорошо, а другие — плохо. Мой ум этого не понимает: он думает, что если чётко следовать инструкции, написанной в нотной грамоте, то ты сыграешь это произведение. Такой же загадкой для меня является ответ на вопрос «Как рождаются блогеры-самородки»: овладеть журналистикой невозможно, с этим надо родиться. Однако я не видел ни одного пятнадцатилетнего журналиста, который заткнул бы за пояс пятидесятилетнего. В этой профессии опыт имеет огромную роль, но не решающую: нужен опыт, талант и техника вместе. Если говорить о пишущей журналистике, то тут решает опыт. Если о шоуменах, то тут может и ребёнок стать успешным, тем более что дети во многом переигрывают взрослых, и в этом смысле ведущий подкаста «100500», несмотря на то, что он непрофессиональный ведущий, оказался талантливым и как следствие получил огромную аудиторию. Другой пример: мой соведущий Дима Борисов (@ddb1), который пришёл на радиостанцию в 15 лет.

@Niketas: Как думаешь, ведущий «100500» долго продержится популярным? Как ему дальше продолжать работать?

@plushev: Я бы сам задал ему такой вопрос, если встретился бы. Кто я такой, чтобы ему советовать? В своей области он добился не меньших успехов, чем я, а может быть и больших. Весь вопрос в том, насколько у него развиты внутренний камертон и чувство своевременности. Судя по тому, что и как он делает, это у него есть, поэтому полный респект, абсолютно.

@Niketas: Говорят, что Твиттер идеален для горящих новостей. Помнишь, в декабре Варламов писал с Манежной площади, в марте все обновляли ленту, следя за взрывами в метро. Есть еще примеры такого применения Твиттера?

@plushev: Наш корреспондент Даша Полыгаева вела прямой репортаж из суда в Вельске, где выносили приговор Ходорковскому. Фишка была в том, что из зала заседания корреспондент выйти не может, и каждые 5 минут звонить в эфир и сообщать мелкие подробности не получается. С другой стороны, эти мелкие подробности многим интересны, и тут Твиттер просто незаменим.

@Niketas: Как ты относишься к тому, что Твиттер активно засыпают юмором — твиты Koffboy, RussiaMoscow, JokeRussia и других?

@plushev: Просто все любят поржать. Почему всем нравится смотреть того же Макса из «100500»? Потому что он простой и потому что смешно.

Старый фотоархив Александра Плющева

 @Niketas: Но Твиттер-то изначально был платформой для продвинутых гиков, потом туда переместились журналисты, и сейчас уже там абсолютно все есть. Он опопсел?

@plushev: Это неизбежный процесс. Смешной анекдот всегда перебьёт любое новостное сообщение. То, что среда опопсела означает только то, что вы сами опопсели как читатель. Если вы сами формируете свою ленту, вы не будете попсовым. Если вам кто-то ретвитит постоянно всякую ерунду, просто отпишитесь от него. Не пейте Кока-Колу и не ешьте в Макдональдсе, и вы не будете весить 120 кг. Не курите, и у вас не будет рака лёгких (скорее всего).

@Niketas: Сколько раз в неделю тебе предлагают написать что-то за деньги?

@plushev: Редко. Если не считать спам-рассылок, где пишут «Воспользуемся вашим блогом для продвижения какой-нибудь херни», то не чаще раза в месяц, а может быть и реже.

@Niketas: Какое у тебя отношение к платной рекламе?

@plushev: Как у Тёмы Лебедева. Если это платная реклама, то должно быть написано «На правах рекламы». Более того, если мне реклама не нравится, я не буду её давать. Скрытой рекламы нет и не будет. Смешивать рекламу со своим мнением низко. Если ты продаёшь своё мнение, то оно несколько девальвируется. Для меня удивительно то, что многие читатели иногда понимают, что человек пишет прикрывает рекламу своим мнением, но при этом продолжают его читать.

@Niketas: Как ты относишься к ЖЖ? Сейчас популярные блогеры вроде того же Тёмы постоянно пишут про альтернативные платформы вроде Google+, где их можно читать…

@plushev: При этом оставаясь в ЖЖ. Это нормально, люди всегда подстраховываются, ищут, где лучше. Если в какой-то момент вся аудитория резко переметнётся на Google+ (чего, кстати, не произойдёт), то от ЖЖ не останется и следа: в этом смысле люди настроены очень предательски, но они ищут, где удобнее, и их нельзя за это осуждать. А к ЖЖ я отношусь с уважением. Там основная масса моих читателей, но там есть большие технические проблемы. Было бы хорошо, если бы на них обратили внимание. В некотором смысле я имею право этого требовать, потому что я платный пользователь, и мне хотелось бы чтобы сервис был хорошим, а не чтобы мне возвращали деньги за три дня простоя. Думаю, что там комплексная проблема в техническом оснащении, но его переработка, начиная от программного обеспечения и заканчивая железяками, которые находятся в Калифорнии, требует больших денежных вложений, которые не так просто найти, как мы знаем по истории PodFM.

@Niketas: Кого в Твиттере ты считаешь авторитетным? Из своих 450 фолловингов ты читаешь всех? Кого порекомендуешь зафолловить нашим читателям?

@plushev: Свою ленту я читаю время от времени, поэтому нельзя сказать, что я читаю всех. Кроме своих коллег, я бы обязательно порекомендовал интернет-издание @lentaruofficial, потому что это бездна юмора на новостях. Когда люди умеют здорово проехаться юмором по каждой новости — это совершенно фантастически. При чём они лихо заняли эту нишу, и любой другой, пытающийся копировать их стиль, обречён на неудачу. Что касается личных рекомендаций, я фолловлю всех, кого я знаю лично. Правда, если я потом понимаю, что человек пишет неинтересно, я анфолловлю его. Недавно Коля @turubar, наш замечательный hi-tech журналист, главный редактор nomobile.ru прямо написал в своём Твиттере: «Отфолловьте меня уже наконец!» Я не мог не выполнить его просьбу и отфолловил.

@Niketas: Фраза, которой можно коротко, что называется, в 140 символов охарактеризовать то, чем является Твиттер для тебя и как ты его используешь?

@plushev: Пожалуй, самый сложный вопрос на сегодня. Для меня Твиттер — это воронка, которая узким концом обращена к тебе, а широким концом — ко всему остальному миру. Эх, а ведь кто-нибудь увидит в этом скрытый пиар МегаФона.

Ну и напоследок — немного жизненной философии от Саши Плющева: 

#Интервью