Офтоп
Никита Лихачёв

«Твиттер оперативен, а ЖЖ эффективен»

О том, почему поездки в Турцию интересны читателям, кто не поддержал акцию «Блогеры против мусора», чем интересен Google+ российским блогерам и почему пост в ЖЖ эффективнее твита рассказал Сергей Доля, блогер-фотограф и основатель компании Soundline.

Сергей Доля — скромный, но успешный бизнесмен, с нуля создавший компанию по дистрибьюции наушников в России. В ЖЖ он ведёт очень популярный фотоблог, скромно называющийся «Страница Виртуальных Путешественников», что отражает его стиль подачи материала. После крупномасштабной акции «Блогеры против мусора» я просто обязан был взять у него интервью. Кроме того, что я снял Сергея и показал ему, как находить ссылку на отдельный твит и бесконечно проматывать ленту, я задал ему несколько вопросов по его блогерской жизни.

Сергей Доля. Иллюстрация Олега Ковалёва

Как образовалась российская тусовка блогеров?

Я никаким специальным образом не пытался затесаться в эту тусовку. Просто мы постоянно пересекаемся на таких мероприятиях, как «Истобенский Огурец». Например, там я познакомился с Дмитрием Терновским, и теперь мы постоянно общаемся.

Какое мероприятие было первым из такого ряда?

Однажды ЖЖ приглашали блогеров в ресторан на предварительную презентацию LJ Times. Я тогда познакомился с Алексом Экслером и Олегом Козыревым. Блогеры тогда много всего высказали ЖЖ, но их это не смутило. Они показывали нам всё в виде распечатки на бумажке, а потом сделали совершенно не так, как рассказывали. Когда они ввели этот LJ Times, был большой скандал. Они сделали большую красную кнопку по центру экрана, и никто не знал, что это можно было отключить, а ещё они включили это у всех автоматом, то есть не спросили пользователей, ну те и взбунтовались.

Вот из-за таких «приколов» ЖЖ мы и написали в подвале The Twitter Journal, что ЖЖ — говно.

У всех разные мысли. Мне ЖЖ нравится, и на сегодняшний день я для себя не вижу никакой альтернативы. Я пишу большие посты, почти полностью состоящие из фотографий с комментариями, и только ЖЖ мне позволяет делать это в таком формате. Ни Фейсбук, ни Гугл Плюс, ни Твиттер не позволяют мне это делать.

Если иметь в виду социальные сети, где есть сложившаяся база пользователей, то да, у ЖЖ в данном случае нет альтернатив. Но вот, например, Плющев не парится — завёл standalone блог и пишет туда всё, что захочет.

Ну, он молодец. Я тоже думаю о standalone блоге, но работать он будет скорее как зеркало ЖЖ: в тот момент, когда ЖЖ будет падать, я хочу, чтобы у меня хоть что-то работало. (позднее Сергей написал у себя в ЖЖ, что записи в его планируемом standalone блоге будут специально появляться с задержкой в день-два — прим. ред.)

Варламов, например, тоже фотограф, но он в каждом своём посте публикует ссылку на свой Гугл Плюс. Что делать, если ЖЖ надолго уйдёт в даун, в какой другой блогосервис уходить?

Я абсолютно не за Гугл Плюс. У меня есть там аккаунт, но нет ни одной записи. После того, как он появился, у наших юзеров появилась возможность попасть в общемировой рейтинг, и это, конечно, тешило их тщеславие. Все активно стали рекламировать свои Гугл Плюсы и радоваться тому, что, например, попали во вторую сотню общемирового рейтинга, что, конечно, приятно. Хотя меня вот рейтинги не особо парят, они мне уже как-то надоели. Мне хватает моей аудитории, я уже не могу справляться с текущим потоком комментариев. Более того, я не понимаю, зачем мне ещё одна соцсеть, поэтому Гугл Плюс пользоваться не буду.

Как познакомились с Навальным?

Мы с ним лично не знакомы, но я его поддержал, когда было голосование за виртуального мэра Москвы, написал в Твиттере, чтобы заходили и голосовали за него, было весело. Так и общаемся онлайн.

Для того, чтобы путешествовать так, как вы, нужно очень много денег, которых у среднего читателя вашего блога точно нет. Почему тогда блог так популярен?

Когда я пишу пост о путешествии, я хочу, чтобы у читателя сложилось впечатления, что он был в этом месте со мной, как будто бы он сам там побывал. Может быть, это и подкупает. Я не пишу путеводитель, я не пишу о месте; я пишу о себе в этом месте, о своих ощущениях, и людям это нравится.

