Офтоп
TJ

Прошлое, настоящее и будущее российского краудфандинга

Автор: Михаил Кафанов

Разговоры о краудфандинге в России на протяжении многих лет заканчивались пессимистичными сентенциями о неготовности общества, но последние удачные примеры подобного финансирования, кажется, растопили сердца даже заядлых скептиков. Почему же стране потребовалось столько времени, чтобы случилась Colta.ru, и какое будущее у отечественного краудфандинга?

Вполне справедливо считать появившийся в 2009 году американский сайт Kickstarter практически идеальной (и уж точно – лучшей на сегодняшний день) краудфандинговой площадкой. Казалось бы, как и все хорошие западные идеи, концепцию ресурса должны были подхватить какие-нибудь российские разработчики и «адаптировать под совковую ментальность», но не срослось. К началу 2012 года в стране так и не смогли скопировать Kickstarter. Такие проекты как «С миру по нитке» и Planeta.ru прогремели памятником Стиву Джобсу (82089 руб. из 128000 руб. – проект закрыт) и двумя месяцами работы интернет-издания Colta.ru (654000 руб. из 400000 руб.) соответственно, но допустили ряд ошибок. Они, по всей видимости, вытекают из немного идеалистических представлений о природе кикстартеровского успеха.

Заключается она вовсе не в развитости американского и английского обществ (именно в этих странах сейчас работает Kickstarter), а в относительно новой модели потребления — «отложенном шопинге». Отложенный шопинг — это особые «подарки» людям, принявшим активное участие в финансировании проекта. К примеру, если вы пожертвуете 100 долларов на производство модульного рюкзака, то получите всю линейку рюкзаков, сэкономив 20 долларов. Фактически, вы приобретаете новый, эксклюзивный, продукт.

Более полно эффективность такой исключительно капиталистической схемы иллюстрирует статистика пожертвований. Самой популярной суммой взноса остаются 100 долларов, немалые деньги для любой страны. Вполне очевидно, что подобная щедрость не является следствием безграничного альтруизма. Этот взнос настолько популярен благодаря тому, что именно с этой отметки начинаются самые интересные поощрения. Статистики на эту тему создатели ресурса не ведут, однако изучение большого числа проектов дает понять: за 100 долларов можно получить очень хороший товар значительно ниже планируемой рыночной стоимости.

Но, как известно, меньше половины начинаний на Kickstarter заканчиваются пачкой денег, в разное время от 40 до 45 процентов. «Неудачников», можно условно разделить на две большие группы: на тех, кто ошибся с продуктом и на тех, кто ошибся с вознаграждением. Среди последних довольно часто оказываются проекты без материального результата деятельности в конце. Несложно смастерить пару сотен чехлов-клавиатур для iPad (приветик, Surface!) или универсальных беспроводных зарядных устройств для смартфонов, но попробуйте заинтересовать спонсора, когда конечным продуктом выступает текст.

История интернет-издания Colta.ru тем и интересна, что создатели сайта поняли, чем привлечь деньги. Ретвиты от Олега Кашина, брюки, спортивные костюмы и шляпы из клипов «Ляписа Трубецкого» и куча книг с автографами разлетелись вмиг. Тем страннее, что упор на отложенном шопинге не сделали создатели «Планеты» и «С миру по нитке». Ни вам заметного совета про красивую презентацию (а как вы собираетесь что-то продать без красивой картинки?), ни модерации с отсевом откровенно слабых (а иногда и попахивающих мошенничеством) проектов. «Планета», к тому же, зачем-то разрешила размещать проекты по спасению больных раком детей (Kickstarter на это без стеснений говорит: «Нет, нельзя, есть благотворительные организации, туда деньги и несите»), где об отложенном шопинге не может быть и речи.

Лишь прошлым летом эту несколько плачевную ситуацию изменил сервис Boomstarter, полностью скопировав Kickstarter (и получив за оригинальность премию «Стартап года 2012»). Про отложенный шопинг повествует уже второй пункт руководства с красочными презентациями дела тоже обстоят лучше, откровенно слабых проектов по российским меркам мало, да и запрятаны они глубоко, на финансирование операций больных детей наложен запрет.

Остается только надеяться, что и без того неплохая PR-кампания «Бумстартера» станет более прямолинейной. «Краудфандинг» — это красивое слово для все тех же товарно-денежных отношений. В этом нет ничего плохого: отсутствие благотворительности должно быть очевидно для всех участников таких начинаний. Российское общество, отсталое и скупое во всех своих проявлениях, крайне неохотно помогает сиротам и бездомным животным, но с удовольствием ходит по торговым центрам. Так зачем же говорить об альтруизме, когда лучше говорить об эксклюзиве, которым можно с успехом хвастаться перед друзьями и завсегдатаями клуба Gipsy? Обнажение сути современного краудфандинга и превращение площадки народного финансирования в молл с легким налетом гламура — вот главный путь развития подобных сервисов в России.

Дайте денег на стартап,
Михаил Кафанов,
Irony Production,
Специально для TJournal

#Статья #краудфандинг #Kickstarter #Boomstarter