Офтоп
TJ

Почему Россия проигрывает гонку технологий, о которых никто не слышал

Автор: Михаил Кафанов

Вот уже более недели американское общество ожесточенно обсуждает использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в военных операциях за рубежом. Новый всплеск интереса к этой теме породила информация, подтверждающая, что американские вооруженные силы имеют полномочия не только расправляться с помощью дронов с лидерами радикалов, но и атаковать находящихся в других странах подозреваемых в пособничестве терроризму граждан США. Лишь 24% американцев считают подобные операции законными. В то же время, использование беспилотников в традиционном ключе поддерживают более 70% американцев.

БПЛА появились в войсках США еще в прошлом веке, однако настоящий бум их использования наступил при нынешнем президенте США: число машин и боевых вылетов с каждым годом возрастает в разы. Программа использования дронов остается еще и неизменным предметом для критики администрации Обамы из-за основного недостатка атак БПЛА — большого числа т. н. коллатеральных (побочных) жертв. С 2004 года в Пакистане подобным образом были убиты по разным оценкам от 1953 до 3279 человек. От 18 до 23 процентов убитых были гражданскими.

Но вот что интересно: при всей своей громкости скандал остался без внимания российских пропагандистских СМИ. Казалось бы, что может быть лучше, чем подобная новость? Говорить о некомпетентности Первого канала в таких вопросах не приходится: опыт не пропьёшь. Очевидно, было решено не выстраивать в мозгу россиянина параллели. Ведь даже самый неискушённый зритель (во всяком случае, мужчина) тут же попытается вспомнить бравый флот БПЛА своей Родины, но это у него получится едва ли.

В вооружённых силах РФ нет ни одного БПЛА отечественного производства, отвечающего современным требованиям. Весь флот российских беспилотников — это, по сути, те немногие Heron'ы, купленные у Израиля по 10 миллионов за штуку, и советские машины, устаревшие по всем возможным параметрам (к тому же, далеко не факт, что они пережили годы консервации и забытья). Любые попытки минобороны профинансировать создание собственной эффективной разработки неизменно заканчивались сокрушительным провалом. Весной 2010 года Владимир Поповкин, на тот момент замминистра обороны РФ, а ныне — глава «Роскосмоса» сообщил буквально следующее: «В прошлом году мы провели испытания всех представленных российской промышленностью беспилотных летательных аппаратов. Ни один из них не выдержал программу испытаний». Выделенные после войны с Грузией (военные рапортовали о множестве проблем с подобной техникой) на разработку БПЛА 5 млрд рублей ушли в никуда.

Подобная участь постигла практически все российские беспилотники. Разведовательно-ударный «Дозор-600», с помпой представленный на «МАКС 2009», так и не был отправлен в войска, хотя и позиционировался в качестве достойной альтернативы американскому MQ-1 Predator, принятого на вооружение еще в 2005 году. Другое детище оборонки, двухмоторный «Аист» и вовсе упал и взорвался сразу же после взлета. Восьмитонный «Скат», впрочем, постигла еще более ужасная судьба: он не вышел за рамки макета, хотя в еще в 2007 году его, опять-таки без ложной скромности, представляли на авиасалоне в Жуковском. Те же дроны, что смогли дойти до фазы «массового» (больше трех единиц) производства представляют из себя чуть ли не модели из магазина радиоуправляемой техники, сильно уступающие своим зарубежным аналогам. При этом главная задача остается нерешённой: тяжелый дрон, способный наносить точечные авиаудары, не построен и, несмотря на очередное вливание миллиардов рублей в несколько КБ, почти наверняка построен в ближайшее время не будет.

Если же Министерству обороны все-таки удастся профинансировать создание относительно конкурентноспособного беспилотника, то впору будет решать и кадровый вопрос. Ещё три года назад в ВВС США было более 400 профессиональных пилотов БПЛА. Точных данных о таких специалистах в ВВС России нет, однако тяжело предположить, что их число и качество подготовки удовлетворительно. При отсутствии специальных программ и практики (ведь всем известно, как обстоят дела с практикой при обучении пилотов в ВВС РФ) страна получит скорее скандалы с попаданием ракеты воздух-земля в жилой дом, чем новости об успешной ликвидации блиндажа террористов в лесах.

Таким образом, Россия не имеет не только готового вооружения нового поколения, но и, кажется, не собирается его производить: у нас же лучшие в мире самолеты, а в летательном аппарате обязательно должен кто-то сидеть, пусть даже это обходится бюджету в 5-10 раз дороже. Коррупция, кадровый голод в отрасли и её общий упадок делают свое дело: первый отечественный ударный БПЛА мы увидим весьма нескоро. Перспективнейшее направление и будущее военных конфликтов в России остаётся не более чем удобной кормушкой.

Не взлетит,
Михаил Кафанов,
Специально для The Twi Journal

#Колонка