Вы как-то анализируете посещаемость своего блога? Какие посты вызывают больший интерес, после каких постов появляется больше френдов?

Как-то раз весной я залез в статистику ЖЖ, и увидел, что практически каждый день прирост френдов одинаковый — около 50, а в три отдельных дня были пики — до 100 френдов. Эти пики пришлись на одни из моих самых интересных постов: один называется «Лондон — лучший город на Земле», и два других из разряда «Как это сделано», например, пост про телеканал Russia Today. Про закулисье читать всегда интересно, главное — найти какую-то скрытую интересную фишку, и потом получить разрешение про это написать.

Разве путешествиями можно сильно удивить людей? Как угадать с тем, что обязательно вызовет интерес?

Вызывает интерес две вещи: либо что-то экстремальное и экзотическое, либо — наоборот — то, что все знают и сами пробовали. Например, если написать о Турции, куда ездили все, то каждый будет считать своим долгом зайти в пост и высказать своё мнение: «Ты не прав, я там был, и там было по-другому», показать, что он разбирается в этом.

Но это же не что-то новое, чем можно поделиться с друзьями. Откуда тогда придёт много читателей в этот пост?

Это необязательно должно быть чем-то новым или позитивным. Люди могут запостить это с комментарием в духе «Смотрите, он нихрена не понимает», и друзья перейдут по ссылке. Артемий Лебедев — яркий тому пример, он специально провоцирует людей писать про него в таком духе. А вообще всё это пошло от Говарда Стерна, он очень известный радиоведущий из Нью-Йорка, про которого даже сняли фильм «Части тела». У него была самая большая аудитория в городе, и среди неё провели опрос, почему они его слушают. Те, кому он нравился, отвечали «полчаса», а тем, кому он не нравился, отвечали «два с половиной часа». И те, и другие на вопрос «Почему вы его слушаете?» отвечали одно и то же: «Мы хотим узнать, что он скажет дальше». Провокация — великая вещь. Если посмотреть на телевидение, то там сплошные скандалы-интриги-расследования, и совсем мало тем о добре или хороших поступках, потому что это никого не интересует. Гораздо лучше продаётся кровь, чем добро.

Сергей Доля

Не могу не спросить про акцию «Блогеры против мусора». Откуда пришла идея?

В июне я был в Астрахани на рыбалке, ехал вдоль берега на катери и фотографировал рыбаков, которые стоят на берегу. Когда я стал разбирать фотографии, я понял, что они просто стоят на свалке: там куча всяких пластиковых пакетов, бутылок. Меня это жутко раздражает. Я подумал, что с помощью своего популярного блога я могу что-то изменить, например, сделать конкретно это место чище. А потом подумал: а почему только это место, почему не все места в России? Написал призыв, и много человек откликнулось.

А почему именно мусор?

Он меня очень сильно раздражает. Я люблю, когда дома чисто. Вот съел ты йогурт, ты же не бросаешь стаканчик под стол? Ты несёшь его в урну.

Просто есть же такое расхожее выражение: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Да, но для того, чтобы заставить людей не сорить, нужно привлечь к проблеме мусора внимание. А как это сделать? Только заставив их самих выйти на улицу и что-то сделать. Человек, который участвовал в акции и своими руками вытаскивал бутылки из кустов, уже свою бутылку туда не кинет. Это значит, что мы меняем менталитет наших людей. Главной задачей не было поработать дворником, мы хотели изменить мышление народа и администрации, потому что от государства очень много зависит.

Администрации помогали в проведении акции?

По-разному. В Астрахани, например, губернатор сам вышел на уборку и своими руками убирал мусор вместе с остальными людьми. Где-то администрации помогали, где-то просто дали разрешение на проведение акции и сказали «Делайте, что хотите, нам всё равно».

А блогеры-то убирали сами? Я смотрел фотки, где Коробков ходит с айпадом и показательно убирает мусор.

Блогеры убирали, конечно. Антон присутствовал, но у него была немного другая задача на этой акции. Он там был вместе с Билайном, который выступил одним из главных партнёров этой акции. Например, сотрудники региональных центров Билайн стали координаторами акции в тех городах, где для этого не нашлось блогеров, плюс они оплачивали вывоз мусора в большинстве городов, давали свои планшеты. Мы об этом заранее нигде не говорили, что будут подарки или призы. Мне было важно, чтобы люди пришли работать не за подарок, а по зову сердца, но Билайн самостоятельно решил поощрить самых активных.

А Кока-Кола участвовали на каких условиях?

