Офтоп
Никита Лихачёв

Журналист сделал СМИ о гаджетах на базе пабликов ВКонтакте

Журналист Евгений Трифонов создал два паблика ВКонтакте: один о технике Apple, другой обо всех других гаджетах. Ничего интересного, если бы Трифонов не заявил, что собирается создать конкуренцию традиционным СМИ, став первопроходцем рекламной биржи ВКонтакте среди новостников.
По словам Трифонова, абсолютное большинство тематических сообществ ВКонтакте относятся к трём типам: либо сборище шуток как бы на тему (смешные переписки с интерфейсом айфона — значит, паблик про Apple), либо низкокачественные копипасты непроверенных новостей, либо анонсы от крупных СМИ, прерываемые ссылками на внешний сайт. Евгений хочет доказать, что в пабликах ВКонтакте может жить настоящая журналистика, зарабатывающая на интересной читателям рекламе, поэтому создал сообщества Appletake и Gadgettake.

В пабликах предполагается придерживаться формата «копать и травить», т. е. сочетать профессионализм и здоровый угар. Копать — значит тщательно изучать источники, в первую очередь англоязычные, но не зарываться до занудного повествования. Классическую чёрно-белую новость будут раскрашивать при помощи характерных для соцсетей форматов: мемов и читательского фидбэка, но только когда это уместно.

Журналистикой для Take Media (так называется общий проект) Трифонов будет заниматься в свободное от работы время: он — один из основых авторов «Цукерберг Позвонит», периодически пишет статьи на Forbes, а раньше какое-то время подрабатывал SMM-ом. Мы поинтересовались у Евгения, что он обо всём этом думает.

Женя, откуда такое название — Take Media?

Изначально я просто искал слово, которое можно добавить к любому с более-менее благозвучным результатом, чтобы при возможном увеличении числа пабликов в будущем они оставались единой узнаваемой сетью. Но когда в процессе перебора дошел до «take», вспомнил, что у него есть значение «точка зрения» («Obama's take on gay marriage» означает «позиция Обамы по вопросу однополых браков»), и подумал, что это подходит: хочу делать паблики, где дается не только сухая информация, но и высказывается отношение к ней.

Все СМИ делают сайт + профайлы в социальных сетях. Что ты теряешь, отказываясь от сайта, и почему от него не отказываются другие?

Теряю проверенную рекламную площадку (сколько денег приносит реклама на сайтах, известно, а про паблики пока непонятно) и независимость: на своем сайте можно делать что угодно, а в паблике надо подчиняться правилам ВКонтакте, и теоретически они могут завтра сделать что-то, что убьет мое дело на корню. Но, зная ВК достаточно давно и хорошо, считаю, что в обозримом будущем подобного не произойдет.

Другие не отказываются, во-первых, из-за описанных потерь, во-вторых, потому что официальная биржа постов появляется только сейчас, а раньше был "дикий Запад", в-третьих, по психологическим причинам: по-моему, у многих профессиональных журналистов сложилась картина мира "отдельные сайты для серьезных вещей, ВК-паблики для ссылок на них", и перейти к другой сложно.

Откуда ты набрал изначальную аудиторию? В пабликах уже по семь тысяч подписчиков.

В середине февраля, когда я уже вел паблики, но еще не рассказывал об этом, я обратился в ВК, и они за качественный контент добавили мои паблики в список рекомендованных. Большинство сегодняшних подписчиков пришли за прошедшие полтора месяца благодаря этому каналу.

твитнуть

Упрежу неизбежные заявления: «Трифонов дружит с ВК, и они по дружбе дали ему халявный трафик».

Во-первых, это не подарок, а взаимовыгодный поступок: ВКонтакте идёт на пользу, когда в их списке рекомендованного появляются качественные страницы, заставляющие пользователя с интересом заходить в соцсеть (и не пытающиеся выманить его из ВК на сторонний сайт). А во-вторых, эти семь тысяч — не такая уж манна небесная, учитывая, что в рекомендации зачастую лезут только-только зарегистрировавшиеся пользователи. Одни из них затем забрасывают соцсеть, другие почти не проявляют активности — в итоге при семи тысячах подписчиков движухи оказывается мало.

