Офтоп
Никита Лихачёв

Новый Твиттер: полетаем?

Мы долго ждали, и вот свершилось — Твиттер порадовал целой серией очень важных апдейтов: iOS, Android, мобильная версия, веб-интерфейс, и даже иконка главной ленты стала похожа на скворечник. Что к чему объяснили Алекс Пацай и Григорий Бакунов.

Твиттер только что выкатил довольно-таки масштабный редизайн. Теперь он воспринимается меньше как просто список твитов, а больше как интерактивное приложение, которое затягивает в себя, заставляя наблюдать за развитием историй и принимать в них участие. Ну, по крайней мере одну вещь невозможно не заметить: в веб-интерфейсе лента твитов теперь находится справа.

В новом Твиттере всё построено вокруг трёх узловых точек: «Главной» (Home), «На связи» (Connect) и «В курсе» (Discover). Понятно, что «Главная» и «На связи» — это ленты твитов и реплаев, только теперь фото, видео и диалоги будут отображаться прямо внутри твитов, что позволит меньше перескакивать туда-сюда, чем нужно было раньше. Одновременно с этим в iPhone-версии исчез жест свайпа по твиту: раньше, когда проводишь по нему пальцем, открывалась меню с возможностью быстро ответить, ретвитнуть, занести в избранное и т. д. Больше всего интересна третья вкладка: «В курсе» нужна для того, чтобы, м, быть в курсе новых историй. Твиттер «переизобрёл» поиск, и теперь узнавать о новых историях стало не в пример легче.

К сожалению, новый веб-интерфейс доступен пока не всем. Как пишет компания в своём блоге, его выкатят полностью в течение нескольких недель. Однако уже сейчас можно скачать апдейт приложений под iPhone и Android, или зайти в мобильную версию и посмотреть, как новая парадигма реализована там. Честно говоря, первое впечатление немного смущает: кнопок внизу стало меньше, и личные сообщения (DM) убрали так далеко, что, кажется, их скоро совсем отменят.

Так или иначе, этим апдейтом Твиттер заявил, что он больше, чем просто тренды. Он стал гораздо более похож на Фейсбук, делая акцент на взаимодействии между пользователями и страницах брендов. Раньше Твиттер определял себя больше как информационную сервис, в то время как Фейсбук называл себя «социальным графом». Но вслед за внедрением Фейсбуком некоторых функций, работающих в реальном времени (например, тикер в правом верхнем углу), Твиттер тоже стал заимствовать у своего конкурента.

В июне Твиттер добавил собственные инструменты для шеринга видео и фото, чтобы увеличить информационную ёмкость 140-символьных твитов. В августе в веб-интерфейсе появилась закладка «Активность» (Activity), позволяющая следить за взаимодействием между фолловерами: кто кого зафолловил, какие твиты добавили в избранное и т. д. Чуть позднее добавили фотогалереи в профайле — первый шаг на пути новых пользовательских страниц, представляющих из себя нечто большее, чем просто список твитов. Сегодня не только показали новый дизайн, но и раздали несколько плюшек разработчикам и компаниям: например, появились новые кнопки для сайтов, твиты можно вставлять на страницу, а представителям брендов станут доступны рекламные страницы.

Для того, чтобы вникнуть в суть нового редизайна глубже, мы взяли комментарии у двух известных в Рунете разработчиков: Александра «Alexmak» Пацая и Григория «Bobuk» Бакунова.

С чем, по вашему мнению, связан такой массированный апдейт? Не лучше ли было выкатывать всё более плавно?

Александр: Твиттер стал массовым продуктом, используемым на разных платформах, и поэтому нельзя выделять одну платформу, забывая о другой. Отсюда и такой массированный выход «по всем фронтам». Кроме того, нужно уже превращаться в коммерчески прибыльную организацию, в связи с чем и такой активный выход по рекламным направлениям.

Григорий: Понятно с чем. Это тот интерфейс, который они готовили последние полтора года. Единый пользовательский сценарий для всех платформ, как для мобильного, так и для браузерного. С совсем другим паттерном поведения. Раньше были «Хоум, реплаи, поиски». Теперь «Хоум, Активность, Интересы». Это очень сильное и хорошее изменение. Теперь я верю что внутри компании у них появился кто-то, кто активно умеет думать про продукт и маркетинг. Выкатывать всё более плавно в данном случае не лучше, потому что главная идея была не просто «показать новое», а «показать единый интерфейс мобильных и браузера». И это получилось, конечно же.

Как думаете, что ожидает приложения под айпад и под Мак и как долго ждать апдейта, раз они не обновились со всем остальным?

Александр: Приложение для Мака всегда было «нелюбимым» детищем, и обновления по нему существенно запаздывали. Я думаю, это делается намеренно, чтобы больше людей пользовались версией на сайте — на экране компьютера это вполне реально. А вот на мобильных устройствах люди не очень любят мобильные веб-версии, да и Твиттер многими воспринимается как мобильный сервис, поэтому именно мобильные приложения активно развиваются. Что же касается версии для iPad, она с момента выхода сильно отличалась от версии для iPhone, и что будет с ней дальше — пока неясно. Подозреваю, что разработчики приложения хотят с ней сотворить что-то похожее, как и с версией для iPhone, но пока не знают как.