У них такая политика — за чистоту. У них есть свои акции, где они, например, выезжает на берег Чёрного моря и убирают. Они за вторичную переработку, за раздельный сбор мусора — то, чего у нас вообще нигде нет. Акция «Блогеры против мусора» очень хороша легла в их концепцию. Они обеспечивали воду во все точки, футболки, перчатки, мусорные пакеты. Они вложили в акцию больше всех, и при этом никак не пиарились. Они сказали, что, мол, мы понимаем, что для страны это важно, и в рамках своих глобальных задач мы готовы вам помочь.

Был у акции какой-то показатель успешности? Например, если приехала тысяча блогеров, то акция удалась, а если сто — нет?

Если бы даже три блогера пришло, я бы считал, что я смог что-то сделать. Пришло 16 тысяч в 120 городах — это огромное число, и это только те люди, которых мы смогли посчитать. Я потом находил много отчётов от сторонних людей, которые услышали где-то, что сегодня день борьбы с мусором, и решили выйти в свой палисадник убраться абсолютно нерегламентированно. Я рад, что мне удалось воодушевить людей на хорошие поступки.

Кто из блогеров поддержал акцию?

Я разослал письмо всем топ-блогерам, и мне ответили все, за исключением Рустема. Он был единственным, кто сказал «Без меня справитесь». Наши отношения после этого не изменились, я понимаю, что у человека может быть другая точка зрения.

Ну, видимо, он настолько Другой. Я видел посты про акцию у Тёмы и Носика, но там не было сказано, что акцию организуете вы. Это было специально обговорено?

Я изначально хотел, чтобы акция не выглядела как самопиар, и многократно об этом писал. С Тёмой и Носиком не было никаких договорённостей, и я рад, что они сами решили не упоминать обо мне.

До этого были какие-то подобные массовые акции, организованные через интернет?

Я специально консультировался с Носиком, и он сказал мне, что больше народу выходило на улицы через интернет только во время революции в Каире. В России подобной акции не было вообще никогда. Она ещё ценнее потому, что не просто заставила людей выйти на площадь помахать флагами, а была призывом поехать в лес убирать вонючий мусор, что не очень-то приятно.

Дальше планируете проводить такие акции?

Я планирую зарегистрировать НКО, чтобы бороться с мусором постоянно, потому что с ним нельзя бороться разово. У меня есть три направления, на которых я хочу сконцентрироваться. Первое —  нелегальные свалки: хотим сделать такую общественную карту нелегальных свалок, как у РосЯмы, чтобы каждый мог отметить там то, что он нашёл, а мы потом будем с ними бороться, писать запросы в прокуратуру и администрацию. Второе — это урны, которых в нашей стране не хватает. Хочу найти партнёров и запустить эту программу в одном-двух пилотных регионах. У меня есть знакомые, например, тот же губернатор Никита Белых. Правда, я хочу ставить урны не в центрах городов, а в лесо-парковой зоне, где люди отдыхают. Там затраты даже не в том, чтобы поставить урну, а чтобы создать инфраструктуру по её обслуживанию, и здесь без администрации никак не обойтись. Третье — я считаю, что нам не хватает образования по части мусора. В школе нас учат, что надо женщин в дверь пропускать, а что мусор надо до урны донести, не учат. Я хочу подготовить материал для Министерства Образования, чтобы раз в год детям рассказывали, что такое хорошо и что такое плохо про мусор. Не хочу, чтобы дети шли убирать мусор голыми руками около домов — там можно натолкнуться на шприцы, битые бутылки, зачем это детям? Пусть лучше это будет теория.

Акция вдохновила кого-то ещё на что-то подобное? Мол, увидел, что Доля поднял людей убирать мусор, и тоже захотел что-то полезное сделать.

Многие люди делают что-то полезное для общества. Например, у Антона Носика есть свой благотворительный фонд. Когда человек достигает определённого уровня влияния, у него появляется потребность сделать что-то полезное не только для себя, но и для остальных, и каждый реализует эту потребность по-своему. Можно использовать свою популярность как не-буду-говорить-кто — только для рекламных постов, а можно чему-то людей научить, как делает Тёма.

А к вам бывают просьбы ретвитнуть что-то или написать про какую-нибудь социальную акцию, помочь больным детям?

Ретвитнуть не просят, а вот написать про помощь — это регулярно. Я всегда отвечаю, что у моего блога есть довольно жёсткий формат, который не подразумевает таких постов, поэтому отказываю. Иногда обвиняют в бессердечности, а что делать. Однажды я, скрепя сердце, по одной из просьб сделал такой пост, так мне сразу же написали двадцать комментариев в духе «Ты что, это же мошенники, они вымогают деньги», поэтому я написал у себя в профиле, что о подобных акциях я пишу только в том случае, если человек лично придёт ко мне и попросит написать. Сколько бы мне ссылок не кидали для проверки, я не буду этого делать, во-первых, потому что у меня нет на это времени, во-вторых, я уже дважды обжёгся, я не специалист и меня могут обмануть.

