Офтоп
Никита Лихачёв

Разговоры с твиттерянами после встречи с Медведевым

9 октября прошла ещё одна неформальная встреча Президента Медведева с интернет-активистами на Новом Манеже. Репортаж снаружи.

Сегодня прошла очередная встреча интернет-активистов с Президентом, которую на сайте Кремля называют «встречей Дмитрия Медведева со своими сторонниками», а в «Вестях» назвали «встречей с блогерами». Мне туда со своим никому не известным сайтом (который вы сейчас читаете) попасть не удалось, ну да не беда: снарядившись камерой и айфоном, я вёл репортаж из-за стен. Меня учили, что вести репортаж от собственного лица некрасиво и имеет смысл только тогда, когда ты сам являешься непосредственным участником событий. Так уж получилось, что я им стал.

Ещё на выходе из Охотного ряда стало понятно, что Медведев уже где-то рядом: полиция перекрыла Тверскую, и спешащие по своим делам москвичи были вынуждены встать смирно на перекрёстке с Газетным.

Движение по Моховой тоже было ограничено, и напротив здания Госдумы на перекрёстке стоял дпсник в жёлтой накидке и ещё один сотрудник безопасности в синей шинели и серой шапке. Они так и просились в кадр на фоне депутатских машин с синими мигалками. Я сделал пару снимков и хотел уже было уйти, но ко мне подошёл мужчина в такой же синей шинели. Не представившись, он попросил документы и удалить снимки, мотивируя это тем, что на перекрёстке стоит сотрудник ФСО и если я помещу его фото в СМИ, то мне грозит пожизненный. Документы я ему предоставлять отказался, но на грубость не стал нарываться и снимки удалил.

Постояв немного на перекрёстке Моховой и Большой Дмитровки, я понаблюдал за работой фсошников, которые разворачивали всех, кто пытался свернуть на Дмитровку. Интересной зарисовкой стал Кайен с госномером О222ОО, остановившийся прямо на перекрёстке. Оттуда вышел какой-то мужик, поздоровался с одним из фсошников и проехал. Раз уж так получилось, что меня вежливо попросили удалить все фотки с лицами фсошников, то я ничьи лица показывать не буду. Уж извините, пожизненным ведь пригрозили. На всякий случай закрыл всем: в наши дни никогда не угадаешь, где фсошник, а где обычный добропорядочный гражданин.

Через некоторое время проехал Медведев, как всегда, на лимузине с флажками, скромно. Вдоль по всей Дмитровке стояли наряды полиции, ограничивающие перемещение граждан. Я остановился на перекрёстке с Георгиевским, чтобы понаблюдать за входом в Новый Манеж, куда и проехал Президент. Полицейские подошли ко мне и ещё одному парню и попросили удалиться вниз по улице. Как я узнал у парня, он ждал, пока ему откроют из Большого, он пришёл на интервью устраиваться звукорежиссёром. Ладно бы ещё мы делали что-то подозрительное, но мы же просто стояли. Я объяснил, что я жду друзей, которые находятся в Манеже. Меня вежливо попросили созвониться с ними и подождать их в другом месте. Из не очень красивого: ко входу со шлагбаумом подъехал какой-то инвалид на машине, но его не пропустили. Мужику пришлось пилить на коляске по улице, а это несладко.

Вдоль Моховой прогуливался мужик в абсолютно неприметной одежде: спортивные чёрные кроссовки, синие джинсы, черный пуховик и чёрная же шапка, которые носят пол-Москвы. Я спросил у него: «Я вас уже несколько раз встретил тут на улице, вы занимаетесь обеспечением безопасности?» Он посмотрел на меня с печалью и ответил: «Занимайтесь своим делом». Но вот снайперов на крышах я не заметил, а жаль. На этом приключения со спецслужбами закончились.