Поэтому просто сидеть и ждать, пока «накапает» большая аудитория, не могу — предстоит большая работа по привлечению по-настоящему активных пользователей.

Ты говоришь, что встречался с представителями ВКонтакте по поводу рекламной биржи. Зачем нужно было что-то обговаривать? Рассчитать, сколько ты сможешь с этого зарабатывать?

Рассчитать прибыль до запуска биржи все равно не получится — поскольку это первый в мире подобный проект и цены будут формироваться рыночно, а не устанавливаться самим ВК, сейчас сами сотрудники не смогут сказать, какой там окажется стоимость типичной рекламной записи.

твитнуть

Когда запускался App Store, тоже никто понятия не имел, по какой цене продавать там игры.

Причина встречи была в другом: хотел донести до ВК свое видение такой биржи, потому что мне как рекламной площадке могут быть видны важные нюансы, неочевидные для них. Например, такой: сейчас на сторонних биржах вроде Sociate мне не донести до рекламодателя, что мои паблики по качеству контента на головы выше конкурирурющих. Рекламодатель выбирает там тематику «мобильные технологии» и видит длинный список, где есть лишь названия и голые числа — дневной охват, стоимость поста и т.д. Если он не будет прокликивать весь этот длинный список и внимательно изучать все паблики поодиночке, он не поймет, что мой лучше других и может лучше подходить его целям. Мне кажется важным, чтобы в бирже постов ВК качественные паблики и ищущие их рекламодатели могли легко находить друг друга: это не только сыграет мне на руку, но и будет повышать уровень контента ВКонтакте.

А кто будет определять, качественный паблик или нет? И каким образом: по шкале от 1 до 10?

Речь не об однозначной оценке, а, например, о том, чтобы была возможность дать своему паблику специальное описание, и рекламодатель в списке площадок рядом с их названиями видел эти описания. Увидев там слова о том, что в паблике нет копипасты и тому подобного, он может заинтересоваться, полезть в сам паблик и дальше уже сам решить, удовлетворяет ли площадка его запросам. Возможны и другие инструменты, преследующие ту же цель.

С точки зрения рекламодателя, какая ему разница, качественный контент или нет? Ему же важно, чтобы его рекламу заметило как можно больше людей, а не показатель IQ аудитории.

Во-первых, есть имиджевый вопрос. Думаю, многие крупные бренды вообще опасаются рекламироваться в пабликах, потому что это «место, где школьники матерятся и вешают голых негров». Уверенность в том, что их реклама не будет соседствовать с какой-нибудь оголтелой ксенофобией, может быть для них важна.

твитнуть

МДК признавались, что Coca-Cola хочет рекламироваться у них, но не может этого позволить из-за их спорного образа.

Во-вторых, рекламодателю важен не только объем аудитории, но и ее релеватность. Продавцу гаджетов нужны те, кто реально эти гаджеты покупает, а не те, кому просто нравятся «приколы про айфон». Думаю, что в моих пабликах первых будет больше, чем в среднестатистическом.

Сам формат рекламы в таких пабликах будет чем-то отличаться от обычных рекламных постов в группах? Это будут репосты или посты от вашего имени? Реклама будет всегда подписана как реклама?

На эти вопросы сам точного ответа не знаю, но предполагаю, что будет подписана, и надеюсь, что будет постами от имени паблика — тогда их удобнее будет подгонять под формат паблика, делая интереснее для читателей (как сейчас происходит у Дюрана, делающего уникальную рекламу, а не тупо репостящего рекламодателя).

Последнее время всех очень интересуют конспирологические теории. Сейчас проект существует только как твоё начинание или уже оформлен как компания?

Пока просто как начинание, потому что сейчас не до конца понимаю, как будут обстоять дела у биржи постов юридически (причем это никому до конца не понятно, потому что раньше такого не было). Ну и хочу сначала увидеть хоть какой-то фидбэк, помогающий понять, что это осмысленно — если вдруг уже сейчас, до всякой монетизации, упрусь в какую-то стену, смысла в регистрации нет.

Жить и работать ВКонтакте,
Никита Лихачёв,
TJournal

#Статья