Сергей Доля

Как относитесь к тем, кто публикует скрытую рекламу в себя в блогах?

Иногда случается такое, что, например, Техномад публикует пост «Смотрите, нашёл интересный сайт», а я вижу у себя в почте письмо, пришедшее пять дней назад с просьбой прорекламировать этот сайт за деньги в моём блоге. Это его личные проблемы и они остаются на его совести. Вопрос только в том, готовы ли читатели терпеть такую джинсу и читать его блог ради остальных постов. Не хочу переходить на личности, но есть достаточно популярные блогеры в ЖЖ, которые публикуют рекламные посты и не подписывают их, после чего им в комментариях пишут «Это же откровенная реклама, почему вы её не подпишете?», на что они отвечают «Ну реклама, мне-то что». Я категорически это неприемлю. У меня есть реклама в блоге, я её всегда подписываю.

А прибыль от рекламы в блоге существенна? Я вижу, что Тёма регулярно пишет рекламные посты, но неужели прибыль от неё может сравниться от доходов Студии?

Тёма на блоге зарабатывает от 50 до 60 тысяч долларов в месяц. Это неплохие деньги. У меня пост стоит 100 тысяч рублей, тексты предоставляет рекламодатель, пост подписан как рекламный, всё честно. Я ещё специально дописываю, на что пойдут деньги от рекламы: например, в последнем посте я написал, что деньги, полученные за рекламу, пойдут на организацию следующей акции «Блогеры против мусора».

В конце каждого поста вы добавляете ссылки на свои аккаунты в соцсетях, чтобы на вас там подписывались. А вот зачем, например, там ВКонтакте? Вы же не пишете ничего ВКонтакте.

Да, с недавнего времени я добавляю в посты такие ссылки. Честно говоря, активнее всего из соцсетей я сижу в Твиттере. Для меня это развлекуха, драйв, в общем, весёлая штука. Завёл его меньше года назад.

И меньше чем за год вы набрали столько фолловеров?

Ну, у меня там тысяч пятнадцать, разве это много? Вон, у Плющева тридцать, у Козлова девяносто. У Полтавченко двадцать три тысячи, а кроме записей «Спокойной ночи» ничего и нет почти.

Почему именно Твиттер?

Очень оперативная штука. Когда я дома, в Москве, я в него почти не пишу, максимум — могу ретвитнуть что-то понравившееся. Активно начинаю им пользоваться в поездках, потому что о путешествиях в блоге я пишу с опозданием в неделю-две, а в Твиттере я могу оперативно запостить «Вау, смотрите, какой закат!» или «Вот такая штука, вы увидите её в ЖЖ только через две недели». Я могу поделиться новостью сразу с большим количеством читателей, более того, меня читают родственники, и вместо того, чтобы писать всем смску «Я долетел до Парижа», я могу просто запостить это в Твиттер. Самый большой фан — это когда блогеры в поездках заводят хештег, и забивают всю ленту своим чатом в этом хештеге. К концу второго дня поездки в Истобенск нам писали «Да вы уже достали всех со своим огурцом!» Это уже как спорт — кто быстрее выведет своих читателей из состояния равновесия.

Представьте незнакомого человека, который, возможно, даже не знает, что такое социальная сеть. Как бы вы объяснили ему, что такое Твиттер?

Мне кажется, Твиттер — это оперативное, весёлое и увлекательное общение через интернет. Понятно, что так можно назвать и другую социальную сеть, но фишка в оперативности, в том, что можно мгновенно получить реакцию.

После того, как стали чаще стали писать в Твиттер, сложнее стало писать объёмные посты в блог?

Сложнее. Банально лень, гораздо легче быстро черкнуть в Твиттер. Но вот в чём разница Твиттера и блога: каждый твит живёт где-то десять минут, после которых перестают приходить какие-либо ответы. Твит ушёл в низ ленты, и его не видят. А в ЖЖ каждый пост живёт минимум два месяца. Иногда у записей происходит второе рождение, когда я даю на них ссылки в новых постах, и их снова начинают обсуждать, продолжают делиться. В этом и различие: Твиттер оперативен, а ЖЖ эффективен.

Свежие посты Сергея вы всегда можете найти в его ЖЖ и Твиттере, обязательно зафолловьте. Ну и по традиции — пруфвидео с пожеланием от Сергея Доли:

#Интервью