Понаслаждавшись эфиром с Вестей и согревшись кофе в пристанище психологов МГУ на Моховой, я снова отправился к Новому Манежу. Медведев к тому моменту уже успел благополучно уехать, а значит покинули свои посты и полицейские, и к Манежу можно было спокойно пройти. Первым, кого я встретил, был Илья Вестунов, который борется с завышенными суммами госзаказов. Он подтвердил мои предположения о том, что его часто сравнивают с Навальным, и не стал скрывать, что занимается этим ради политической карьеры (кажется, он кандидат в депутаты). Прямо у входа я обнаружил Пашу @abbsol Фёдорова из Великого Новгорода. Там он работает в исполкоме ЕдРа (правда, говорит, что непартийный), а в свободное от работы время фигачит в Твиттер и имеет ни много ни мало 16 тыщ фолловеров. Паша клёвый, но немногословный. Обиделся, что Канделаки обещала зафолловить его, но не сделала этого.

 

Встретил я также и медиа-мамонтов: Константина Игоревича Рыкова, Сергея Сергеевича Минаева и Гарика «Бульдога» Харламова. Последний взорвал зал вопросом про то, чем занимается Президент во время того, как по телеку крутят новогоднее обращение. Честно: я до конца ожидал от него более серьёзного вопроса.

 

Тут же у входа был и Кирилл Ромашов, самокоронованный король Твиттера и владелец биржи твитов twite.ru. Не удержался и снова взял интервью.

Привет, Кирилл! Почему ты не задал свой вопрос Президенту?

Привет. Да я так подумал, что у меня совсем скучный вопрос будет.

А что ты хотел спросить?

Да я ничего не хотел спросить. Хотел только поблагодарить Медведева за то, что когда он пришёл в Твиттер, у нас на бирже резко увеличились обороты.

Как вообще встреча прошла?

Было несколько занудных вопросов — например, у Терновского про фотографию. Большая часть — интересное, острое и прикольное. Некоторые, правда, просили: зафолловьте меня, добавьте друзья ВКонтакте… Я бы сам дал Президенту список на фолловинг, но я не уверен, что он на самом деле читает Твиттер.

А если он не читает, какой смысл в том, что он сегодня завёл страницу ВКонтакте?

Ну в том-то и дело. Я не считаю, что соцсети нужно использовать как ещё один ресурс, куда можно просто выкинуть пресс-релиз. Соцсети тем и отличаются от порталов, что там можно получить обратную связь и реакцию реальных людей.

Встретил я и Дмитрия Терновского, организатора проекта «Страна без глупостей», борящегося за свободу фотографии. После того, как фсошник заставил меня удалить фотки, мне было очень интересно задать ему вопрос, насколько он имел на это право.

Медведев что-то сказал по существу по отмене запрета на фотосъёмку? Например, можно ли снимать фсошников?

Про фсошников никакой речи сейчас не шло. У нас уже есть официальный ответ ФСО о том, что их сотрудников можно снимать везде.

Ко мне только что подошёл фсошник у Госдумы и потребовал удалить фотки. Что с ним надо было делать?

Надо писать в прокуратуру.

 

Прямо между мной и Терновским прошёл Коробков и даже не поздоровался. Наверное, всё-таки обиделся на меня из-за слива Зимарина. Я не стал расстраиваться и подбежал к Сергею Каленику, автору комикса «SuperPutin». Сегодня на встрече он затроллил Медведева вопросом про World of Warcraft и каково это — играть орком, на что Президент ответил «Нормально».

Скажи, зачем ты так затроллил вопросом президента?

Мне все журналисты говорили, что это не клёво — рисовать Президента-орка. Я им говорю: блин, чуваки, почему за орка нельзя? А за кого можно тогда? Решил спросить у Президента, он говорит — нормально. Когда я отправлял комикс в СМИ, мне говорили: ну чувак, почему тут Медведев какой-то зелёный, мы такое публиковать это не будем.

Им вообще не нравится комикс или они не хотят публиковать, потому что там Президент?

Нет, они говорят, что это очень круто, но, мол, нам стрёмно, вдруг Президент обидится. Я говорю: вы не понимаете, Президенту нравится, он играет в Варкрафт, он в курсе всей темы.

Думаешь, теперь опубликуют?

Думаю да.

Ты говорил, что в China Daily опубликовали?

Да опубликовали вообще везде. В Шпигеле, в China Daily, много где. В России опубликовали только в газете «Труд», но на первой полосе, огромный разворот с комиксом.

Что ты думаешь по поводу того, что сын Медведева рубится в WoW?

Очень круто, я считаю. Все дети сейчас рубятся.