Григорий: Думаю что обновления нам ждать не долго — месяц-полтора. Причина та же — надо оформить новые паттерны использования сервиса в интерфейс, подходящий для десктопных и айпадных пользователей. Я давно отказался от приложения Twitter.app в пользу браузерных решений, но скорее всего обновится и оно, для целостности решения.

Как разработчик вы можете оценить, насколько основательно переписано приложение под айфон? Что для вас стало удобнее, а что, может быть, взбесило?

Александр: Хочу уточнить, что я лично не являюсь разработчиком, то есть код я не пишу. Но на основе своего опыта за 11 лет в индустрии разработки ПО могу сказать, что архитектурно приложение вряд ли изменилось существенно, а вот интерфейс переписан весьма изрядно. Он явно стал более симпатичным, визуально привлекательней, хотя для тех, кто привык к старому интерфейсу, который был проще и понятней, реорганизация скорее как серпом по одному месту. Больше всего меня бесит, что привычные вещи, вроде direct messages и favorites, оказались спрятанными весьма глубоко, и мне это очень не нравится. Хотя в целом я и признаю, что приложение стало симпатичней, и для новых пользователей точно дружелюбней.

Григорий: Насколько я вижу, переписано 80% приложения. Т.е. переписан ВЕСЬ интерфейс. Я боюсь представить, сколько раз они переделывали интерфейс чтобы получить такой результат, как сейчас. 10? 20? Только догадываться можно. Интересно посмотреть как этот интерфейс адаптируют в новой iOS, потому что в твиттере тоже понимают, насколько важна встроенность в систему.

Как считаете, убиранием личных сообщений в труднодоступное место Твиттер стимулирует пользователей реже использовать их? Откажется ли компания от них в дальнейшем?

Александр: Вряд ли откажутся совсем, но эти «междусобойчики» Твиттеру могут и не нравиться. Уже сейчас люди пишут о том, что для DM можно будет использовать другие средства — от Facebook до iMessage.

Григорий: Я думаю что direct messages превратится в что-то новое. Это же почувствовали ребята из Shortmail.com, директы в твиттере должны быть аналогом IM, а не просто приватными твитами. И нет конечно, Твиттер не стимулирует людей реже этим пользоваться, директы всегда были очень малоиспользуемы. Ребята всего лишь убрали пункт меню подальше, чтобы не мозолить глаза тем, кому это не надо.

Сейчас можно сказать, что клиенты становятся всё менее настраиваемыми и больше ориентируются на рядового пользователя. Твиттер продолжает поддерживать более навороченные сторонние приложения? Они же не вписываются в новый user experience.

Александр: Они просто понимают, что убери они сейчас доступ к API у сторонних разработчиков, они огребут очень много жалоб — а ведь именно благодаря открытости API и наличию большого количества сторонних клиентов, Твиттер, по сути, и стал популярным. Я думаю, от постепенного затягивания гаек по отношению к сторонним клиентам не обойтись.

Григорий: Предпосылка неверна. Оригинальные клиенты, т. е. Twitter.app и приложение Twitter для Андроида, действительно становятся проще и понятнее, это хорошо. При этом по API всё доступно и будет доступно и далее. Это основа для развития сервиса. Если вы не заметили, новый веб-интерфейс общается с Твиттером по публичному, доступному для всех API. Они молодцы и продолжают следовать привычке пользоваться их собственными продуктами.

Как вы понимаете общий вектор развития сервиса? На что сейчас сделан больший акцент?

Александр: Если одним словом — консьюмеризация. То есть делаем сервис более доступным, упрощенным, дружелюбным к новым пользователям, причем не только в плане «отправил сообщение/почитал сообщение», но и в плане открытия для себя других возможностей Твиттера, его контента, людей. Твиттер становится еще более социальным, пытаясь сделать информацию, которая есть в нем, более доступной для пользователей. Это хорошо.

Григорий: На страницу действий и событий. Это две больших надежды Твиттера, то что может сделать их окупаемыми и при этом не заставит пользователей отвернуться.

Может быть, какое-то дополнительное общее впечатление от апдейта как итог.

Александр: Существенное обновление, нацеленное на общее упрощение сервиса с одновременным расширением доступности пользовательской базе, которое напрягает старожилов :)

Григорий: Да отличный апдейт. Просто отличный. Теперь видно чем компания занималась полтора года. Самое заметное это конечно перемена мест правой и левой колонки. Раньше было слева твиты, справа информация. Теперь наоборот. Пока крышу сносит. При этом общее впечатление от интерфейса конечно положительное. Хуже стало только одно: совершенно не нужный мне блок who to follow находится точно по центру моего внимания и отвлекает, зараза! :)

Первым делом самолёты,
Никита Лихачёв по материалам великих Gizmodo и Mashable,
The Twi Journal

#Статья