Ты слышал что-то насчёт инициативы Медведева по созданию русского аналога World of Warcraft?

Да, я же задал ему вопрос: «Вот, вы год назад предлагали…». Да ты сам погугли, найдёшь.

Как думаешь, Медведев читает Твиттер?

Да кого ему там читать, у него в ленте никого нет.

Ну как нет. Там есть Антон Носик, теперь ещё Маргарита Симоньян, Тина Канделаки.

Ну круто. Только в чём смысл читать двух френдов. Я думаю, он читает какую-то большую ленту. Не думаю, что ему хочется читать, как Долбоёб чекинится. Даже я это не могу читать, не то что Президент.

Как ты думаешь, за него большую ленту должна мониторить пресс-служба или он сам должен читать обращения? Я думаю, он занятой человек, может, на выходных у него найдётся время что-то почитать, но вообще это пресс-служба должна делать.

Как видишь, про Вовку он знает.

Да, я просто думал, он сам играет в ВоВ, а это его сын, оказывается, играет, видимо, он видит. А про русский ВоВ: он, наверное, попросил кого-то сделать ему доклад, ну ему и сказали, что в России 5 млн. пользователей и ещё больше играет по всему миру, он, видимо, и решил сделать русскую версию. Теперь мне придётся делать русский World of Warcraft. Так и говорит: вот вы и сделайте.

 

Успел немного пообщаться с Женей Козловым и Владом «Зимой» Ивановым. Женя повесил на нас свою куртку и пошёл давать кому-то интервью, а я стал спрашивать Влада.

Правда, что не было острых вопросов?

Понимаешь, в нашей стране острыми вопросами считаются вопросы про Партию Жуликов и Воров, про Ходорковского и так далее. А то, что задавали на встрече — нормальные, обычные вопросы сторонников. Для людей, которые ориентированы немного по-другому, например, которые ориентированы на Лёшу Навального, то есть люди, которые дальше будут срать говном по поводу этой встречи, никаких острых вопросов сегодня задано не было.

А какой вопрос могут задать сторонники Лёши Навального?

Например, то что спрашивал Сванидзе на прошлой встрече со сторонниками. Общий тон у него был довольно депрессивный: больницы хреновые, зарплаты хреновые и всё в таком духе.

Почему встреча называется встречей сторонников? Тут явно собираются ребята, которые несут позитивные изменения в общество, но не обязательно считающие себя сторонниками Президента в политическом смысле. Зачем Медведев специально подводит их всех под сторонников его выдвижения на пост председателя Единой России?

Ну вот я лично считаю себя сторонником хороших реформ и позитивных изменений, того, что несёт его позиция, а не лично человека. Не надо забывать, что все встречи проводятся в рамках предвыборной кампании Дмитрия Анатольевича, исходя из этого это встречи сторонников. Если ты его не поддерживаешь, тогда нафига ты в рамках этой кампании будешь с ним встречаться?

Потому что ты хочешь лучшей России, потому что ты хочешь что-то делать, потому что ты хочешь, чтобы он знал о проблемах. Может, ты не хочешь поддерживать его сейчас, а поддержишь потом, когда он что-то сделает.

Чтобы какие-то вопросы решались потом, Дмитрий Анатольевич должен оставаться у власти, а это значит, что его надо поддерживать сейчас. Если ты пришёл к Президенту и что-то ему сказал, а его через месяц уберут, зачем тогда ты это делал?

В этом и есть большая проблема. Многие не верят, что разговоры, которые ведутся сейчас, будут иметь реальное продолжение после выборов.

Это другой вопрос. Он говорил, что он свои реформы обязан продолжить и он продолжит. Многое не доведено до конца, и он сказал, что не собирается ничего бросать. Ну, если мы только не изберём Правое Дело.

 

Поболтав ещё немного с ребятами, я проводил Кирилла до такси — он поехал на эфир к Минаеву, и поехал восвояси. Спасибо тем, кто отвечал на мои вопросы. Закончить репортаж хотелось бы позитивной фоткой, так кстати сделанной сегодня же на Тверской, на которую так и просится заголовок «Превед, Медвед».

С чит-кодом на прохождение сквозь стены,
Никита Лихачев,
The Twitter Journal

#Статья